От IGA Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.) Ответить по почте
Дата 13.05.2005 14:13:28 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Новый градостроительный кодекс

Новый Градостроительный кодекса РФ принят в конце декабря 2004. Анализ законопроекта экспертами свидетельствует о его крайне анти-экологичном характере. Результат успешного лоббирования строительными фирмами своих интересов на лицо.

http://ikd.ru/Campaign/Eco/Gradostroi

Градостроительный кодекс: замечаний множество

12 ноября Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям обсуждал содержание новой редакции Градостроительного кодекса. По мнению независимых экспертов, проект Кодекса противоречит положениям Конституции и нескольким федеральным законам, однако это вряд ли помешает депутатам одобрить его уже во втором чтении, намеченном на 25 ноября.

Рассматриваемый парламентариями проект Градостроительного кодекса противоречит положениям Конституции и нескольким федеральным законам. В частности, он не обеспечивает прав граждан на благоприятную окружающую среду и создает почву для злоупотреблений при осуществлении градостроительной деятельности — к такому выводу пришли эксперты-экологи и юристы природоохранных организаций, всесторонне изучившие текст проекта нового Градостроительного кодекса.

Хотя сегодня градостроительное законодательство достаточно четко регламентирует правила соблюдения законодательства экологического, это не избавляет города от множества конфликтов между застройщиками и местными жителями, порой доходящих до силовых противостояний. Только в одной Москве сегодня подобных конфликтов разной степени напряженности зафиксировано около 500.

Налицо прямая заинтересованность общественности в участии в разработке и усовершенствовании данного законопроекта. Для этого экологические и правозащитные организации активно предпринимают усилия, чтобы включиться в процесс работы над документом, донести до разработчиков свою позицию, но до самого последнего момента их усилия оставались тщетными.

Предложения по изменению проекта Кодекса, составленные при содействии депутатов Совета Федерации и экологов, были переданы в конце октября разработчикам законопроекта, а также представителю Комитета по промышленности, ведущему этот законопроект.

Но конструктивной работы по изменению документа пока не получилось просто потому, что оппонентов Кодекса не хотят слушать. Вот, что говорит Святослав Забелин, представитель экологической организации: «Была одна встреча с разработчиками Закона и одни слушания в Думе, но на них экологам даже не дали вставить слова».

А вот что говорит противоположная сторона, представители разработчиков Кодекса.

«Все, что предпринимают экологи, яйца выеденного не стоит, – сказал руководитель аппарата комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Александр Курский. – Есть закон «Об экологической экспертизе», который, как и прежде, будет регулировать безопасность градостроительной деятельности, поэтому все страхи защитников окружающей среды надуманы».

Между тем, мнение «зеленых» непоколебимо: «Согласно предлагаемой редакции Кодекса государство в лице органов государственной экологической экспертизы фактически самоустраняется от участия в оценке экологической безопасности градостроительной деятельности».

ЗАМЕЧАНИЯ К ПРОЕКТУ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА:

(По материалам международного социально-экологического союза)

Замечаний к проекту множество. В данной редакции Градостроительный кодекс просто не учитывает интересы граждан при осуществлении градостроительства. Конфликты последних лет в крупных городах были вызваны именно безответственным поведением застройщиков. Если данный законопроект даст возможность недобросовестным застройщикам не учитывать мнения граждан, социальная напряженность в городах будет нарастать лавинообразно. Важно, чтобы в следующей редакции кодекса это упущение было исправлено.

Не менее важно, чтобы вновь законопроект не противоречил действующим Конституционным нормам, и действующему законодательству РФ. Однако, отмечают эксперты, анализ действующего российского законодательства позволяет сделать выводы, что текущий проект Градостроительного кодекса содержит ряд норм, противоречащих Конституции Российской Федерации.

Из проекта кодекса исключены многие формулировки, обеспечивающие основополагающие права граждан. В частности, право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ).

Проектом Кодекса не устанавливается необходимость учета мер экологической безопасности при градостроительном планировании территорий, что также может привести к нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Законопроект противоречит и действующим федеральным законам. В частности, ФЗ "Об охране окружающей среды" в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений (ст. 44), при установлении защитных и охранных зон (ст. 52), в области мер охраны природных объектов.

Необходимо включить в законопроект положение, запрещающее изъятие земель природно-заповедного фонда: заповедников, заказников, памятников природы, национальных парков, и других особо охраняемых природных территорий (ООПТ), и других объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное значение (ст. 58).

Необходимо также установить правовой режим охраны природных объектов, законодательно запретив хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду и ведущую к деградации и (или) уничтожению особо охраняемых объектов, имеющих ценное природоохранное, культурно-историческое, научное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной (ст. 59). Не учтены в проекте и требования охраны зеленого фонда городских и сельских поселений (ст. 61).

Следует добавить, что принимаемый проект Градостроительного кодекса противоречит и ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения": в нем не соблюдены требования по созданию благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений, требования санитарных правил и норм при проведении градостроительной деятельности.

Полностью отсутствуют в текущем проекте Градостроительного кодекса упоминания о проведении государственной экологической экспертизы при осуществлении градостроительства, что нарушает законы РФ "Об охране окружающей среды" и "Об экологической экспертизе".

При этом в законопроект вводятся неизвестные действующему законодательству понятия, такие, как, например: "государственная экспертиза проектной документации" и "экспертиза проектной документации". Это создает путаницу в действующем законодательстве, а значит и почву для злоупотреблений. В частности, отмечают эксперты, не будет обеспечен принцип независимости экспертных организаций, что может привести к их ангажированности.

Проект закона не соответствует ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", положениям Земельного, Водного и Лесного кодексов РФ.

Вопреки перечисленным федеральным законам, в проекте Градостроительного кодекса не указаны в качестве публичных сервитутов и зон с ограничением хозяйственной и градостроительной деятельности: государственные природные заповедники и иные особо охраняемые природные территории (ООПТ); водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы; зоны санитарной охраны источников водоснабжения, и иные охраняемые и ценные природные территории.

В нарушение действующего российского законодательства о культуре, в проекте Кодекса в качестве публичных сервитутов также не указаны зоны охраны памятников истории и культуры, историко-культурных комплексов и объектов.

Ряд норм обсуждаемого проекта Градостроительного кодекса противоречат Конституции Российской Федерации в части разграничения предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 71, 72). Не учитываются законопроектом и региональные особенности.