Кстати, о квантовой механике и диамате
Привет!
>>Принцип термодинамической необратимости. Сущность его выявлена Смолуховским в начале века. Он показал, что разрешение проблемы природы необратимости (обратимость механики и необратимость термодинамики образуют проблему согласования, которой уже 100 лет в обед) лежит в сфере субъективного, отражая деятельностную роль наблюдателя (помните, второй тезис о Фейербахе).
>Вы бы как-нибудь понятнее, для чайников...
Ну уж, не прибедняйтесь. У вас на книжной полке, если мне память не изменяет, полный Ландавшиц стоит.
А с необратимостью дело такое - общепринятым считается мнение, что термодинамика порождается механикой, когда частиц весьма много, всяческие мех.эффекты усредняются и возникают эффекты термодинамические - давление газа на стенки сосуда (а в механике были хаотичные удары частиц о стенки), температура, энтропия и т.д.
А вот с необратимостью проблема. Энтропия газа в сосуде не убывает, тогда как для механической системы никакой необратимости нет - существует даже специальная теорема Пуанкаре, называемая еще возвратной, которая утверждает, что замкнутая механическая система обязательно вернется к своему начальному состоянию. Т.е. убираем в сосуде с газом перегородку - газ распространяется по всему сосуду, и, согласно второму началу газ никогда не соберется вновь в одной половине - иначе энтропия бы уменьшилась. А вот согласно возвратной теореме Пуанкаре - соберется, причем, обязательно, правда, через весьма большой промежуток времени.
Возникает противоречие - второе начало, позиционируемое физиками как фундаментальное свойство мира запрещает событие, которое в механической системе является абсолютно достоверным.
Это один из аспектов проблемы согласования механики и термодинамики. До сих пор (до Смолуховского, да и после него) подход физиков к этой проблеме заключался в следующем - предполагалось, что термодинамические эффекты непосредственно вытекают из механических, только пока не удается написать формулы, их объясняющие.
Смолуховский же, ввел наблюдателя и его деятельность, которая (небесконечное и неточное наблюдение), собственно и порождает термодинамическую необратимость. Т.е. нет такого фундаментального свойства мира, как второе начало - это свойство - лишь _впечатление_ наблюдателя, неспособного дождаться огромных времен возврата.
>>Термодинамическая необратимость, по Смолуховскому - всего лишь _впечатление_ наблюдателя, порожденное небесконечностью его существования и небесконечной точностью его наблюдений.
>
>Т.е. смерти нет, ребята? Это нам только кажется? Круто. Кстати, так и до исторического материализма думали. Еще в древнем Египте.
Со смертью вопрос сложнее. Речь о замкнутой системе - например, сосуде с газом, в котором убирается перегородка. Второе начало запрещает и думать о том, что газ может снова собраться в одной части сосуда, как будто бы перегородка снова есть - т.к. энтропия газа при этом уменьшится. А теоремы механики это событие объявляют не только не невозможным, а обязательным, пусть и отделенным от нас огромным промежутком времени.
>>Но это решение проблемы необратимости было забыто ввиду нашествия в физику позитивизма, отрицающего какую-либо роль наблюдателя в физических законах.
>
>Про нашествие не знаю. Вроде бы, в квантовой механике роль наблюдателя существенна.
Кстати, о квантовой механике. Это тоже пример того, как вывод диамата совпал с мнением выдающихся ученых, пусть и пока не общепринятым в мире. Известно вам о так называемом парадоксе Эйнштейна-Подольского-Розена, ставящем под сомнение правильность копенгагенской интерпретации (т.е. вероятностной, связанной с наблюдателем) квантовой механики?
Эйнштейн не разделял мнения копенгагенцев, о том, что квантовая механика исчерпывает всю сущность мира, что дальнейшего движения вглубь не будет, и что нет никакой объективной реальности, а есть только вероятностная картина, создаваемая, в том числе, наблюдателем.
И парадокс ЭПР до сих пор не получил объяснения со стороны копенгагенцев - если не считать за объяснение того маразма, до которого они доходят (см. журнал Успехи физ.наук) - начиная от гипотезы создания новой вселенной при каждом вероятностном ветвлении и кончая наделением разумом и сознанием каждой элементарной частицы (рассуждают на полном серьезе о "цивилизации элементарных частиц" и т.д.)
Дмитрий Кропотов, www.avn-chel.nm.ru