|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
29.12.2004 21:01:45
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
"А к чему приводит православная позиция - тоже уже в литературе описано. Двести лет прошло, а до сих пор актуально" (*+)
http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=56&tek=2767&issue=84
Татьяна КРАВЧЕНКО
Техника половой безопасности
Нужен ли нашим школьникам курс <про это>?
Сейчас этот вопрос ставится на повестку дня все чаще и чаще. И поводы, мягко говоря, малорадостные. СПИД, гепатит, венерические
заболевания, ранние беременности - и это все тоже. Но есть кое-что пострашнее. В Туве, например, в этом году решено возобновить
школьный курс <Этика и психология семейной жизни> в связи с: убийствами новорожденных. С 26 февраля по 13 апреля в черте Кызыла было
обнаружено три выброшенных младенца (один живой), на обочине трассы Кызыл-Эрзин нашли еще один труп новорожденного. Даже для Тувы,
стабильно имеющей высокие показатели по общему количеству преступлений, покушение на жизнь новорожденных - чрезвычайно редкий вид
преступности. Единственный случай за последние годы произошел в 2000 г., когда студентка техникума, приехавшая на учебу из села
староверов, решила скрыть беременность от глубоко верующих родственников и убила собственного ребенка.
Учить или не учить?
Курс <Этика и психология семейной жизни> в школах решили ввести еще в 1983-1985 гг. (34 часа в 9-10-х классах) вместе с курсом
<Гигиеническое и половое воспитание> (12 часов в 8-м классе). До того сектор <этико-эстетических проблем полового воспитания> в
Академии педагогических наук СССР занимался главным образом пропагандой полного сексуального воздержания до 25-30 лет и запугивал
подростков ужасными последствиями мастурбации (импотенция, потеря памяти и т.д. и т.п.).
Решить - решили, только на практике дело пошло туго. Было совершенно непонятно, как преподавать, и главное - кто должен это делать.
Во многих школах решение попросту игнорировали, а там, где попытались что-то предпринять, реакцию получили, мягко говоря,
неоднозначную. Занятия для восьмиклассников быстренько прикрыли, <Этика> просуществовала немного дольше, причем создатели курса в
пояснительной записке оправдывались: да мы не о сексе, не о сексе! <Задача педагога, ведущего этот курс, состоит в том, чтобы
активно включить родителей в воспитание качеств семьянина у своих детей. Вопросы полового и тем более сексуального просвещения не
входят в содержание данного курса, поскольку их коллективное обсуждение в классе означало бы солидарность с позицией <свободного
секса>, перечеркивающей этические нормы семьи. Глубоко интимные, сокровенные вопросы отношения полов могут обсуждаться лишь в
доверительном общении матери с дочерью, отца с сыном. Поэтому принципом преподавания курса <Этика и психология семейной жизни>
является недопустимость провоцирования у подростков и юношей переживаний сексуального характера:>.
В общем, проблема сексуального образования тогда так и осталась нерешенной. Сейчас ситуация почти не изменилась: противники
всяческих разговоров о сексе в рамках школьной программы по-прежнему бомбардируют соответствующие государственные и общественные
организации гневными письмами. Особенно возмущаются люди воцерковленные, православные, а церковь их в этом активно поддерживает,
наставляет, разъясняет, что половое воспитание не является обязательным предметом, аттестация по половому воспитанию не потребуется
ребенку никогда.
Родители, говорит она, имеют законное право на освобождение своего ребенка от этих занятий, но важно не допустить внесения основ
сексологии в программу по биологии или другие общеобразовательные предметы, что сделает эти занятия обязательными. (По мнению
Российской академии образования (РАО), половое воспитание должно быть только в виде вкраплений в общеобразовательные предметы.)
Священноначалие Русской православной церкви дало отрицательную оценку введению такого предмета в программу государственных школ, это
было включено в деяния Архиерейского собора 1997 г., и Патриарх Московский и всея Руси на выступлении перед московским духовенством
в декабре 1997 г. не только высказался резко против, но и призвал к активному сопротивлению, то есть благословил на борьбу с
введением полового воспитания в школе.
Как воспитать Наташу Ростову
Почему-то конфликтующие стороны, обсуждая вопрос <за> или <против>, в словосочетании <сексуальное воспитание> упирают на
прилагательное, существительное как бы опуская. Между тем именно в существительном существо дела и состоит.
Слово <воспитание>, согласно толковому словарю, имеет два значения: первое - систематическое воздействие на развитие ребенка и
второе - обладание навыками, отвечающими требованиям, предъявляемым средой.
Дело-то именно в этом - в среде. Для того чтобы в племени дикарей мумба-юмба человека признали воспитанным, ему не нужно уметь
пользоваться ножом и вилкой, уступать старшим место в общественном транспорте - в том обществе, где он вращается, <воспитанность>
характеризуется другими признаками поведения. Собственно, навыки, которыми должен обладать воспитанный человек, - это своеобразная
система взаимной безопасности: человека от общества, а общества от человека. Посмотрите на наше общество. Обратите внимание на
рекламные щиты на улицах, на рекламные ролики, которые крутят по ТВ, - это же яркие, наглядные сексуальные пособия. Можно сказать,
сексуальная провокация. То же - в фильмах и сериалах. Конечно, <Секс в большом городе> подросткам смотреть не рекомендуется, но ведь
смотрели же! И рекламировали этот сериал не слабо:
А в такой среде навыки безопасного секса просто-таки жизненно необходимы. И в таком обществе обучение технике безопасного секса куда
более полезная вещь, чем введение в программу средних школ мертворожденных предметов вроде <Этики и психологии семейной жизни>. Как
этому обучать - другой вопрос. Создатели курса <Этики> считают, что обучать должны не учителя, а родители, - что ж, возможно, так и
будет, когда родителями станут те, кому сейчас лет 15. У них нет <табу>, которые то же общество выработало у тех, кому сейчас 30.
Академия подворотни
Однако вернемся к первому, основному значению слова <воспитание> - систематическое влияние на развитие ребенка. Самую радикальную
позицию здесь занимает православная церковь: никакого такого осознанного влияния быть не должно. Сексу - нет! Наиболее доступно это
сформулировал о. Андрей Кураев: <Мне часто задают вопрос: <Как быть без сексуального воспитания? Пусть лучше дети в подворотнях все
узнают?> А чем плоха, я вас спрашиваю, подворотня? Это свой мир, где ребенок узнает все, что ему нужно>.
В общем, получается, что с точки зрения церкви секс - нечто грязное, постыдное, чем нравственные люди не занимаются. И эти
недостойные проявления человеческого естества могут быть оправданы только воспроизведением потомства: тут уж церкви приходится идти
на уступки, без <этого> дети ну никак не рождаются. Но <это> между мужчиной и женщиной должно происходить только в браке, освященном
церковью, и без изысков: возможно, в православной литературе вы этого не прочтете, но грамотный батюшка, наставляя неофитов,
обязательно объяснит, что приемлема только миссионерская поза, <леди не двигается>, все остальное - грех. То есть речь идет не о
радости, которую любящие могут доставить друг другу, а о необходимом отправлении, вроде опорожнения кишечника. Гадко, грязно,
неприлично, но - приходится, человек несовершенен, иначе организм не работает.
В этом смысле подворотня - самое то, что надо. Там про воспроизведение потомства расскажут так и такими словами, что в сознании
маленького человечка навсегда закрепятся за словом <секс> самые грязные ассоциации. Но ведь проблемы, отсюда вытекающие, могут не
только отравить, но и сломать жизнь. Разве можно заниматься <этим> с любимым человеком? Разве можно его, любимого (или любимую),
<этим> оскорблять?
Позиция же РАО может быть воспринята как золотая середина. В академии говорят о <сексуальных> вкраплениях в курсы биологии, основы
жизнедеятельности, еще куда-нибудь, чуть ли не в физкультуру. Но делать это надо осторожно, семь раз отмерить, подумать, прикинуть:
На самом деле в школьной программе уже есть предмет, который учит строить взаимоотношения, - литература. Вся русская классика - о
любви. И отнюдь не платонической. Почему, например, Наташа Ростова не вышла за Андрея Болконского? Да потому, что физиология
вмешалась: зов тела, которому очень трудно сопротивляться. Бедной Наташе - девочке-подростку, переживающей период юношеского
сексуального томления, - неодолимо хотелось переспать с Анатолем Курагиным. Что из этого вышло, см. <Войну и мир>, том второй.
Отвергнутый церковью Толстой убедительнее, чем любой православный священник, объяснил: сексуальное томление - штука опасная и
отношения, выстроенные исключительно на сексе, без любви, без родства душ, губительны. А уж дело преподавателя литературы -
<вытащить> эту линию из романа и акцентировать на ней внимание учеников. Собственно, вот вам и <основы психологии семейной жизни>.
А к чему приводит православная позиция - тоже уже в литературе описано. Причем давно описано, в романе Дени Дидро <Монахиня>, 1796
г. издания, живописующего однополую женскую любовь. Двести лет прошло, а до сих пор актуально.