От Сергей Вадов Ответить на сообщение
К All
Дата 14.12.2004 14:25:52 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Крах СССР; История; Тексты; Версия для печати

С.Г.Кара-Мурза "Плевок в прошлое"

С.Г.Кара-Мурза "Плевок в прошлое", газета "Россия" N 050 от 09.12.2004, стр.3 http://www.russianews.ru/archive/pdfs/2004/50/3-50-2004.pdf

ПЛЕВОК В ПРОШЛОЕ.

В Госдуме подвергают ревизии вехи великих эпох.

Дело не в том, радость или горечь вызывает у человека воспоминание о Великом Октябре. "Единороссы" подрядились закупорить тот канал, который открывается человеку в памятные даты для проникновения за пределы обыденного бытия. В дни религиозных праздников человеку приоткрываются небеса, в другие памятные дни приоткрывается занавес для разговора с предками.

Мы не знаем, как к этому решению Госдумы отнеслись разные люди в нашей стране. Как говорится, "народ безмолствует". Я, например, отнесся с брезгливостью. Довольно-таки подленький депутатский корпус смогла собрать "Единая Россия" из экс-номенклатуры средней руки. Моментально он превратился в стаю, так что даже отдельные достойные люди в ней не могут и слова поперек сказать.

Образ Октября, независимо от его политической оценки, является символом, входящим в ядро нашего национального сознания. Политический смысл действий по устранению этого символа ничтожен по сравнению с их значением для подрыва национального сознания и "рассыпания" народа. Кто же взялся этот символ подгрызать? Выходцы из самого привилегированного слоя советского общества. Почему они взялись за это с такой страстью? Ведь одним интересом ее не объяснить. Как ни крути, мотивы низменные - так называемый комплекс Иуды. Чтобы его утолить, им приходится принизить, вытравить из сознания образ того, что они предали.

Можно понять голодных, изъеденных вшами в окопах бессмысленной войны солдат, которые в Феврале 1917 года крушили символы царской власти. У них в памяти были массовые порки крестьян, жестокость разгона крестьянской общины, Кровавое воскресенье. А что толкает Грызлова и Жириновского, Шойгу и Слиску?

Оценим политическую сторону решения Госдумы. Главный его смысл - помочь тем силам, которые стремятся поставить вне закона историю России XX века. Мы в суматохе реформ просто не отдаем себе отчета в том, что действия политиков, лишающих законности собственную страну в ее прежнем обличье - страну, которую унаследовала новая власть, - есть явление небывалое. Это акция не власти, а ликвидационной комиссии, задача которой доказать миру незаконность самого существования этой страны как геополитической реальности. Отказ государства отмечать Октябрь как событие, знаменующее рождение СССР, - еще шаг к тому, чтобы лишить законной силы все те позиции на мировой арене, которые Россия восстановила или завоевала в советское время. Антисоветский стереотип в мышлении правящей верхушки Запада на деле является антирусским и антироссийским и этот стереотип не исчез после прихода к власти в Российской Федерации антикоммунистов. Госдума пошла этому стереотипу навстречу - за какие коврижки?

Вторая задача - разрушить в сознании людей ту "матрицу", которую им задает память об СССР в нынешних поисках выхода из кризиса. Советский проект, путь которому открыл Октябрь, - не просто социальный проект, но и ответ на вопросы бытия, порожденный в муках из недр русской культуры. Так же Запад дал свой родившийся в муках ответ в виде рыночного общества и человека-атома, индивида - из недр протестантской Реформации. Советский строй - это реализация цивилизационного проекта, рожденного Россией и лежащего в русле ее истории. Многое из проекта не удалось в силу исторических обстоятельств, многое удалось. И то, и другое надо понять. Советский строй просуществовал 70 лет, но это было несколько исторических эпох. Пытаться устранить из массового сознания память о советском проекте как особом представлении о благой жизни и как особом ответе на исторический вызов - низкое, антикультурное, антинародное дело.

И гадость эта никак не оправдывается политической позицией сегодня, в 2004 году -даже для западников. Ведь те, кому плевать на Шолохова с Твардовским и Жукова с Королевым, обязаны вспомнить западных современников Октября - Рассела и Эйнштейна, Грамши и Кейнса. Ведь Кейнс, величайший экономист XX века, в 20-е годы работал в Москве. В России тогда была, как он говорил, главная лаборатория жизни. Так надо же вдуматься в его слова. Он сказал, что Советская Россия, как никто, близка и к земле, и к небу. Дух Октября, по его словам, соединил то, что в душе европейца давно помещено в разные уголки души -дело ("бизнес") и религию, чисто земные задачи с высшими идеалами религиозного уровня.

А главное - поговорили бы депутаты Госдумы мысленно со своими умершими дедами и прадедами. Факт, что в Октябре

1917 года подавляющее большинство народа, попробовав "на зуб" все альтернативные проекты - Столыпина, Керенского и Корнилова, поддержало советский проект. Все проекты люди испытывали на своей шкуре, а не из книжек и не по телевизору. Надо же прислушаться к мнению предков, для которых как народа этот выбор был вопросом жизни и смерти. Решение Госдумы углубляет раскол в обществе. Ведь "человек советский" никуда не исчез. И он составляет большинство, которое "безмолствует" все более и более холодно. Послушали бы хоть западных экспертов. Самым крупным международным исследованием установок граждан бывших республик СССР является программа "Барометры новых демократий". В России с 1993 года ведется проект "Новый Российский Барометр", работает большая группа зарубежных социологов. В докладе руководителей этого проекта Р. Роуза и Кр. Харпфера в 1996 году сказано: "В бывших советских республиках практически все опрошенные положительно оценивают прошлое и никто не дает положительных оценок нынешней экономической системе". Нынешние оценки политической системы еще хуже.

Пик антисоветских настроений в РФ был пройден в середине 1992 года, а с тех пор принципиальный антисоветизм локализуется в маргинальных социальных группах. Показательны оценки советского и нынешнего строя по интегральному, бытийному критерию - возможности счастья. В мае 1996 года в опросах ВЦИОМа был задан вопрос: "Когда было больше счастья: до перестройки или в наши дни?".

Ответили "до перестройки" 68 процентов людей с низкими доходами, 55 процентов со средними и 44 процента с высокими. Даже среди богатых всего 32 процента тех, кто видит в нынешней жизни возможность для счастья.

Но главное в решении Госдумы все же не политика, а удар по культуре (хотя этого депутаты, похоже, не понимают). В том мире культуры, который создан человеком и в котором он живет, особое место занимает мир символов. Символы - отложившиеся в сознании образы людей, событий, общественных институтов, которые приобретают метафизический (запредельный) смысл. Символы образуют свой мир, мы в этом мире живем духовно, с символами непрерывно общаемся и под их влиянием организуем земную жизнь. Каждый из нас "утрясает" свою личную биографию через символы, только с их помощью она укладывается в то время и пространство, где нам довелось жить. Мир символов легитимирует жизнь человека в мире, придает ей смысл и порядок. Религия - один из "срезов" мира символов, но и без нее этот мир очень богат и полон.

Мир символов упорядочивает историю народа, общества, страны, связывает в нашей коллективной жизни прошлое, настоящее и будущее. В отношении прошлого символы создают нашу общую память, благодаря которой мы становимся народом. В отношении будущего символы соединяют нас с потомками.

Символы - часть оснащения нашего разума. И оно может быть разрушено или повреждено. Человек с разрушенным миром символов теряет ориентиры, свое место в мире, понятия о добре и зле. Проект разрушения нашего мира символов в последние двадцать лет еще ждет своего историка. Однако акции по выполнению этого проекта видны и сегодня.

Кампания по подрыву мира символов оказала на народы России исключительно тяжелое воздействие. Оно во многом предопределило глубину культурного кризиса, который выразился в скачкообразном повышении смертности и вспышках насилия. Основная часть добавочной смертности в России объясняется не непосредственными экономическими причинами, а факторами психологическими. И среди них - разрушение мира символов.

Идеологи реформ в РФ сразу стали перенимать западные технологии разрушения символов. Вот как, например, в США вытравили память о 1 Мая. Этот день стал праздником международной солидарности трудящихся в память о событиях 1886 года (тогда устроили провокацию против рабочей демонстрации, в которой были обвинены и казнены несколько анархистов). Праздник был связан с кровью и имел большой символический смысл. Рейган в 1984 года объявил 1 мая Днем закона (в честь 200-летия соединения закона со свободой, по поводу чего был устроен шумный праздник). Затем к 1 мая стали приурочивать разные шумные акции, например, в 1985 году в этот день Рейган объявил эмбарго против Никарагуа. Главное было - изъять из исторической памяти сами понятия о солидарности трудящихся.

Буквально тем же способом действовали в РФ - при пособничестве руководства "независимых" профсоюзов. 1 Мая стали называть Днем весны и труда. 7 ноября, в годовщину Октябрьской революции, Ельцин постановил "отныне считать это Днем согласия". Революция - "день согласия", какая пошлость. А завтра, глядишь, постановят переименовать Страстную пятницу в День православно-иудейского согласия. Зачем, мол, поминать Распятие.

Важнейшим для национального самосознания был в СССР символ Великой Отечественной войны. Подтачивание и разрушение этого символа в течение целого десятилетия было официальной государственной программой. Она и сейчас продолжается, только более тонко - акцент делается на чествовании ветеранов да на бытовых воспоминаниях. То, что речь шла об осознанной Отечественной войне народа, замалчивается. Ведь народ - это и потомки ветеранов, они ответственны за сохранение результатов Победы.

На разрушение этого символа было направлено устройство грандиозного концерта поп-музыки на Красной площади и именно 22 июня 1992 года. Хорошо известно, что Красная площадь - один из больших и сложных символов, олицетворяющих связь поколений в России. Вот что пишет французский философ С.Московичи: "Красная площадь в Москве - одна из самых впечатляющих и наиболее продуманных.Расположена в центре города, с одной стороны ее ограничивает Кремль. Этот бывший религиозный центр, где раньше короновались цари, стал административным центром советской власти, которую символизирует красная звезда. Ленин в своем мраморном Мавзолее, охраняемом солдатами, придает ей торжественный характер увековеченной Революции. В нишах стены покоятся умершие знаменитости, которые оберегают площадь, к ним выстраивается живая цепь, объединяющая массу вовне с высшей иерархией, заключенной внутри. В этом пространстве в миниатюре обнаруживает себя вся история, а вместе с ней и вся концепция объединения народа". Этот символ шаг за шагом демонтируется.

В общем, грязь, что льют сегодня на Октябрь, - это грязь на исторический выбор начала XX века. А вынашивали его весь народ, все оппоненты и противники. Октябрь был выходом из той исторической ловушки, в которую попала тогда Россия: ей приходилось одновременно догонять капитализм и убегать от него. Назад из кризиса не выходят, и Октябрь был рывком вперед. Он позволил России не закрыться в общине, а освоить современную промышленность и науку - минуя удавку мирового капитала.

И это, как мы знаем, сбылось - на целый исторический период. Теперь другие времена и другие потребности? Возможно, так оно и есть, но в любом случае плевать в прошлое глупо. Если плевать с такой страстью, как это делает снедаемая "комплексом Иуды" бывшая номенклатура КПСС, то мы, того и гляди, вообще выпадем из времени и прах наш развеет ветер.