> 1) колесо истории все же катится по столбовой дороге, все рассуждения о многообразии
> путей - лирика;
На ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТИ. Это в православии свобода духа, от тебя все зависит, совершил
добрые дела - спасся.
Поэтому то марксисты и не могут понять значения культуры, и прав Александр, выводят ее из
паровоза. Им не доступно понятие многообразия возможных решений, свободы воли.
Природа же не такой идиот, она разрешает идти и вдоль и поперек, разнообразие условие
устойчивости, никто не знает, что будет завтра, может, сгодится одно решение, а может,
выиграет другое, разброс природой всегда поддерживается. Одни попытались так, получилось,
привыкли, а другие догадались сделать этак, лучше-хуже, но тоже ничего, сойдет. Получилось
два разных решения при почти одинаковых обстоятельствах. Обстоятельства то совершенно
одинаковыми не бывают. Два разных решения могут породить целую цепочку иных решений, мы
все заложники предыстории процесса. А если это произошло в критические моменты, то
порождены целые лавины цепочек. Затем все было вплетено в остальной опыт, и уже не
разберешь, что от чего зависит, все притерлось и одно поддерживает другое. Мы результат
случайности, выбора одного из множества вариантов, все варианты не перебираются для
нахождения наилучшего, впереди судьба туманна, да и накладен полный перебор. В результате
рядом долго существуют совершенно разные культуры, и достаточно устойчиво, хоть и
контактируют, так как нельзя бывает перенять некоторые вещи по одиночке, а придется брать
целый комплекс связей, а это иногда может разрушить всю систему, так как не стыкуется с
остальным.
А у марксистов все примитивно, паровоз есть - одна культура, одни общественные отношения,
паровоза нет - другая. Дети протестантской теологии.