От И.Т. Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 19.02.2005 18:04:47 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; История; Версия для печати

С. Пуденко (Pout) о Т.А.Айзатулине

Опубликовано в альманахе "ВОСТОК" Выпуск: N8, ноябрь 2003 года
http://www.situation.ru/app/j_art_177.htm
--------------------------------------------------------------------------------
С. Пуденко

Памяти Тамерлана Айзатулина

Евангелист

Тамерлан Айзатулин - такой, каким он присутствует в Сети Интернет, - это яркий образец "евангелиста", ключевой фигуры сетевого сообщества.


“Форум -- в Древнем Риме площадь или рынок; соответствует древнегреческой агоре. На форуме собирались комиции (народные собрания), заседал сенат, здесь хранились казна и архив, находились наиболее почитаемые храмы.Через этот форум проезжали триумфаторы”.


(Исторический энциклопедический словарь)




Сетевой форум и самоорганизующаяся общность
------------------------------------------------------------------

Как только появился Интернет, появились и веб- сообщества. Один из типов сетевых сообществ - группа, собирающаяся вокруг определенного предмета обсуждения.

Форум в сети или сетевая конференция - это место обсуждений с настраиваемым веб-интерфейсом. Дискуссии - это способ структурировать обсуждение. Их вид определяется как программистом-дизайнером, так и настройками участников. Удачно устроенная, с применением лучших средств и сетевых технологий,обладающая гибким в настройке и дружественным интерфейсом сетевая конференция может стать "домом" компании единомышленников, совместно занимающихся общением и делами. В таком "доме"приятно побывать, в нем удобно "двигаться" , легко составлять сообщения, находить интересующие тебя реплики собеседников - все это располагает к дружескому общению. Даже новички, не обладающие развитыми навыками писательства, могут быстро, "с колес" включиться в жизнь сетевой общности.

Общение в форуме не слишком похоже на простой обмен мнениями в курилке. Оно тщательно организовано и структурировано. В "корень", или "ствол", дискуссионного "дерева", помещаются заглавные статьи. Обмен репликами происходит по поводу статей, сообщения содержат в поддержку аргументации ссылки на литературу, гиперссылки на сетевые ресурсы, к которым легко перейти, кликнув по ссылке на ресурс. Этой "литературой" вполне могут также оказаться вчерашние реплики - или книги, которые можно найти тут же, в удобно организованных библиотеках. На сетевом форуме С.Г.Кара-Мурзы существует и Основная библиотека текстов, которые знает каждый член сообщества. Это предмет, который объединяет и обсуждается. Библиотека постоянно пополняется.

Прежде всего приходящему на форум читателю видна площадка для обсуждения. Каждому участнику присваивается имя("ник-нейм" или просто "ник"). Обсуждение происходит в виде дискуссий между персонажами, которые могут быть виртуальными. Чтобы обсуждение было содержательным и цивилизованным, оно регламентируется набором определенных правил поведения. Например, нельзя высказываться от чужого имени или иметь одновременно несколько "ников".

Сообщения(постинги) могут ссылаться и на другие места обсуждений в Интернете, на другие подобные дискуссии - происходит своеобразное взаимное "опыление" разных сообществ. В сообщения может включаться разнообразная графика, фотографии, изображения, таблицы, они могут выглядеть как веб-странички с выделенным разными шрифтами текстом, с фрагментами "отквоченного"(цитированного из предыдущего сообщения)текста собеседника. Участники могут сами "принести" и разместить для общего доступа уникальные тексты в специальном хранилище - копилке. Результаты обсуждений,"субпродукты" и продукты деятельности также структурируются и хранятся в архивах и в выделенных для отдельных категорий статей хранилищах-"мешках". Сервисные возможности обеспечивают удобную и быструю навигацию по всем подсистемам форума - по"дереву"сообщений с его многочисленными "ветвями", по архивам и библиотекам., по персональным данным и координатам участников. Есть и средства персональной коммуникации - внутренняя почта (приватный е-мейл), по которой через форум можно мгновенно связаться с участником дискуссии для беседы наедине. Для любителей коллективного вольного разговора есть прекрасно оборудованный чат ("комната"для непосредственного контакта любого количества людей в реальном времени ). Для тех, у кого нет возможности или средств постоянно присутствовать в сети в режиме он-лайн, есть удобный "новостной" интерфейс, который позволяет читать конференцию и писать в нее через е-мейл (электронную почту).С помощью специально настроенного поискового сервиса легко отыскать в архивах любое сообщение, даже однажды промелькнувшее на форуме слово, автора, мысль.

В общем, сетевая конференция предоставляет великолепные возможности не только для досугового общения, но и для более весомых занятий, включая организацию настоящих семинаров и тематических курсов. Нужно только овладеть немалыми возможностями и сервисами форума и уметь гибко их использовать.



Протей и Гидра
-------------------------

Понятие "цели"(лучше говорить о "смысле") существования и функционирования развитой конференции - довольно непростое. Замыслы создателей могут быть одними, группы участников декларируют и пытаются осуществлять другие, а неявно проводятся третьи. Некоторые "смыслы" неожиданно обнаруживаются порой уже задним числом. (Досуговые дискуссии и общение в популярном стиле разговора-чата оставим вне рассмотрения).

Форум активно живет, дискуссии быстро движутся, "дерево" ветвится - короче говоря, это не линейное застывшее образование, а "динамический контент". Поскольку формирование контента (содержания) , сухой остаток его динамики, его структура зависят от множества преходящих причин, цели "плывут", конференция меняется, порой мутирует до неузнаваемости. В пределе она становится Протеем - бесформенным, бесструктурным и постоянно "мутирующим" , безвольно плывущим "по волнам памяти" образованием. Содержательная сторона дискуссий при таком развитии событий утрачивается, а "смыслы" вырождаются. .

При гибком администрировании и упорстве актива группы ее "протеизации" не происходит. Но ее саморегуляция предполагает постоянные импульсы и кумулятивные воздействия разных составляющих группы - подгрупп "писателей", "читателей", "флудеров"(флуд - затопление короткими обрывочными сообщениями), "чатлан"(по-русски - любителей потрепать языком) и пр. Чем мощней и постоянней влияние каждой из этих подгрупп, тем сильнее "прогиб" форума под ту или иную конфигурацию. Иной раз два-три флудера-чатланина способны "затопить" всю конференцию обрывками своего досужего "творчества".

Если долго существующая общность участников набирает достаточный состав ( несколько сотен, включая "мигрирующих "персонажей), сколько-то сбалансированный по отдельным категориям , то существуют реальные предпосылки превращения ее в собственно сообщество - коллективную сетевую "Гидру". Начинается сложение реального коллективного "мы", которое не обходится без особого персонажа сетевой природы -"евангелиста". Иначе нельзя, у нас каждый человек - личность! Гибкие формы самоорганизации позволяют не просто противостоять опасностям протеизации, но и наоборот, активно "прогибать" под уже формирующееся "мы" позиции участников ,вовлеченных в орбиту действия группы .Речь не идет о воздействиях прямого типа, это подспудные и всегда индивидуальные процессы, с каждым происходит свои метаморфозы. Вовлеченный незаметно для себя становится немного другим человеком, оставаясь уникальной личностью. Такое сетевое сообщество имеет свою (и в этом функция евангелиста прежде всего)"идеологию "и другие атрибуты своего "мы". Часто стадии этого процесса незаметны изнутри и видимы извне, со стороны. Тогда внезапно обнаруживается, что контингент уже именуется тем или другим термином со стороны. Это не всегда приятные контингенту, не всегда соответствующие первоначальным целям и декларациям термины, порой и клички. Важно другое. Участники обнаруживают, что они уже имеют свое характерное поименованное "мы" - пока еще в отстраненном виде "это-вы".


Евангелист
------------------

Повезло такому сообществу, у которого найдется свой духовный наставник - это радикально и необратимо влияет на всю атмосферу, сложившуюся в ней. Таким лидером на сетевом форуме С.Г.Кара-Мурзы стал Тамерлан Айзатулин. Аналоги феномену "евангелиста" в дольнем мире обнаружить трудно , пожалуй невозможно, поэтому и понадобилось описание в такой необычной манере. Точные слова или их оттенки, возможно, все еще не найдены - новизну, ценность и уникальность трудно высветлить, но легко нарушить неудачными сравнениями.

"Сверхзадача" евангелиста (разумеется, интуитивно ухватываемая и осуществляемая им как "всеобщим чувствилищем группы") - это мощные, на уровне коллективного бессознательного воздействия на ментальную, идейную и идеологическую основу (на "скрытое "мы")этого новобразующегося сообщества. Это - не декларируемое духовное лидерство, которое тоже, как и самоидентификация группы, признается " по факту". Но уже не "со стороны", а самими участниками, коллективом как многоголовой "Гидрой" - сообществом виртуального "единства в многообразии". Евангелист - это духовник группы, признанный ею самой. Он поддерживает и укрепляет дух сообщества, ведет его вперед, воодушевляет в буквальном и прямом смысле слова. Техника наставничества, "окормления" его духовной паствы зависит от реальной комбинации условий.

Тамерлан выработал такую манеру и способы выступлений, которые позволяли ему даже во время тяжелой болезни присутствовать в группе. активно, вдохновенно "прогибать" весь ее фрейм в нужных направлениях, по верным векторам найденного им этого "скрытого "мы"", подбодрять впавших в уныние, наставлять ищущих дороги. Выразительные средства и методы подбирались точно в соответствии с понятой им миссией , творчески. Текст его всегда уникален, неповторим по своей манере. Автора можно безошибочно узнать даже по нескольким коротким отрывкам его "динамического контента". С другой стороны, только взятый в целокупности, как единый текст, свод посланий евангелиста дает полное представление о реальном богатстве его вклада в идеосферу, о его полном содержании. Сеть предоставляет возможности сплачивать текст воедино. Сеть дает и возможности превращать скрытое "мы" в "мы" явное, осознанное. Используя известную формулу - "класс в себе" становится "классом для себя". И главную невидимую работу выполняет наставник-евангелист и "окучиваемое" им окружение.

В нужные моменты появлялись целыми блоками программные выступления, проповеди.

Проповеди и эпос
------------------------------

Например, вот так выглядит блок (один из последних - конец 2001года) больших содержательных выступлений Тамерлана Айзатулина на форуме. Уже из названий можно судить о проблематике и взаимопересечении тем, выдвигавшемся на обсуждение. Выступления всегда были адресными, привязывались к волновавшим "общность" темам, порой неоднократно обсуждавшимся. "Больные вопросы", самые сложные, интимные вещи не обходились строной, не создавали дистанции , вызывали горячие отклики и новые повороты вроде бы уже заезженных тем, раскрывающие их в новой, неожиданной стороны, часто - с глубинной. Предыдущий цикл выступлений, реакцией на которые стали "затравки" для этих ответов, назывался "Октябрьские проповеди" (автор понимал, в каком жанре он работает, соответствовал ему и стилем, и манерой построения, и это еще более усиливало кумулятивный эффект выступлений).

-----------------

Владимиру Н-скому. О фашистах и либералах -

По поводу слов Игоря Иванова о солидарности

Яне, Александру, Лилии, Игорю Игнатову об американцах

Игорю, Colder-у. О советских недостатках и их преодолении

А.Б., Георгию. О "мотовстве" наших предков

Pout-у. О дифференциации доходов

-------------------

С трудом вспоминаются случаи, когда выступления Тамерлана вызывали недоброжелательную реакцию - это связано с характером его посланий. Хотя они бывали и бескомпромиссными к злу и его агентам, буквально единичные , да и то приблудшие, дискутанты отвечали на них недобрым словом, порой и "за углом". Авторитетность слов Тамерлана не нуждалась в сопровождении авторитарностью, в поучительно-наставнических нотах. Тон выступлений был совсем другим, и невозможно было представить, что их пишет человек, на которого наседает и мучает недуг. Дух его всегда, до последних дней, оставался бодрым и светлым, активно-наступательным без нахрапа и подавления личности собеседника.

Были, разумеется, и другие жанры, в которых выступал Тамерлан. Его очень волновало художественное творчество участников( например роман Яны "Лицей"). Одним из последних его творений был "эпос" сообщества, коллективный портрет, приуроченный к новогодним праздникам

https://vif2ne.org/nvz/forum/archive/31/31356


"Высший Интернет"
--------------------------------

Так Тамерлан Айзатулин именовал идеосферу, путь к которой открывался благодаря новым коммуникационным возможностям. Выход на нее , равно как и подпитка из нее, впрочем, не представляют собой мистических пассов и камланий, а проводятся внешне в основном как достаточно рутинная "выкладка текстов" в сеть и их "сопровождение".

Времена теперь настали такие, что, когда человек уходит, от него может остаться часть его души. Чтобы эта - лучшая - часть души продолжала присутствовать в "Высшем Интернете", нужно было сложиться предпосылкам , реализуемым современной технологией. "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью". Никакой махровой мистикой тут не веет.

В этом смысле наставник Тамерлан Айзатулин остается с нами, а его послания, послания нашего евангелиста, продолжают жить своей жизнью. Они оказывают невидимое воздействие на подосновы новой, еще только рождающейся , неведомой России, к которой были обращены все его мысли и образы. Конечно, он прекрасно понимал, что - "нам не дано предугадать, как наше слово отзовется", но до последних своих дней делал все, чтобы это Слово было сказано как должно. Каналы воздействия и отзыва этого Слова - вещи субтильные, неуловимые. Но они реально существуют, эти каналы в идеосферу. Включая компьютер и путешествуя по лабиринтам виртуальной реальности, находя в ней островки, обжитые евангелистами, мы становимся их духовными учениками, братьями и товарищами.

Copyright (c) Альманах "Восток"