От Pokrovsky~stanislav Ответить на сообщение
К C.КАРА-МУРЗА
Дата 21.02.2005 19:02:33 Найти в дереве
Рубрики Теоремы, доктрины; Версия для печати

Re: Временная ли...

>Смотря чем измерять время. В условиях разумной открытости при наличии Запада придется приплачивать части нашего общества просто для того, чтобы она не утекла на Запад. Это неправедливо, потому что Запад платит этим ценным кадрам завышенную плату, делясь с ними доходом от "негров". Нам же придется платить, снижая потребление большинства. Такое положение будет весьма долго.

И в условиях, когда удовлетворение материальных благ будет оставаться идеологической целью существования, - общество будет находиться в постоянном напряжении. Те, кому отказано в высоком уровне потребления ради того, чтобы "купить" специалистов, - будут взрывоопасной массой. Резко возрастет конкурентная борьба за "места под солнцем", атомизирующая общество. И это уже не будет советским проектом. Это будет всего-лишь перераспределением добавочного продукта из рук одного слоя, который нам несимпатичен(юристы, экономисты, менеджеры, предприниматели) в руки другого слоя(инженеры, научные работники, чиновники государственного экономического управления). Что, кстати, и происходит в настоящее время естественным образом. За счет активизации чиновника в поисках средств собственного существования, за счет того, что торговая и посредническая маржа непрерывно снижается. И для устойчивости фирм требуется производство и определенная исследовательская и конструкторская деятельность.

А вот в Иране шиитское духовенство просто противопоставило капиталистическому накоплению активную пропаганду того, что смысл существования - в детях. А стремление к материальному обогащению - греховно.

Насколько удастся удержать этот идеологический принцип, - сказать трудно. Но это - по меньшей мере серьезная попытка противопоставить буржуазному меркантилизму нечто из другой сферы. Попытка отрыва от собственнической психологии, воспроизводящей капиталистические отношения между людьми.

У нас религиозное порицание меркантилизма - не будет работать. Народ преимущественно атеистичен, а церковь сама меркантильна. И возникает проблема, - а возможно ли нахождение иной, отличной от материально-финансовой, вещной, - системы ценностей в нашем обществе. И интеллигенция 60-70-х годов дала на этот вопрос положительный ответ. Она в основном нашла собственную ценностную шкалу. И в этой системе ценностей прожила лет 20-30. Эта ценностная система - не может пропагандироваться. Но она может реализовываться. И сама втягивать в сферу своего влияния людей.
Эта система ценностей отлична от сознательного самоограничения аскетов-францискацев или коммунистов, создававших Советское государство. Это даже не самоограничение. Если им нужен мобильник, он у них есть. Но он не будет предметом, обозначающим ценность своего владельца в обществе. Потребность в материальных ценностях у таких людей естественным образом будет возрастать по мере развития жизни. Но эта потребность не поддается манипулированию со стороны тех, кто "впаривает" товары, лишь бы их купили. И это оказывается критичным. Современное капиталистическое общество не столько удовлетворяет потребности, сколько навязывает эти потребности. Заставляет вожделеть товары, являющиеся в сущности мусором, причем дешево достающимся Западу, а ради возможности покупки этого мусора, - производить и продавать продукты, необходимые Западу, но достающиеся большим трудом.
Дикарская потребность в ярком и блестящем сама провоцирует социальное расслоение, заставляя нуждающихся в престижных вещах всеми правдами и неправдами изымать прибавочный продукт у менее удачливых соотечественников.

Ценностная система творческой интеллигенции образца 60-70-х, будучи актуализирована, - 1)снижает потребный уровень дифференциации доходов, поскольку эта ценностная система -как раз свойственна тому слою, который и нужно нанимать, доплачивая за счет снижения общественного потребления;
2)снижает общие затраты общества до уровня обеспечения разумных потребностей - компенсируя тем самым разницу в возможностях производства и потребления, допустимого у нас и характерного для западного стиля жизни.
3) отвечает наметившейся потребности русского народа к противопоставлению себя Западу, скромность потребления и духовность - в настоящее время реально могут стать просто модой для широких слоев населения.