От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 18.12.2004 18:35:55 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

С. Глазьев. Где у правительства деньги лежат? (*+)

http://195.201.39.206/Vedomosti/?id=1443&folder=106

Где у правительства деньги лежат?
Сергей ГЛАЗЬЕВ, депутат Госдумы (фракция <Родина>), лидер движения <За
достойную жизнь>, доктор экономических наук


Недавно прямо на очередном заседании правительства президент предложил
министрам настойчивее работать в Госдуме не только с <единороссовским>
большинством, но и с оппозицией, с фракциями и депутатами, имеющими иную
точку зрения по тем или иным проблемам, в частности по вопросам формирования
бюджета-2005. Однако к этому бы ему следовало призвать и думское
большинство, которое зачастую никого не хочет слушать.
Вот как, к примеру, в нижней палате принимались законы о бюджетах трех
социальных фондов: пенсионного, фонда обязательного медицинского страхования
и социального страхования, на которых лежит изрядная доля социальных
обязательств государства перед гражданами. Выяснилось, что правительство и
думское большинство заложили в этих фондах совокупный дефицит в 205
миллиардов рублей. То есть в бюджете на 2005 год не хватает 205 миллиардов
рублей на выплату пенсий, больничных, поддержку здравоохранения. Но в том же
федеральном бюджете был заложен профицит в 270 с лишним миллиардов рублей.
Получается, что в одной части бюджетной системы профицит (в законе о
бюджете), а в другой части бюджетной системы - дефицит (в социальных
обязательствах). Между тем можно было перераспределить средства, чтобы
полностью выплатить социальные обязательства перед гражданами. И доказать
это просто: нужно было из профицита федерального бюджета вычесть сумму
дефицита трех социальных фондов. Даже школьник сосчитает, что на латание
<социальной дыры> денег в бюджете хватит, еще и останется солидный профицит.
Но думское большинство в лице <Единой России> на это не пошло. Стоит
уточнить, что профицит бюджета возникает не из-за резкого повышения доходов
государства и его умения хозяйствовать, а за счет отказа правительства
исполнять несколько десятков федеральных законов по финансированию науки,
образования, здравоохранения, культуры и так далее.
Возникает вопрос: почему при, казалось бы, лишних деньгах у государства
остаются многомиллиардные долги по детским пособиям, а у работников
бюджетной сферы - нищие зарплаты? Большинство населения не может свести
концы с концами, у многих предприятий нет денег на финансирование
научно-исследовательских работ и обновление техники. Вместо расчета со
своими гражданами правительство заговорило о создании Стабилизационного
фонда, в котором будет копиться профицит, всего же изъятыми из
экономического оборота окажутся 719 миллиардов рублей.
Министр финансов Алексей Кудрин уверял нас, депутатов, что это нужно для
борьбы с инфляцией. Но, позвольте, бороться с инфляцией - задача
Центрального банка. Он ее решает путем регулирования объема денежной массы.
Правительство же должно исполнять обязательства перед обществом, а не
отказываться от них под предлогом борьбы с инфляцией. А если и бороться с
ней, то совершенно иным методом - проведением активной антимонопольной
политики. Сегодня монополисты продолжают вздувать цены, наживаясь за счет
общества. Именно этот фактор генерирует инфляцию.
Почему избыточные деньги правительство не направляет в развитие реального
сектора экономики, а замораживает в Стабилизационном фонде? Вдобавок ко
всему правительство отказывается от изъятия природной ренты, уже два года не
рассматривает необходимые для этого законопроекты. Пополнить госказну и
сделать россиянина богаче можно с помощью доходов от эксплуатации
принадлежащих народу природных ресурсов. Однако значительная часть природной
ренты сегодня остается за рубежом на личных счетах российских олигархов.
Вместо этого правительство легализовало вывоз капитала, выставляет на
распродажу большую часть оставшейся у государства собственности. Это
означает, что нынешняя власть не хочет грамотно управлять ни деньгами, ни
госсобственностью.
Думское большинство игнорирует все предложения по ликвидации <дыр> в
социальной сфере. Хотя <единороссы> признали, что вследствие дефицита одного
только пенсионного фонда незакрытых обязательств перед пенсионерами - на 83
миллиарда рублей. Впервые за последние годы на фоне сверхприбылей по нефти,
газу и объявленных темпах экономического роста реальная пенсия россиян
уменьшится.
Нам заявляют, что пенсии, наоборот, планируется повысить на 200 рублей.
Однако планируется и инфляция - в 10 процентов. Снова решим несложную
математическую задачку. Возьмите среднюю пенсию и посчитайте. Выяснится, что
200 рублей так называемой надбавки не хватит, для того чтобы компенсировать
инфляционное обесценивание пенсии. То есть на фоне великолепных
экономических показателей, профицита бюджета и Стабилизационного фонда, в
котором скоро окажется более 700 миллиардов рублей, государство идет на
снижение жизненного уровня пенсионеров. Я считаю, что это совершенно
несправедливо и экономически неправильно. Ведь у государства есть деньги для
того, чтобы рассчитаться с россиянами.
Еще более странная ситуация складывается по медицинским фондам. По
обязательному медицинскому страхованию возникает дефицит в выполнении даже
минимальной программы, на которую потребуется 100 миллиардов рублей. На нее
нашлось ассигнований - чуть больше 30 миллиардов рублей. То есть образуется
дефицит в 70 миллиардов рублей - больше, чем сам фонд. И такой абсурдный
документ думское большинство приняло. Нехватка средств на медицину скажется
в регионах, потому что там нет источников покрытия этого дефицита. Наконец,
по фонду социального страхования, из которого гражданам выплачивают
больничные листы. Он для того и создан, чтобы работодатели, выплатив
социальный налог, могли не волноваться, что разорятся в случае эпидемии
гриппа, которая выведет из строя значительную часть работников. Этот фонд
призван минимизировать риски среди предприятий, с тем чтобы они платили за
больничные столько, сколько положено. Госдума приняла решение о том, что
первые два дня больничного листа оплачивать станет непосредственно
предприятие. То есть фактически человека вталкивают в конфликт с
работодателем. Естественно, работодатель не будет счастлив, если к нему
придут работники и скажут: <Мы заболели, оплатите два дня больничного>. Люди
просто не станут брать больничные листы. И тем самым фонду социального
страхования удастся экономить на здоровье людей.
Нужно ли объяснять, что при такой политике фактического геноцида населения
страна все дальше заходит в тупик. Она оказывается в зависимости от экспорта
сырья при неспособности решать социальные и экономические задачи. Люди в
конце концов разберутся, кто есть кто в нашей политической системе и чьи
интересы правители представляют. <Единая Россия> захватила в Думе
подавляющее большинство и при этом вместе с федеральным центром не хочет ни
за что отвечать. Это заметно по социальной реформе, которая вступит в
действие с 1 января. Федеральная власть отказалась выполнять практически все
социальные обязательства, за исключением выплат Героям Советского Союза и
России, а также инвалидам. В преддверии 60-летия Победы в Великой
Отечественной войне лишить ветеранов этих льгот не посмели. Все остальные
обязательства сброшены на субъекты Федерации. У нас сегодня федеральная
власть, политическую ответственность за которую взяла на себя <Единая
Россия>, не отвечает ни за образование (оно целиком сброшено субъектам
Федерации), ни за здравоохранение (3/4 расходов отдано субъектам Федерации),
ни за коммунальные услуги, бремя которых уже давно переложено на города, и
даже за детские пособия. Согласится ли тот или иной регион их платить - еще
вопрос. Льготы большинству ветеранам, по сути дела, будут отменены, а
денежной компенсации не последует, потому что в регионах на нее нет денег.
Бюджетная политика правительства сдерживает экономический рост вследствие
искусственного снижения конечного спроса в объеме 1,5 - 3 процента ВВП и
ограничения инвестиционных возможностей в объеме 210,9 миллиарда рублей,
изымаемых с финансового рынка. До поры до времени эта негативная роль
бюджетной политики скрывается за относительно хорошими макроэкономическими
показателями. Их видимое благополучие не отражает реального состояния
российской экономики и основано на благоприятной ценовой конъюнктуре во
внешнем мире и высоких темпах роста внутренних цен.
Официальные оценки инфляции вызывают у специалистов все больше сомнений. В
отсутствие альтернативных центров анализа динамики цен мы не можем целиком
полагаться на данные Федеральной службы государственной статистики. Она
напрямую подчинена Мин-экономразвития, <отвечающего> за темпы роста ВВП.
Общественное мнение оценивает инфляцию не в 10%, как правительство, а в 20%.
Действительно, цены на металл вырастут в этом году в 1,5 - 2 раза. На 20 -
30 процентов подорожают хлеб, молоко, сахар, бензин, жилищно-коммунальные
услуги. А если еще скорректировать в соответствии с этим инфляцию, то темпы
экономического роста снизятся до нуля.
По сути, главное, что было сделано в текущем году в России, - это отказ
федеральной власти выполнять социальные обязательства перед обществом.