|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
23.12.2004 21:43:50
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
"Изучение "закономерностей" - это наследие марксизма?" - "Совершенно верно. Именно поэтому статистиков уничтожили при Сталине"(*
http://www.inauka.ru/education/article50852.html
ПРОФЕССОР ЮРИЙ ТЮРИН, ДОЦЕНТ АЛЕКСЕЙ МАКАРОВ: "С ЭТОГО ГОДА В ШКОЛЕ НАЧНУТ
УЧИТЬ СТАТИСТИКЕ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ"
Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА
С нынешнего учебного года в школе начинает вводиться преподавание теории
вероятностей и статистики. Об этом говорится в новом стандарте образования.
Почему в школе так необходим этот раздел математики? Авторы школьного
учебника по теории вероятностей и статистике - профессор мехмата МГУ и
профессор Высшей школы экономики Юрий ТЮРИН и ведущий научный сотрудник МГУ
и доцент кафедры математики Высшей школы экономики Алексей МАКАРОВ
рассказывают об этом обозревателю Наталье ИВАНОВОЙ-ГЛАДИЛЬЩИКОВОЙ.
"Известия": Зачем в школе изучать теорию вероятностей и статистику?
Юрий ТЮРИН: В нашем школьном образовании понятия "случайности" и связанных с
этим представлений и идей просто не было. Считалось, что наука - враг
случайностей, и поэтому рассказывалось только о закономерностях. Это
неправильно. В большинстве развитых стран элементы теории вероятностей и
статистики давно присутствуют в школьном образовании. Большая часть явлений
жизни, природы, общества просто не поддается обсуждению только в терминах
"закономерностей".
"Известия": Изучение "закономерностей" - это наследие марксизма?
ТЮРИН: Совершенно верно. Именно поэтому одна из самых сильных в мире -
русская статистическая школа в советское время была уничтожена. Статистики
давали результаты, которые не согласовывались с желаниями Сталина. Ведь
итоги "сплошной переписи" 1937 года никогда не были опубликованы. Перепись
показала абсолютное снижение численности населения СССР. И более того, были
репрессированы все руководители переписи.
Алексей МАКАРОВ: Основные прорывы в ХХ веке происходили именно за счет
привлечения новой понятийной базы, связанной со случайным, с теорией
вероятностей, с методами обработки данных. Поэтому если мы посмотрим список
всех специализаций в высшей школе, то увидим, что статистику и теорию
вероятностей у нас изучают не только математики и физики, но и химики,
географы, геологи... Мы читаем эти курсы и психологам, политологам,
социологам...
"Известия": Что касается вузов, то здесь все понятно. Но зачем нужна
статистика в школе?
МАКАРОВ: Когда современный человек смотрит телевизор или читает газету, он
далеко не всегда понимает, о чем ему рассказывают. Как только дело доходит
до тех или иных цифр, оказывается, что граждане просто не понимают, что им
хочет сообщить государство - говорит ли оно о средних зарплатах или об
уровне рождаемости в стране. Когда нам сообщают о том, что средняя зарплата
в Москве - 18 тысяч рублей, многие люди сомневаются в этом, полагая, что
средняя - это самая распространенная зарплата, не понимая, что такое средняя
зарплата. А статистика учит правильно интерпретировать понятия, не
ограничиваясь одной такой величиной. Или другой пример: все газеты публикуют
результаты социологических обследований. При этом мало кто понимает, что они
на самом деле показывают и какова их погрешность.
ТЮРИН: А школьники, изучая теорию вероятностей и статистику, будут понимать,
что это такое. В школе нужно не только заниматься абстрактными схемами,
отвлеченными задачами, но и пояснять, как математика описывает то, что нас
окружает. Семиклассник вполне может высчитать "среднюю" величину. Но важно
не только вычисление, но и умение сделать статистический вывод, понимать и
интерпретировать данные.
МАКАРОВ: Когда школьники учат те или иные уравнения, они потом используются
разве что в курсе физики. Но математика нужна и обществоведению, и
экономической географии... Кстати, и интерес к математике, который у многих
детей падает к 7-8-му классу, повысится, когда они и их родители увидят, что
за формулами стоят вполне реальные задачи.
"Известия": Когда теория вероятностей и статистика утвердится в школе?
ТЮРИН: По планам министерства обязательное введение этого раздела
планируется через два года. В ряде школ Москвы уже с января 7-8-классники
начнут изучать этот блок дисциплин.
Что касается учителей, то конечно же нужна их подготовка... В Москве и в
ряде других регионов эта серьезная работа уже ведется.
"Известия": В чем особенность вашего учебника?
МАКАРОВ: Мы старались сделать его не только понятным, но и интересным и
ученику, и учителю, и даже родителю. В нем много практических упражнений и
реальных данных - начиная от производства электроэнергии и стоимости полиса
автогражданки и кончая чемпионатом по футболу, а многие сложные
теоретические вопросы отнесены в приложение. Он создавался в сотрудничестве
с московскими методистами и учителями. Среди наших соавторов - школьный
учитель Иван ВЫСОЦКИЙ и зав. кафедрой Московского института открытого
образования Иван ЯЩЕНКО.
Проблема не перегрузки, а неправильной загрузки
Дмитрий ПУТИМЦЕВ, директор московской школы ?518
За последние годы мы пережили нашествие сразу нескольких новых предметов
(ОБЖ, москвоведение, граждановедение, этика и психология семейной жизни).
Совершенно очевидно, что без предварительной подготовки учителей, без
обеспечения программами и учебниками обязательное введение в школе предмета
"статистика и теория вероятностей" невозможно. Сам предмет интересен, но
школа должна к нему привыкнуть. Он должен быть отработан учителями. Что
касается опасений по поводу перегрузки детей, то, на мой взгляд, существует
проблема неправильной загрузки. Если статистика будет дополнением к тем пяти
часам математики в неделю, которые существуют в базовой школьной программе,
то это будет перегрузкой. Если же один час от алгебры будет отдан под
статистику, то нужно будет говорить либо о сокращении курса алгебры, либо о
его упрощении. Только эксперимент покажет, насколько статистика необходима в
массовой школе.
Людмила КРАСНОВА, мать ученика 8-го класса
Мне кажется, что введение такого предмета, как статистика и теория
вероятностей, только запудрит детям мозги. Они и обычные-то предметы пройти
толком не успевают. Например, когда мой сын проходил по истории античность,
они Грецию пройти успели, а на Рим времени не осталось. Нужно разгрузить
школьную программу, а уж потом вводить такие (скорее всего - полезные)
предметы, как статистика. Может, наши дети тогда лучше соображать станут?
Анна ЛУКЬЯНОВА, врач детской поликлиники
Какие новые предметы? Вы посмотрите на нынешних подростков! Среди них очень
мало здоровых. Любая перегрузка для них губительна. На мой взгляд, стоит
пересмотреть школьные программы и решить, что в них необходимо, а что - нет.
Тогда вместо какого-то лишнего предмета можно будет ввести статистику.
Идея-то хорошая.