От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 23.12.2004 21:43:02 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

"Но если все это погубить, разрушить, мы будем выпускать недоинженеров-бакалавров" (*+)

http://www.inauka.ru/education/article51361.html

МЫ БУДЕМ ВЫПУСКАТЬ НЕДОИНЖЕНЕРОВ



Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА





24 ноября в МГТУ имени Баумана прошло Всероссийское совещание-конференция
"Стратегия и структура подготовки инженеров для наукоемких отраслей - взгляд
работодателей". Собравшихся волновали в основном две темы: переход
инженерного образования на двухуровневую систему подготовки и практическая
подготовка специалистов.

Ректор МГТУ имени Баумана Игорь Федоров, открывший конференцию, обрисовал
основные проблемы современного инженерного образования. Слабые места
выпускников - это прежде всего плохое знание иностранных языков,
недостаточное использование новых информационных технологий и недостаточно
развитые менеджерские навыки. Сейчас от молодых инженеров требуют не только
хороших знаний в своей области, но и умения "продвигать" разработки. Кроме
того, совершенствование подготовки кадров требуется постоянно, а значит,
неизбежен переход на многоступенчатую систему образования. Вопрос в том,
какой будет эта многоступенчатость.

В разных странах действуют разные схемы "бакалавр-магистр", но в основном
подразумевается схема 3+2 (три года обучения на подготовку бакалавра и два -
на доведение его до степени магистра) и несколько реже - 4+2. Игорь Федоров
и его коллеги убеждены, что для инженерного образования такие подходы не
годятся. Специалист должен готовиться как минимум пять лет, по непрерывной
программе.

Этими мыслями ректор МГТУ поделился и с обозревателем "Известий".

- Переход на двухуровневую систему был бы великой ошибкой. Я говорю об этом
и нашему министру Фурсенко, и в Думе. И министр понимает, что этому варианту
нужна какая-то альтернатива. Но есть многие горячие головы, утверждающие:
только бакалавр и только магистр. Такая система существует в Америке. Но при
этом Америка сама от нее страдает. Уровень инженерного образования там упал.
Мы поддерживаем тесные контакты с Американской национальной инженерной
академией - очень влиятельной организацией, с ее президентом - профессором
Вульфом (он бывает в МГТУ). Так вот Вульф рассказывал, что американскому
образованию настолько не хватает уровня "специалиста", что они собираются
обратиться к президенту Бушу с требованием ввести, помимо уровней бакалавра
и магистра, еще и уровень дипломированного "специалиста" (как второй, равный
уровню "магистра", но для инженерных специальностей).

За 4 года готовят бакалавра. Но инженера нельзя подготовить за 4 года. Это
возможно только для очень малого числа специальностей: для расчетчиков;
может быть, для специалистов по некоторым областям информационных
технологий. Но инженера-разработчика за 4 года никогда не подготовишь.

А мы, как всегда, наступаем "на те же грабли". Если мы перейдем на
двухуровневую систему и начнем выпускать бакалавров-инженеров, то уроним
уровень нашего инженерного образования. Магистров-инженеров будут готовить
совсем немного. В основном - за деньги.

Переход на эту систему был бы большой ошибкой. Думаю, что это касается и
медиков (какого врача можно подготовить за 4 года?), и многих других. Может
быть, для каких-то категорий экономистов, юристов или для социальных
работников это и возможно.

Я только что был во Франции, в "Эколь Политехник" - лучшем инженерном вузе
Европы. Так вот там вообще нет бакалаврской степени! Это старейшая
инженерная школа, основанная Наполеоном... Один список профессоров чего
стоит: Ампер, Фуко... Там понимают, что за 4 года инженера не подготовишь.

Не нужно нас загонять в какие-то рамки. Мы сами уже в МГТУ готовим и
бакалавров, и магистров. Но бакалавров, например, по специальности
"библиотечные информационные технологии". Если же студенту нужен какой-то
наукоемкий проект - пожалуйста, иди в магистры! Но, скажем,
инженер-разработчик - это не бакалавр, не магистр даже. Требуется отдельная
программа их подготовки, которая прекрасно разработана в России. Андрей
Александрович Фурсенко сказал мне интересную вещь: в России нужно найти те
бренды, которые можно успешно развивать. Так, чтобы все признали: это -
лучшее в мире. И таким брендом может быть инженерное образование. Я
абсолютно с ним согласен.

Со стороны Запада высказывается огромное уважение к нашему инженерному
образованию. Я много разговаривал об этом с генералом Габриэлем Номацу,
генеральным директором "Эколь Политехник", который высказывал свое
восхищение Бауманским университетом. Он намерен расширять контакты с МГТУ,
скоро приедет к нам... Это лестно слышать. Наше инженерное образование
действительно можно сделать брендом.

Но если все это погубить, разрушить, мы будем выпускать
недоинженеров-бакалавров.