От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 29.12.2004 21:01:35 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

"Государство обещает позаботиться о школе. После того как она докажет свою инвестиционную привлекательность" (*+)

http://195.182.150.206/Vedomosti/?id=1631&folder=428

Вечером деньги - утром знания
Государство обещает позаботиться о школе. После того как она докажет свою инвестиционную привлекательность
Наталья АНИСИМОВА

Вот одна из нынешних реалий: подавляющее большинство детей говорят, что школу они не любят. Что находиться в ней тягостно, учиться
неинтересно, к жизни она практически не готовит. Получается, что более чем за два десятка лет реформирования среднестатистическая
российская школа так и не нашла свое место в сердце ребенка. А также в экономике страны и в геополитической конкуренции. Известно,
что внутренняя и международная успешность государств сегодня во многом определяется качеством национального образования. В декабре
министр образования России Андрей Фурсенко докладывал правительству о продвижении очередного этапа реформ, начавшегося около двух
лет назад. Ту кашу, которая зовется реформами, заварил не он - у руля новый министр всего около года. Но этого времени хватило,
чтобы <принять наследство>, сформировать свои планы и начать действовать. О чем Андрей Фурсенко рассказал не только членам
правительства, но и журналистам, приехавшим в Москву из разных уголков России. Иллюзий у министра как будто нет: российская школа,
по его мнению, находится в упадке, хотя пока еще имеет шансы восстановиться и догнать время. Главное, что нужно для этого делать, -
создавать новые возможности для всех участников образования, не нарушив существующих прав, считает министр.

Бегом в рынок

Реально ли достигнуть этого главного, учитывая, что, по словам министра, образование превратилось в стремительно развивающийся
бизнес? Этот объективный процесс не остановить, а значит, в школу придут (уже приходят) болезни <новорожденного> рынка. Это может
быть спекуляция услугами, завышение образовательных возможностей, недобросовестная конкуренция между школами... Есть в чем
усомниться, размышляя над планами министра, который, кстати, и сам не лишен сомнений:
- Далеко не все мы делаем правильно, - признает он. - И нам нужна обратная связь с теми, кого касается тема образования.
Что же, попробуем наладить этот контакт и положить свои монетки в копилку общего мнения.
Известно, что успех в бизнесе и на рынке определяет конкуренция. И в жизни школы она приобретает все большее значение. Вот, к
примеру, официально конкурса при приеме в первые классы у нас нет, но все знают, что это не так. Если хочешь определить ребенка в
гимназию - води его на курсы или в мини-школу, на худой конец доплачивай воспитателям, чтобы проводили дополнительные занятия в
детском саду. Неудивительно, что в итоге семилетки разительно отличаются друг от друга по уровню подготовки.
В министерстве полагают, что неофициальные конкурсы в первый класс надо узаконить, а шансы всех детей уравнять независимо от
обеспеченности родителей:
- Малыши будут за государственный счет проходить предшкольную подготовку. Речь не идет о том, чтобы загонять в первый класс с 5 - 6
лет. По мнению специалистов, дошколятам было бы довольно трех занятий в день минут по 25, - пояснил министр. - Никуда не годится,
чтобы у одних ребят в классе развивался стресс из-за скуки, а у других - из-за тотального непонимания.
С этим не поспоришь. Но почему же сегодня в одном классе соседствуют сильно и слабо подготовленные ученики, если в основном они
проходят процедуру отбора? Дело в том, что наряду с полулегальным конкурсом детей существует и вовсе негласное соревнование
родительских кошельков, первенство в котором нередко все и определяет. Нет оснований думать, что после легализации вступительного
конкурса материальный ценз перестанет работать.
И еще возражение. Несколько лет назад, на очередном этапе реформирования, специалисты говорили, что даже полчаса за партой
дошкольнику не по силам и не <по нервам>, а уж конкурс при приеме в школу может оказаться и вовсе губительным для его психики. А
врачи и сегодня твердят, что наши малыши очень ослаблены, нервозны, уязвимы и их нельзя нагружать до срока.
Ну допустим, что российский первоклашка ценой своего здоровья и государственных вложений будет много знать и уметь. То есть будет
стартовать с чуть более высокой ступеньки. Вот только зачем, если в скором будущем, по словам министра, образовательную программу
урежут, нагрузку на школьника в целом существенно снизят?! Сейчас идет пересмотр стандартов именно в целях сохранения физического и
душевного здоровья детей.
Министр высказал общее давно назревшее мнение, что в нынешней обязательной программе <огромное количество лишней информации, которая
не понадобится человеку ни в вузе, ни в жизни>. Кому-то не пригодятся знания о лишайниках и инфузориях, а кому-то - о тангенсах и
котангенсах, поэтому <облегчить> собираются практически все дисциплины.
- Но вузы в отличие от школ требования снижать не собираются, - резонно возражают министру. - Так как же при этом обеспечить равные
возможности, сохранить доступность образования?
- Не секрет, что в школу постоянно идут большие частные средства, - ответил на это Андрей Фурсенко. - Пусть они будут потрачены на
развитие системы дополнительных услуг. Тот, кто хочет держать высокую образовательную планку, сможет это делать за деньги.
Истолковать слова министра можно и так: не будем стесняться того, что у всех на виду. А именно: если у родителей нет материальной
возможности, то путь в институт ребенку <заказан>. Точки над i будут расставлены уже в школе.
К десятому классу этой модернизированной государственно-рыночной школы человек определит профессиональные наклонности. Он сформирует
свой образовательный заказ: конкретные дисциплины в конкретном объеме в зависимости от требований вузов.
Кстати, профильное обучение <запланировано> на 2006 - 2007 год, а в Петербурге в рамках эксперимента введено уже с этого года. В
городе есть школы, в которых старшеклассников еще весной распределили на <технические> и <гуманитарные> классы, и программы по
профильным дисциплинам в них существенно отличаются. За 10 - 11-й классы ученику нужно освоить несколько предметов в большом объеме.
Можно предположить, что, когда будет введена новая <облегченная> программа, школьники, учившиеся только по ней, легко <отсеются>, не
создавая проблем в старших классах, как происходит сейчас. И против этого не стоило бы возражать, если бы не материальный ценз,
который фигурирует в будущей системе практически на всех ее этапах.

Ученический паек

При том что школа все увереннее осваивает рыночные механизмы, государство от нее не отрекается. Напротив, с 2001 года финансирование
образования увеличивается на 20 процентов ежегодно. Но это в целом по стране, что же касается отдельно взятой школы...
Деньги на нее поступают в местные (районные, сельские, городские) администрации, куда директора вынуждены обращаться с материальными
просьбами. И от некоего районного чиновника зависит, какие средства получит та или иная школа.
Несправедливо это, считают в министерстве. Пусть директор станет полноправным менеджером и сам распоряжается бюджетными средствами.
А его действия, в том числе финансовые, пусть контролирует общественная структура - попечительский совет, куда войдут и спонсоры, и
родители.
Идея хороша в теории, но на практике пробивается с трудом: директора, во-первых, боятся финансовой самостоятельности, а во-вторых,
ни за что не хотят лишаться единовластия. Спонсоров мало, на всех не хватает, ну а родители, прямо скажем, бывают трусоваты и
безынициативны. Не у многих хватает воли идти наперекор не то что школьному руководству, но даже учителю, рискуя благополучием
ребенка.
- Да, общественный институт управления у нас совсем не развит, - соглашается господин Фурсенко. - Когда же он появится, думаю, что
острые конфликты между попечителями и руководством школ будут неизбежны. Чтобы смягчить их, мы законодательно пропишем сферу влияния
общественного института, с одной стороны, и лишим директора полномочий <царя и бога>, с другой.
Казалось бы, мудрое решение, но не будем спешить с выводами. Это лишь часть перемен в системе школьной экономики. Один из
принципиальных, рискованных поворотов - переход к нормативно-подушевому финансированию. Будет подсчитано, сколько стоит обучение
одного ребенка в школах разного статуса той или иной местности. Допустим, в начальной школе ? 1 десять классов по 20 учеников,
значит, она получит денег на 200 учеников. А в школе ? 2 десять классов по 30 учеников, и она получит в полтора раза больше.
- Не боитесь ли вы, что конкуренция между школами примет уродливые формы, в результате чего обычная окраинная школа незаслуженно
проиграет, а в гимназиях и престижных учреждениях будут <раздутые> классы? - спросили господина Фурсенко.
- Боюсь, - откровенно ответил он. - Чтобы уродства было как можно меньше, мы создадим условия для честного соперничества. Хотя
понятно, что будут и проигравшие школы, и конкурсы при поступлении. Со временем родители поймут, что не статус определяет качество
образования в школе, а успешность ее выпускников.
Хочется добавить, что, прежде чем поймут родители, все более-менее стоящие учителя переместятся в те учреждения, которые добились
большего финансирования. Таким образом, многие непрестижные, но нужные городу школы будут обречены на кадровый и финансовый голод.
Нетрудно предположить, что довольно быстро произойдет расслоение, появятся школы для <низов>, в которых уровень образования и
воспитания упадет ниже <критической черты>, и ничего с этим нельзя будет поделать.
На это расслоение может поработать и другой запланированный финансовый механизм. Кроме <ученических> денег школе обещают средства на
развитие. Но не всем и в разном размере. Местные органы образования будут раздавать гранты на конкурсной основе, а директора, они же
менеджеры, будут доказывать преимущество своей программы развития. Таким образом, деньгами снова распорядятся чиновники. Даже если
учесть, что они будут руководствоваться строгими объективными критериями, шансы выиграть конкурс инвестиционных проектов у <плохой>
школы минимальны.
Разработка новой системы финансирования только началась, сказал министр. В любом случае сначала ее обкатают на высшей школе, где она
более уместна. Это дает надежду, что губительных для общего образования побочных эффектов все-таки удастся избежать.
В завершение надо сказать, что в общей концепции модернизации российского образования, рассчитанной до 2010 года, рассмотрены все
его ступени, а не только школа. С министром в свою очередь мы поговорили далеко не о всей школе. Но то принципиально важное, о чем
шел разговор с Андреем Фурсенко, находится на стадии или разработки, или согласования законопроектов. То есть является не просто
намерениями, а конкретными планами.
Я не сильна в теории развития образования, а сужу с точки зрения обывателя, чей ребенок учится в среднестатистической российской
гимназии. И мне как родителю некоторые грядущие перемены в школе кажутся бессмысленными и неэффективными. По крайней мере стройности
и логики в новой системе я не вижу. И не жду от нее главного: того, что новая, поставленная на рельсы жесткой конкуренции школа,
вынужденная постоянно доказывать свою инвестиционную привлекательность, будет ближе и интереснее моему ребенку. Хотя допускаю, что
достичь этого реформами невозможно. Изменится мир - изменится и школа.

Я не сильна в теории развития образования, а сужу с точки зрения обывателя, чей ребенок учится в среднестатистической российской
гимназии. И мне как родителю некоторые грядущие перемены в школе кажутся бессмысленными и неэффективными. По крайней мере стройности
и логики в новой системе я не вижу. И не жду от нее главного: того, что новая, поставленная на рельсы жесткой конкуренции школа,
вынужденная постоянно доказывать свою инвестиционную привлекательность, будет ближе и интереснее моему ребенку. Хотя допускаю, что
достичь этого реформами невозможно. Изменится мир - изменится и школа.