От Pokrovsky~stanislav Ответить на сообщение
К Pokrovsky~stanislav
Дата 20.02.2005 01:51:22 Найти в дереве
Рубрики Крах СССР; История; Общинность; Версия для печати

Re: Кусочек статьи - введение

К истории социальной стратификации. Часть 1.

В идеологической борьбе, происходящей в современном обществе, одним из центральных положений является положение о «священной частной собственности». Естественность и священность ЧС лежит в фундаменте идеологии и права современного капитализма, претендующего на глобальное освоение поверхности Земного шара, настаивающего на общечеловеческой ценности собственных понятий и институтов.

Однако является ли «священная» и «естественная» частная собственность такой уж священной и естественной? На что опираются такие представления? – По сути на уровень теоретических представлений об истории развития человеческой цивилизации. И логику этих представлений яснее всего выразил Ф.Энгельс в названии своей работы «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Именно логика противостояния семьи окружающему коллективу, выделения семьи в отдельную ячейку, постепенного накопления в семье материальных ценностей с последующим возникновением эксплуатации на базе выросшего материального богатства отдельных семейств – практически оправдывает весь институт частной собственности.

Политическая и социальная практика конца 20 столетия предоставила великолепную подсказку, помогающую понять, что это, скорее всего, совсем не так. В СССР правящее сословие партийно-административно-хозяйственных руководителей практически одномоментно превратилось в собственников того огромного материального достояния, которое сформировалось как общественное, предназначенное для удовлетворения многообразных потребностей всего народа. Возникает догадка, что и история происхождения частной собственности близка к этому. Существовали большие родовые коллективы, являющиеся коллективами по сути кровных родственников. Возникновение избыточного материального достатка отдельных членов в которых было практически невозможно. По мере роста производительности труда возникали определенные излишки, поддающиеся накоплению и сохранению. Накопление этих излишков привело к созданию институтов освобожденных администраторов – вождей, распоряжавшихся этими излишками для нужд всего коллектива. В последующем, по мере нарастания этих излишков, и выделения связанных с распоряжением этими накоплениями вождей и других администраторов в отдельное сословие, касту, - возникли условия для приватизации коллективной собственности. И развитие происходило по фактически противоположной схеме: возникновение государства, семьи и частной собственности.

Все это могло бы быть досужими рассуждениями. Но человечество представляет собой гигантскую лабораторию, в которой присутствуют множественные народы, располагающиеся на разнообразных ступенях развития. Огромный фактический материал этнографических исследований 20 века уже вполне позволяет нам переходить к крупномасштабным историческим и идеологическим обобщениям.