От IGA Ответить на сообщение
К Администрация (Дмитрий Кропотов) Ответить по почте
Дата 26.04.2005 15:52:19 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Большевизм в XXI веке.

http://www.aurora1917.org/analiz/250405_1.shtml

Большевизм в XXI веке.

Сто два года назад на арене всемирной истории впервые заявил о себе большевизм - течение политической мысли и практики, которому мировое коммунистическое движение обязано всеми своими победами в борьбе с системой угнетения и эксплуатации. Наоборот, поражения и отступления коммунизма, так или иначе, были связаны с игнорированием или деформацией принципов большевизма. Возникновение и укрепление большевизма было обусловлено объективными историческими обстоятельствами - переходом капитализма в фазу империализма, фазу господства монополий и борьбы за передел мира. Гений Маркса, опираясь на передовые достижения научной мысли своего времени, совершил революционный переворот в науке об обществе и вооружил пролетариат оружием классовой борьбы - научной теорией марксизма. Гений Ленина, опираясь на метод марксизма в анализе капитализма новой эпохи, в борьбе с ревизионизмом сформулировал основы и принципы большевизма, вооружившись которыми пролетариат пробил первую брешь в мировой цепи империализма. Ленинизм и большевизм едино суть, это марксизм эпохи империализма.
Основы большевизма.
Философским базисом большевизма служит диалектический метод познания природы и общества. Большевистский стратегический анализ явился образцом творческого применения диалектики. Метод восхождения от абстрактного к конкретному, диалектика единства и борьбы противоположностей - эти основы марксизма гениально воплотились в ленинской стратегии нахождения "звена, ухватившись за которое можно вытащить всю цепь". И эти звенья были найдены ленинской мыслью - звено, которое положило начало партии это создание общерусской газеты "Искра", звено, которое обеспечило победу революции в России это союз рабочего класса и крестьянства, звено, которое прорвало цепь империализма и едва не опрокинуло мировое господство капитализма это революционный выход из Мировой войны. Но эту стратегию большевикам пришлось отстаивать в непримиримой и беспощадной борьбе с оппортунизмом. Российский оппортунизм - меньшевизм шел в кильватере открытых и латентных оппортунистических тенденций вызревавших в лоне II Интернационала. Общей методологической основой взглядов западных и российских оппортунистов той поры являлся механицизм и вульгарный социологизм.

Идейное наследие большевизма все без изъятия имеет непреходящее значение. Однако особенно важным в современной исторической ситуации представляется ленинская теория империализма и ленинское учение о партии - авангарде пролетариата. Именно в этих вопросах буржуазия и ее социал-прислужники направляют острие своей идеологической атаки на большевизм.

Карл Каутский, ведущий теоретик II Интернационала, в 1914 году выдвинул теорию "сверхимпериализма". В соответствии с этой теорией на основе интернационального характера монополистического капитала якобы возможны ненасильственные, неимпериалистические межгосударственные отношения между великими капиталистическими державами. Каутский полагал, что объединенный всемирный картель магнатов капитала положит конец межимпериалистическим противоречиям и устранит опасность мировых войн между капиталистическими странами. Эта теория служила тому, чтобы обелить империализм, внушить массам иллюзию о грядущей эпохе мирного, бесконфликтного развития капитализма. В модифицированном виде эта теория и сейчас активно используется идеологами буржуазии и ее агентами в левой среде. Неокаутскианство скрывается за ширмой всевозможных апологетических теорий "постиндустриального общества", "элитаризма", различных буржуазных и ревизионистских трактовок "глобализации" и т. д. Неокаутскианцы игнорируют или принижают роль межимпериалистических противоречий, подбрасывают трудящимся идеи, что корень зла якобы заключается в транснациональной финансовой элите вышедшей-де из под контроля национальных правительств. Мало того, что эти лакеи буржуазии внушают массам иллюзию возможности мира при капитализме, они еще и ограничивают рамки классовой борьбы, на место главного врага - капиталистической системы как целого, ставят частное проявление ее - экономическое могущество ТНК. Отсюда проистекает полный набор оппортунистических лозунгов - от "демократизации и гумманизации капитала" до "справедливой и демократической глобализации" (сам термин "глобализация" пущен в оборот для маскировки агрессивной сущности империалистической экспансии).

Ленин вскрыл антинаучный характер теории "сверхимпериализма", показал, что тенденция движения к "сверхимпериализму", к образованию всемирного картеля монополистов никогда в реальной действительности не может завершится. "Бессодержательнейшие разговоры Каутского об ультраимпериализме, - пишет он, - поощряют, между прочим, ту глубоко ошибочную и льющую воду на мельницу апологетов империализма мысль, будто господство финансового капитала ослабляет неравномерности и противоречия внутри всемирного хозяйства, тогда как на деле оно усиливает их" (В.И. Ленин. ПCC. Т. 27. С. 392.) Ленин указал на то, что теория "сверхимпериализма" направлена против необходимости социалистической революции и диктатуры пролетариата.

Несостоятельность теории Каутского доказана как опытом мирового развития в XX веке - опытом двух мировых войн и десятков "локальных" военных конфликтов, так и текущими международными отношениями - жестким противостоянием империалистических центров - США и ЕС, США и Китая, Китая и ЕС. Именно на линии противоречий между старыми евроатлантическими и новыми азиатскими империалистическими хищниками вызревают зерна возможной новой мировой войны за передел мира.

В русле каутскианства пошел в годы первой мировой войны и троцкизм. В противовес ленинизму Троцкий отстаивал в те годы идею "демократического мира", ратовал за создание "Соединенных Штатов Европы".

Важнейшим пунктом, отграничивающим большевизм от правого и левого оппортунизма, является ленинское учение о партии. Впервые Ленин изложил теорию партии - революционного авангарда в брошюре " Что делать?" в 1902 году. Всего через год марксисты-ленинцы на II съезде РСДРП по организационному вопросу фактически размежевались с оппортунизмом и конституировали революционное течение марксизма - большевизм. Организационная концепция большевизма исходит из необходимости для класса пролетариата в целях ликвидации диктатуры буржуазии и замены ее диктатурой пролетариата иметь свой классовый авангард - партию, объединяющую в своих рядах наиболее передовых представителей рабочего класса, активных и сознательных борцов-революционеров. Эта партия представляет собой сознательный полюс рабочего движения и в качестве таковой диалектически взаимодействует со стихийностью борьбы всего класса пролетариата.

Правота организационной концепции Ленина обусловлена не только конкретно-историческими обстоятельствами России, в которой рабочему классу пришлось бороться за свое освобождение, как с буржуазией, так и с полуфеодальной репрессивной машиной царизма. Организационное учение большевизма имеет всемирное значение. Ни один господствующий класс в истории не осуществлял непосредственное политическое и идеологическое руководство обществом через всех своих представителей. Рабовладельцы, феодалы и буржуазия поручали ведение своей политики, разработку своей идеологии отдельным, относительно немногочисленным группам внутри своего класса. При этом каждый способ производства отличается своим специфическим способом решения конфликтов и противоречий между различными фракциями господствующего класса. Капитализму наиболее адекватна парламентская демократия и буржуазная многопартийность как форма разрешения таких конфликтов. Конкуренция буржуазных партий это отражение в сфере политики капиталистической экономики основанной на конкуренции и анархии производства. Пролетариат в рамках экономической системы капитализма также разделен конкуренцией между пролетариями за рабочие места, противоречиями между различными слоями класса и т. п. Но в рамках антагонистического противоречия пролетариата и буржуазии пролетариат выступает как единое целое. Его единый фундаментальный интерес состоит в уничтожении системы наемного труда, эксплуатации, классов, и политической надстройки над обществом. Эта задача не есть одномоментный акт, а целая историческая эпоха после социалистической революции. Пролетариат, совершая социалистическую революцию, выступает как класс в-себе-и-для-себя и остается спаянным единым интересом вплоть до момента растворения в новом, социалистическом обществе. Роль партии состоит в том, чтобы помочь пролетариату сформироваться в класс, выступить в качестве руководящего центра, генерального штаба социалистической революции и после революции направлять и координировать борьбу пролетариата с эксплуататорскими классами, с экономическими, идеологическими, моральными рудиментами старого общества. Совершенно очевидно, что решить историческую задачу такого масштаба и сложности может только партия, основанная на принципах большевизма. Партия или партии основанные на иных принципах, отличных от большевизма, даже не смогут подступится к решению этой колоссальной задачи.

Большевистская партия является необходимой для пролетариата, в том числе и потому, что буржуазия эпохи империализма окончательно выбросила за борт знамя свободы и демократии. Например, достаточно посмотреть на область производства и распространения информации, чтобы констатировать, что в этой сфере царит самый настоящий информационный фашизм.

Большевизм вовсе не подразумевает подмены активности и самодеятельности масс авторитарным руководством партии или казарменный режим внутри самой партии. Наоборот партия служит инструментом пробуждения класса, превращения его в субъект политики и экономики. Внутри большевистской партии гарантируется свобода дискуссии, соучастие оргструктур всех уровней в выработке политической линии. Но в отличие от буржуазных партий, в большевистской партии демократия не самоцель, не просто процедурный метод, а средство решения грандиозных исторических задач стоящих перед пролетариатом.
Исторические деформации большевизма.
Любая теория и политическая практика, будучи по своей сути явлениями надстроечного порядка зависят в своем историческом развитии от социально- экономического развития первичного порядка. Большевизм не стал здесь исключением. То, что пролетарская диктатура в СССР на каком-то этапе подверглась извращению или даже была ликвидирована признается теперь всеми направлениями коммунистического движения. Споры идут главным образом вокруг вопроса о причинах и начальной точки отсчета процессов, приведших к коллапсу СССР.

По нашему мнению процесс подрыва диктатуры пролетариата был обусловлен рядом внешних и внутренних объективных причин (однако отнюдь не фатальных) и начался с процесса деформации принципов большевизма.

Конкретная историческая обстановка в которой приходилось действовать молодой советской власти не давала объективных условий для развертывания широкой политической активности трудящихся масс. Пролетарская власть существовала в стране с практически обескровленным в результате Первой Мировой и Гражданской войны пролетариатом, многократно уступавшим по численности крестьянству. От момента Октябрьской революции и до конца 20-начала 30х годов существовала реальная опасность, что мелкая буржуазия села - кулаки, поведут за собой многочисленные середняцкие крестьянские массы и опрокинут советскую власть. Страну окружало кольцо врагов - империалистических хищников, политически активной белоэмиграции и их агентуры внутри страны. Экономический и культурный уровень был крайне низок. Пролетарской революции в более развитых странах Западной Европы, в качестве детонатора которой большевики рассматривали Октябрь, не произошло в силу главным образом субъективных причин (прежде всего слабости и неопытности коммунистических сил, предательской политики социал-демократии, появления "третьей силы" - фашистских движений). В этих условиях большевики, чтобы спасти основное, должны были пойти на то, чтобы пожертвовать частным. Они вынужденно пошли на ограничение партийной, советской и производственной демократии.

Большевизм это не бланкизм, его принципы эффективны только тогда, когда они встречают революционную творческую активность масс. Как свидетельствуют последние работы Ленина, он понимал, что в тяжелейших обстоятельствах, в которых оказалась партия и советская власть, большевизм может подвергнуться искажению. В этих обстоятельствах неизмеримо возрастала роль личности, руководителя партии. На эту роль претендовали несколько партийных лидеров - Сталин, Троцкий, Зиновьев. Но Ленину было ясно, что никто из них не свободен от недостатков, которые могут иметь в будущем роковое значение. Троцкий был всегда органически чужд большевизму, будучи сильным теоретиком марксизма, он в значительной мере не смог преодолеть методологические подходы старого марксизма школы Каутского, марксизма II Интернационала. Сталин обладал многими качествами большевика, но был недостаточно силен как марксистский теоретик. Все перечисленные лидеры были склонны к решению насущных задач чисто административным путем, политический подход, основанный на ленинской стратегии и анализе, зачастую игнорировался ими.

В итоге, в тяжелой внутрипартийной борьбе победил Сталин. Политическая система, выстроенная Сталиным, явилась извращением большевизма. Массы были полностью выключены из реальной политической жизни, советская демократия превращена в фарс, партийная демократия уничтожена и заменена единоличной властью "вождя". Сталинская система, как бюрократическая пародия на большевизм, столкнулась с тенденцией прогрессивного ухудшения руководящего кадрового состава. Она требовала абсолютного повиновения нижестоящих вышестоящим, абсолютного единомыслия. Естественный отбор установленный ею, давал дорогу людям, хотя и наделенным административными способностями, но начисто лишенным большевистской принципиальности, настоящей марксистской теоретической подготовки. Эта бюрократическая политическая система, всестороннее разложение и неэффективность которой явственно обнаружились во время правления Брежнева, в конце концов и выпестовала касту своих собственных могильщиков - горбачевых, ельциных, яковлевых, шеварднадзе ┘" имя же им легион".
Большевизм и современность.
Современная эпоха характеризуется кризисом капитализма, кризисом всесторонним, но в рамках которого работают как тенденции ускоряющие кризис, так и тенденции, позволяющие временно смягчать антагонистические противоречия капитализма. С другой стороны, проект революционного выхода из кризиса капиталистической системы сам находится в кризисе. Буржуазии удалось на основе дисбаланса в уровне жизни между развитыми и развивающимися странами создать широкую базу для оппортунистической деятельности всевозможных псевдо-рабочих, псевдо-социалистических и псевдо-коммунистических партий, которые играют в системе империалистической демократии роль левого фланга. В болото оппортунизма скатились выродившиеся политические течения и идеологии, которые в разные исторические эпохи имели несомненный революционный потенциал - социал-демократы, троцкисты, сталинисты и др. Закономерным образом, принципы большевизма, как наиболее враждебного оппортунизму пролетарского движения, находят у них в лучшем случае непонимание, а в худшем - активное противодействие, злобную клевету и измышления.

Неспособный по своей природе организовать борьбу масс за уничтожение капиталистической системы, оппортунизм помогает буржуазии затушевывать противоречия отжившего строя. Капитализм отличается от предыдущих эксплуататорских формаций тем свойством, что он способен наиболее искусно маскировать угнетение. Мистификация кроется уже в самом акте продажи рабочим своей рабочей силы как товара. Рабочий и капиталист в этом акте юридически равны и по видимости вступают во взаимовыгодную сделку, но на деле капиталист, владея средствами производства, присваивает неоплаченный труд рабочего. Эта первичная мистификация капитализма дополняется все более возрастающим количеством вторичных мистификаций в сфере надстройки, цель которых заставить эксплуатируемых и угнетенных примирится со своим положением или хотя бы на время забыть о нем. Главная мистификация оппортунизма состоит в том, чтобы внушить трудящимся иллюзию стойкого и долговременного улучшения их положения в рамках прогнившего капитализма. Однако, эта функция оппортунизма может быть эффективной только при наличии у класса капиталистов достаточного пространства для социального маневрирования - подкупа за счет монополистических сверхприбылей отдельных слоев рабочего класса и противопоставления их другим наиболее обездоленным и пауперизированным слоям. Пока такие возможности у капитализма есть. Но неизбежное обострение общего кризиса капсистемы должно свести их на нет. В определенном смысле реформистский оппортунизм скрывает в себе внутреннее противоречие - он с одной стороны служит поддержанию системы, а с другой увеличивает накладные расходы класса капиталистов по поддержанию социального мира и стабильности. Пока еще рано говорить о конце эпохи господства реформистского оппортунизма, но определенные признаки ослабления его влияния на трудящиеся массы имеются. Его окончательная нейтрализация должна совпасть с восстановлением стратегических и практически-политических позиций полноценного революционного марксизма - большевизма.

В России у капитализма пространство для социального маневрирования минимально. Оппортунизм здесь подпитывается главным образом фактором инерции общественного сознания. При чем специфика российского реформистского оппортунизма в том, что он тесно и порой неразделимо переплетается с различными формами националистической идеологии. Это является отражением процессов маргинализации и люмпенизации широких слоев рабочего класса. Огромные сектора производства были развалены в ходе неолиберальных "реформ". Структура капиталистической экономики России стала развиваться в направлении типичной страны второго эшелона капитализма - немногочисленные относительно конкурентоспособные на мировом рынке отрасли (в основном добывающего сектора) и раздутая сфера торговли и сервиса, функционирующая за счет валютных финансовых потоков, первоначально направляющихся в экспортирующие отрасли.

Но и здесь все не так безнадежно, как может показаться на первый взгляд. Текущая ситуация в России отличается непредсказуемостью. Ни у одной политической силы нет достаточно широкой поддержки в массах. Можно сказать, что русский медведь по-прежнему спит. И никто в данной ситуации не возьмется в точности сказать, что будет означать его пробуждение - стихийный бунт, массовую поддержку националистической диктатуре, "бархатную" или красную революцию? Как бы то ни было, но большевикам в России необходимо противопоставить себя всем буржуазным лагерям, вести непримиримую борьбу с оппортунизмом за влияние на трудящиеся массы, восстановить после долгого перерыва ленинистскую стратегию и анализ, бороться за воссоздание подлинно большевистской, подлинно ленинской рабочей Партии.

Однако, самые общие контуры идеологической платформы такой партии можно попытаться сформулировать уже сейчас. Прежде всего, представляется неправомерным в условиях современного капитализма разделение программных требований на программу-минимум и программу-максимум. Именно такая постановка вопроса открывает двери оппортунистическому перерождению. Борьба за частичные требования становится всем, а главная цель и смысл существования Партии - диктатура пролетариата и коммунизм - ничем. Оговоримся, что речь идет об уровне доктрины, а не практики. На практике участие в текущей борьбе пролетариата за свои частные интересы и права просто необходимо. Более того, именно в такой борьбе только и способны сформироваться настоящие большевистские кадры. Необходимо также решительно порвать с парламентским кретинизмом, с культивированием вредных иллюзий насчет возможности использования буржуазного парламента в целях освобождения пролетариата. Необходима не ррреволюционная болтовня, а изучение современного империализма с позиций марксизма и ленинизма. Только такой, истинно большевистский подход, позволит найти звено, ухватившись за которое можно вытянуть всю цепь, только такой подход приведет к победе!

Дмитрий Краснов.