|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
05.02.2005 18:56:52
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Правительство и Дума предлагают жертвам монетизации то же самое, в чем отказывали им до 1 января (*+)
http://www.politjournal.ru/index.php?POLITSID=2e07539511f167c044f106de5d62616f&action=Articles&dirid=152&tek=2866&issue=87
Борис ВИШНЕВСКИЙ
Кроватка и пулемет
Правительство и Дума предлагают жертвам монетизации то же самое, в чем отказывали им до 1 января
<Замысел был хороший, исполнение подвело> - лейтмотив оправданий идеологов закона о монетизации льгот, номер которого (122),
кажется, запомнила уже вся страна. Знакомый тезис: и ленинские идеи в свое время якобы извратили - только это и не позволило
построить коммунизм.
В монетизации принципиально неверен был именно замысел. Исходя из нарисованных чертежей и предусмотренных деталей, вместо кроватки и
не могло получиться ничего, кроме пулемета.
Напомним, с чего все начиналось, когда в апреле 2004 г. впервые стали обсуждать грядущую монетизацию.
<Объем социальных обязательств государства превышает возможности правительства. Действующая система социальных преференций, основы
которой были заложены в дореформенный период, не вписывается в новые социально-экономические реалии>. Это - премьер Михаил Фрадков.
Заметим: насчет <дореформенного периода> премьер лукавил. Большая часть льгот была установлена законом <О ветеранах> в январе 1995
г. Да и остальные <льготные> законы были приняты отнюдь не при советской власти.
Цель монетизации - экономить деньги
<Почти 40% граждан готовы заменить льготы денежными компенсациями, причем наиболее активно высказываются за замену их денежными
выплатами сельские жители. Те, кто перейдет на <натуральную форму> получения льгот, только выиграют>. Это - министр здравоохранения
и социального развития Михаил Зурабов.
<Кому выгодна отмена или замена льгот компенсациями? Тем регионам, которые не имеют сегодня этих денег. 17 регионов будут против
этой системы, 60 регионов - за нее>. А это - министр финансов Алексей Кудрин.
Что же, акции протеста охватили отнюдь не 17 регионов, а куда больше. Число их стремительно приближается к 60.
Сама по себе идея замены льгот компенсациями имела право на существование только при выполнении двух условий, которые несложно было
сформулировать.
Первое условие: право выбора. Каждый должен был иметь право самостоятельно выбрать один из двух вариантов: сохранить за собой льготы
или получить вместо них деньги. Понятно, что те, кто реально пользовался льготами (большей частью это жители крупных и средних
городов), скорее всего, выбрали бы первый вариант. Жители малых городов и поселков, скорее всего, выбрали бы второй вариант.
Второе условие: адекватность компенсаций. Размер компенсации, предоставляемой вместо отменяемого набора льгот должен был
соответствовать реальной стоимости этого набора.
Ни одно из этих условий в <законе 122> не было выполнено. И это главный системный недостаток монетизации.
Цена <завышенных ожиданий>
Правительство с самого начала планировало монетизацию в принудительном порядке. Летом 2004 г. ветераны проводили митинги и пикеты,
принимали заявления с требованием предоставить им право выбора - Белый дом заявил, что <никакие акции протеста не заставят нас
изменить принятое решение>.
Если же говорить об адекватности компенсаций, то первоначально они планировались в размере 400-450 руб. (максимум - 900 руб., -
инвалидам войны). При этом Михаил Зурабов заявлял, что <ожидания, связанные с размером денежных компенсаций, во многом завышены>.
Столкнувшись с массовым недовольством, правительство увеличило размеры предполагаемых компенсаций. И все равно каждый льготник мог
еще прошлой осенью, когда был принят <закон 122>, путем несложных расчетов убедиться в том, что предлагаемые ему деньги не станут
равноценной заменой отмененным льготам.
Для участников войны ранее действовали 15 различных льгот. В 2005 г. у них остались льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, а
также льготы по получению лекарств, санаторных путевок и проезду на пригородном транспорте, обеспечиваемые за счет <социального
пакета>. Отменены льготы на бесплатный проезд в городском транспорте, на изготовление протезно-ортопедических изделий, на бесплатное
зубопротезирование, на бесплатный проезд в междугородных автобусах, на бесплатный проезд один раз в два года в любую точку страны на
поезде, самолете или пароходе и на 50-процентную оплату телефона и вневедомственной охраны. За все это надо будет платить самим,
исходя из получаемых на руки 1050 руб. в месяц, или 12 600 руб. в год.
Если участник войны не нуждается в протезировании и не хочет никуда ездить или летать на большие расстояния, то получаемой им суммы
может хватить. Но если, например, перед ним встанет проблема изготовления зубных протезов, то одна лишь она легко <съест> все
полученные им <компенсации>.
Подобных примеров можно привести множество. Так, семьи с детьми-инвалидами потеряли 50-процентную сезонную скидку на все виды
междугородного транспорта (поезд, самолет, автобус) для ребенка и одного сопровождающего, 50-процентную скидку на оплату телефона,
право бесплатного проезда в городском транспорте для лица, сопровождающего ребенка-инвалида, и ряд других льгот.
Выживайте, как можете
Правительство сбросило на регионы ответственность за <меры социальной поддержки> 20 млн ветеранов труда, тружеников тыла и жертв
репрессий. Региональные бюджеты в очередной раз ощипали в пользу бюджета федерального и приказали всем жить по средствам.
Результат не замедлил сказаться: в большинстве регионов размер компенсаций оказался, мягко говоря, скромным. По прозаической причине
отсутствия денег.
И когда, скажем, председатель Госдумы Борис Грызлов заявляет, что <если у регионов нет средств для выплаты компенсаций, то закон
предполагает возможность оставить льготы в натуральном виде>, а глава думского комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев
говорит, что <власти некоторых регионов, используя статьи закона, отменяют ранее установленные льготы, хотя делать это их никто не
обязывает>, оба они явно лукавят.
Не далее как в конце декабря в Белом доме давали суровую отповедь тем регионам, где пытались сохранить какие-то из натуральных
льгот. Так, 27 декабря на заседании правительственной комиссии по социальным вопросам вице-премьер Александр Жуков обрушился на
губернатора Камчатки Михаила Машковцева. Камчатские власти предоставили ветеранам труда и труженикам тыла денежные компенсации и
оставили всем пенсионерам право бесплатного проезда на общественном транспорте.
Не с тех начали
Монетизацию почему-то начали с самых слабых и незащищенных - с ветеранов, инвалидов, семей с детьми-инвалидами. Именно они оказались
объектом очередного социального эксперимента.
При этом в полном объеме были сохранены все льготы и преференции, полагающиеся и депутатам Госдумы (в частности, пенсия,
составляющая 75% от депутатского оклада, равного окладу министра), и чиновникам. Более того, одновременно с монетизацией был принят
новый закон о государственной службе, предоставивший новые возможности <государевым людям>. В частности, право на медицинское
страхование за государственный счет, сохраняющееся даже после выхода чиновника на пенсию, и право на получение субсидии на
приобретение жилой площади.
Все это, заметим, происходит в условиях экономического роста и небывалого потока нефтедолларов. Стабилизационный фонд - более 20
млрд долл., профицит бюджета - около 650 млрд руб.
Почему рост доходов государства сопровождается урезанием социальных расходов, разумным способом объяснить невозможно.
В середине января в городской суд Петербурга был подан первый в стране иск против монетизации. Профессор Петербургского университета
Ким Бурков оспорил питерский закон, который лишил пенсионеров права бесплатного проезда на общественном транспорте, введенного в
1993 г. сессией Ленсовета.
Закон ? 122 требует, чтобы на местах, принимая, в свою очередь, решения по монетизации, не ухудшали бы условия предоставления льгот.
Питерские же власти их очевидно ухудшили. Проезд на городском транспорте теперь стоит 10 руб., а единый проездной билет - 600 руб.
Ну а компенсация, которую дают пенсионерам из городского бюджета, составляет 230 руб. Ровно на 23 поездки вместо ранее
неограниченного их числа.
Угроза проигрыша суда была для питерских властей вполне реальна, и это (наряду, конечно, с массовыми акциями протеста) заставило их
в срочном порядке ввести льготные проездные билеты стоимостью 230 руб. По сути, это означает возвращение права пенсионеров на
бесплатный проезд.