|
От
|
П.В.Куракин
|
|
К
|
П.В.Куракин
|
|
Дата
|
16.05.2005 17:47:50
|
|
Рубрики
|
Россия-СССР;
|
|
кстати спасибо Баювару
за мысль о цацках. Действительно, по целу ряду причин массовое производство цацек является мощнейшим движком всех технологий:
1) массовый выпуск -- более высокие требования к продукции
2) массовый выпуск -- возможность высоких абсолютных затрат на НИОКР
3) массовый выпуск -- малые удельные издержки производства
4) при этом действует петля положительной обратной связи: дорогой НИОКР улучшает качество или понижает цену, это увеличивает спрос, это позволяет еще более увеличить НИОКР-ы или уменьшить удельные издержки, это еще более увеличивает качсетво.
такой механизм, действительно, возможно, ДОЛЖЕН работать куда эффективнее амбициозных проектов типа "Буран"
моё малюсенькое добавленьице состояло ДО СИХ ПОР в том, что чтобы раскрутить такой маховик, вам нужно ИЗНАЧАЛЬНО иметь платежеспособный спрос (зажиточные граждане) и ёмкий рынок. Запад создал себе такую стартовую затравку грабежом папуасов на ранних стадиях колониализма. И это место уже занято -- и давно было
занято, -- раз и навсегда. Повторить этот путь нельзя.
- - - - - - -
Но это присказка, сказка впереди. Давайте обратимся к фактам. Берем тот же автопром. Казалось бы, это именно та сфера массового производства, где СССР не светило тягаться с Западом.
Но в 70-х гг СССР создал БМП раньше стран НАТО, прчем первые НАТО-вские БМП были заведомо слабее нашего -- они не плавали.
Почему? Накопленная техническая культура в американском и
европейском автопроме ДОЛЖНА БЫТЬ, по Баювару (цацки раскручивают технологии круче Буранов) велика. Мало того, учитывая общую мощность НАТО-вского автопрома, просто огромную по ср. с нашей отраслью, они могли без труда сконцентрировать значитльно более высокие усилия на разработке.
Я думаю, дело в следующем. Еще Тесла в свое время был поражен бестолковостью методов Эдисона -- а это ВЕЛиЧАЙШИЙ американский изобретатель. По словам теслы, Эдисон просто перебирал все мыслимые варианты решения задачи, проявляя при этом фантастическую работоспособность.
Похоже, такова и есть техническая культура американских и
евопейских автогигантов. Они умеют делать конкретные вещи -- вполне конкретные и однообразные классы автомобилей,и научились их делать с фантастической аккуратностью. Там же, где была нужна НАСТОЯЩАЯ исследовтельская разработка, они облажались перед довольно молодой и неопытной технической
культурой СССР.
То есть, опыт, опыт, и еще раз опыт. И очень мало ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Мощнейшее вековое потребление автотранспотра просто выдрессировало их как естественный отбор белых медведей ловить рыбу. Но удочки мишка не изобретет.
Даже сложно представить, насколько же ДОРОГОЙ ЦЕНОЙ оплачена такая,с позволения скзать "научно-техническая культура". На поверку выходит, что это невероятно дорогой и НЕЭФЕКТИВНЫЙ способ развития технологий.