Режим государственно-олигархического капитализма в России, представленный в настоящий момент Путиным и Ко. необходимо нуждается в идейных обоснованиях. Идеологический проект властной элиты должен находить положительный резонанс в думающей части общества и одновременно являться как бы матрицей для более прикладных вещей - пропаганды СМИ, политического пиара и т.п. Власть заказывает и платит, а идеологи осуществляют ее пожелания.
В ряду других исполнителей официального заказа, в качестве такого идеолога выступил скромный чиновник Минобразования, в прошлом провинциальный учитель биологии, господин Крупнов. Его опусы охотно публикуют пропрезидентские СМИ (например ИА "Росбалт"), его книги издаются большими тиражами. Мало того, на базе его "теории" создана даже очередная пропрезидентская партийка под расхожей вывеской "Партия России".
Признаться, мы поначалу сомневались, стоит ли вообще обращать внимание на идеологическую продукцию этого персонажа. Уж больно низкого она интеллектуального качества даже для официоза. В СССР крупновыми были заполнены все кафедры "научного коммунизма" и все "партийные школы" и это было знаком того, что несмотря на показную мощь и кажущуюся несокрушимость, дни советского режима сочтены. Читая работы Крупнова, можно, после вроде бы солидного наукообразного изложения наткнуться на такие перлы: "В России государственность нужна не для власти, не для повелевания, не для имперскости, а для организации жизни населяющих Россию народов на принципе Христа, принципе личности". Но так как в силу атрофии навыков критического мышления постсоветская "образованщина" не блещет высоким уровнем развития, именно интеллектуальная нищета, замешанная на обскурантизме и мистицизме, делает крупновых, дугиных и прочих доморощенных "философов" относительно популярными. Представляемый Крупновым идеологический тренд очень симптоматичен и нам кажется небесполезным уяснить на этом примере полную идейную импотенцию так называемой "элиты". Кроме того, подобные теории несут в себе большую опасность тем, что могут стать официальным знаменем для нового политического курса. Бездарная и продажная КПРФно-яблочно-лимонная оппозиция в силу своей недееспособности имеет весьма призрачные шансы на власть. Но раскачать лодку и расчистить дорогу настоящей, всамделишной пиночетовщине, по сравнению с которой нынешний режим покажется образцом гуманности и демократизма, пиночетовщине под националистическими и великодержавными лозунгами, она вполне способна.
Г-н Крупнов выдвигает как главных мыслителей России митрополита Иллариона, монаха Филофея., Ф. Тютчева и В. Кожинова. Но, не мудрствуя лукаво, Крупнову стоило бы провозгласить главным столпом русской мысли графа Уварова, настолько он близок знаменитой уваровской формуле "православие, самодержавие, народность". При каждом удобном случае Крупнов восхваляет коронованных и некоронованных тиранов - строителей "великой русской державы" - Ивана Грозного, и, конечно же, Сталина. Монархическая тирания обосновывается религиозными аргументами: "русское царство, являясь подобием "Небесного Иерусалима", преемником четырёх вселенских царств, представляет из себя наилучшее и центровое, единственно возможное в мире устройство "общечеловеческого жития". Это, утверждает Крупнов, и является основанием для того чтобы народы мира отвернулись от сатанинской либеральной империи США и возлюбили проект "русской мировой державы": "Мировая держава не требует от России вписываться куда-либо, поскольку в отличие от либеральной империи мировая держава является государственностью, которая не колонизирует, подчиняет и повелевает, а ставит перед собой и человечеством мировые проблемы и образцово-показательно решает их на собственной территории, организуя, тем самым, мировое развитие". Вот так, не больше и не меньше. Остается только поинтересоваться когда, в какую историческую эпоху Россия "образцово-показательно" решала мировые проблемы. Может быть, в эпоху Николая I, когда в глазах всего прогрессивного человечества она была мировым жандармом? Или в эпоху Генералиссимуса, когда народы Европы и мира содрогались от ужаса [?], что над ними опуститься "железный занавес" [IGA: а кто занавес-то опустил, не Черчиль ли?] ?
Крупнов не согласен с тем, что Россия была империей, то есть конгломератом народов, объединенных преимущественно насильственным путем и с привилегированным положением одного народа. С Крупновым же не может согласиться ни один человек, который даст себе труд изучить исторические факты. Но во первых, писания Крупнова не рассчитаны на тех, кто предпочитает факты вымыслам, во вторых, Крупнов пытается отвести возможные подозрения в необъективности тем, что попросту называет тот же феномен иным словом - Россия дескать, это "мировая держава". Пожалуй, тезис Крупнова верен только в одном отношении - Россия действительно нетипичная империя, так как почти во всех империях государствообразующий народ получал более или менее значительные выгоды от своего статуса. Так наличие колониальной империи позволило правящему классу Великобритании установить относительный социальный мир в весьма богатую классовыми конфликтами историческую эпоху. В Российской же империи гнет военно-бюрократической клики давил тяжелым прессом в равной мере, как великороссов, так и инородцев. Несмотря на успешное расширение империи, повседневная жизнь ее подданных походила на существование гротескных персонажей "Истории одного города" Салтыкова-Щедрина.
Приблизительно в то же время когда монах Филофей в XVI веке, после разгрома религиозного движения "нестяжателей", сформулировал идею Москвы - третьего Рима, отставной дипломат Флорентийской республики Николло Макиавелли впервые со времен античности секуляризовал западную политическую мысль. Русская же политическая мысль вплоть до Герцена, Чернышевского и Бакунина не отделяла себя от религии. Русская идеология, в той или иной мере связанная с властью была связана в то же время и с религией. Только революционный лагерь - сначала демократы-разночинцы, затем социал-демократы, познакомившие Россию с марксизмом, смогли осуществить переворот в сфере духа - очистить производство идей от религиозной оболочки. Но религиозная линия русской мысли не исчезла и после революции, сохранилась вместе с эмигрировавшим после 17 года дворянством и буржуазией. Имена Бердяева, Шестова и некоторых других русских мыслителей первой половины ХХ века - это последние предсмертные всполохи русской религиозно-философской мысли. Она умерла вместе со смертью последних пассажиров "философского парохода", отчалившего в 1922 году из революционного Петрограда.
Но что тогда можно сказать о крупновых и дугиных, всуе тревожащих тени митрополитов и монахов? За идеологами русского империализма XVI - середины ХХ века стояла империя и более менее дееспособная политическая элита. За идеологами русского империализма начала XXI века не стоит ничего, кроме лежащей в руинах, вымирающей страны и разношерстной толпы дезориентированных мещан. Православие (да и самодержавие нынешней власти) широким авторитетом в среде народа не пользуется. Поклонникам господина Крупнова стоит понять message такого, например, кинофильма как "Мусульманин". Да и неправильно понимает тот же Крупнов суть православия (см. например, его декларативные заявления о том, что в православии трансцендентный принцип поддерживает и развивает человеческое личностное начало).
Насколько эффективны были имперско-православные идеологемы в русской истории, хотя бы в плане взаимоотношений России с Западным миром? Через несколько десятков лет после монаха Филофея с его мессианскими грезами о Третьем Риме Россия потерпела сокрушительное поражение от Польши и Литвы в Ливонской войне, страна прошла через кровавую баню опричнины и еще через малое время чуть было не исчезла с карты мира в результате польской и шведской интервенции. Через двадцать лет после провозглашения графом Уваровым формулы "православие, самодержавие, народность" царская Россия потерпела сокрушительное поражение от объединенных сил ведущих стран Западной Европы в Крымской войне. Всего через 40 лет после провозглашения Сталиным тезиса о "руководящем русском народе" (фактическим торжеством великорусского империализма под личиной советского "социализма") советская империя потерпела поражение в холодной войне и распалась. Русский народ всегда платил слишком большую [?] цену за "вселенские" мессианские эксперименты.
С другой стороны, когда правящая элита отказывалась от идеологии мессианизма и избирала проевропейскую ориентацию, тогда развитие страны становилось на устойчивый путь [???]. Показательна в этом отношении деятельность Петра I. "Революционер на троне", Петр понудил Россию не учить, а учится у передовых стран Запада. Одними из важнейших прогрессивных мер Петра были реформа Церкви (упразднение Патриаршества, фактическая лютеранизация православия) и перенос столицы из Москвы - символа азиатско-варварского прошлого страны, в Петербург - символ прогрессивного развития на пути интеграции в Европу. Импульс, заданный реформами Петра оказывал благотворное воздействие на развитие России на протяжении двух веков. Но "революция сверху", предпринятая гением Петра, для своего полноценного развития нуждалась в дополнении "революцией снизу", устранением феодальных оков для буржуазного развития. Прямыми продолжателями славного дела Петра явились декабристы и, в определенной мере, революционные разночинцы. Наоборот, консервативная феодальная реакция ("славянофилы") выступила с критикой петровских преобразований. В дальнейшем различные модификации славянофильства взяли на вооружение не только феодально-клерикальные силы, но и наиболее реакционные слои русской империалистической буржуазии.
В какой-то степени продолжателями дела Петра явились большевики. Конечно, их проект предполагал интеграцию, не в гниющую заживо буржуазную Европу, а в Европу социалистическую. Но в этой социалистической Европе России также предстояло учиться у более передовых стран [??]. Подобно тому, как при Петре тысячи иностранцев приезжали в Россию для передачи знаний и технологий тогдашней европейской цивилизации, в случае победы революции в Европе десятки тысяч инженеров, квалифицированных рабочих, ученых должны были бы оказать помощь народному хозяйству страны. К сожалению, этого не произошло. Роковое стечение [?] обстоятельств привело к торжеству контрреволюции вне и внутри России. Мировое значение России как первой страны победившей пролетарской революции было ложно истолковано кликой сталинистских бандитов в духе всемирного экспорта модели дегенеративного [?] советского псевдо-социализма. Сталинистский режим все более и более воспроизводил основные линии великорусского империализма - политику унификации империи с центром в почвенническо-отсталой Москве (не случайно Сталин люто ненавидел город Петра [?], город Ленина, не случайно направил на него основной удар репрессий), бюрократическую вертикаль, замыкающуюся на одного человека, идеологический союз государства с православием. Даже империалистическая политика сталинского СССР строилась вокруг территориальных притязаний и сфер влияния бывшей царской России - Галиция и Порт-Артур, Иран, Корея, Балканы и т.д.
Крупнов и другие "патриотические" политпублицисты часто используют лживый штамп - современный либеральный глобализм якобы идентичен ленинско - троцкистскому интернационализму "мировой революции". Объективную причину страха так называемых "патриотов" перед процессами глобальной интеграции следует искать не в паранояльных бреднях о "мировой закулисе" и "мировом заговоре", а в объективной же действительности. Причина, на наш взгляд, в том, что эти необратимые процессы подрывают условия существования классического, узконационального типа мещанина, бюргера, филистера, типа, существовавшего во всем мире, а не только в России, на протяжении последних 500 - 800 лет. Глобальный рынок [?] труда, информации, капитала и т.д., высокая мобильность современного человека, ведут к сглаживанию национальных различий, которые приобретают все более и более музейно-фольклорный характер. Конечно, процесс ликвидации национальных различий и противоречий в условиях капитализма не может ни гладко протекать, ни иметь логическое завершение в новой сверхнациональной общности людей планеты Земля. Этот процесс может закончиться только в коммунистической формации.
Но уже сейчас новое глобальное общество порождает новые типы с новой психологией, моралью, мировозрением. Это необратимый факт, который надо принять, из которого надо исходить, а не пытаться громоздить новую конструкцию национального мессианизма из археологических материалов безвозвратно ушедших в прошлое эпох. Лжепророки славянофильства и евразийства, ошибались, предрекая "гибель Европы" и особый путь для России. Россия не раз спасала европейскую цивилизацию от уничтожения. К сожалению, Европа не раз переоценивала свои силы и шла против России, воюя против своего восточного форпоста - поляки и шведы, Наполеон и Гитлер┘С другой стороны, и Россия не всегда во благо использовала плоды европеизма, как например во времена Николая I и Сталина. Но именно эти досадные отклонения [?], наносившие вред обоим сторонам, подтверждают порочность противопоставления России Европе, необходимость полной и окончательной европейской интеграции России [!].
Ни в национал-большевизме, ни в православном фундаментализме, ни в союзе первого или второго с исламским фундаментализмом или китайским империализмом [IGA: Ю.И.Семенов? ] нет никакого позитивного исхода для России. Это - тупик. Двинуться вперед Россия может только по европейскому пути развития, солидаризируясь со всем прогрессивным и революционным, что породила и продолжает порождать Великая Европейская Цивилизация.