|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
21.12.2004 23:34:43
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Прощай, "страна мечтателей, страна ученых"? (*+)
Русский Журнал / Обзоры / Образование
http://www.russ.ru/culture/education/20041220.html
Прощай, "страна мечтателей, страна ученых"?
Вячеслав Загорский
Дата публикации: 20 Декабря 2004
Уходящий год во многом стал "моментом истины" для всех, кто причастен к
реформированию российского образования. Стало ясно, что всякие там ЕГЭ,
разгром негосударственных школ и прочее подобное - уже мелочи.
Особенно наглядно это показала одновременная публикация в конце ноября на
RBC двух статей: "Российских школьников лишают бесплатного образования"
( http://top.rbc.ru/index.shtml?/news/society/2004/11/22/22093612_bod.shtml)
и "Российские толстосумы съехались на "распродажу века""
( http://www.allmedia.ru/newsitem.asp?id=731396). Главная забота российского
правительства - как сделать систему образования наиболее дешевой для
федерального бюджета (денег не хватает), а главная забота организаторов
аукционов "Сотби" и "Кристи" - освежить свой разговорный русский, поскольку
известно, что основные скупщики самого дорогого антиквариата приедут из
России.
Заседание правительства 9 декабря подтвердило "генеральную линию": по мнению
А.Фурсенко, не только вузы, но и школы с первых классов должны расширить
платные образовательные услуги
( http://www.lenta.ru/russia/2004/12/09/education/). Именно для этого
предлагается "уменьшить перегрузку по сравнению со школами европейских
стран", чтобы не занятое предельно сокращенной базовой программой время
честно и официально сделать коммерческим.
И на "заевшихся" на городских надбавках московских учителей найдется
управа - Московская дума уже вынуждена приводить городской закон об
образовании в соответствие с новыми федеральными правилами минимизации
финансирования.
А перед этим налоговики приготовились перевоспитывать зарвавшихся "ботанов",
которые надеялись благодаря своей успешной учебе из непосильных для семьи
"коммерческих" студентов стать "казеннокоштными" - снижение стоимости
обучения для отличников предложено рассматривать "как получение дохода в
натуральной форме".
Ну нет у нас денег на бесплатное образование, нету!!! Хоть бы запретили
тогда публиковать данные об уникальном росте российского золотого запаса в
текущем году.
На этом фоне выглядит наивной дискуссия в gazeta.ru о соотношении уровней
российского и американского естественнонаучного образования, состоящая из
отзывов на статью "Как я учу американских студентов"
( http://www.gazeta.ru/education/2004/11/30_e_205115.shtml). Что тут
обсуждать, когда совсем скоро не будет перебежавших в США чрезмерно умных
российских преподов, недовольных глупыми американскими студентами, - некому
станет их готовить в России.
По данным моих собственных тестирований студентов-первокурсников на первых
семинарах по непрофильной для них химии, уровень их школьных знаний за
последние три года устойчиво падал и сейчас ушел на ноль - это значит, что,
например, студент-геолог, не сдававший вступительный экзамен по химии,
практически ничего не вынес по этому предмету из школы. А за один семестр
многому с нуля не научишь - и вслед за сокращением и упрощением школьной
программы неизбежно последуют те же преобразования в вузах. Так что скоро
воспоминания об умных российских студентах, гениальных ученых и
конструкторах будут такой же ностальгией по "той советской жизни", как и
мороженое по 48 копеек, и водка по 3.62.
А реформаторам, борющимся с бесплатным образованием, следует обратить
внимание на ценнейшую "инициативу снизу":
"Каждому клиенты (так в оригинале) предоставляется скидка при покупке 2х и
более дипломов либо иных справок или документов."
( http://www.diplomy.com/)
Если это ценное начинание ("Продажа дипломов и аттестатов любых вузов")
поддерживать и расширять, государство и деньги сэкономит (главное, налог
взять с торговцев дипломами), и по числу "дипломированных" специалистов
будет красиво смотреться.
И в конце - маленькая справка. "Японское экономическое чудо" случилось вовсе
не в 60-х годах XX века. Еще в начале прошлого столетия министерство
просвещения Японии решило, что в бедной полезными ископаемыми стране
наиболее ценный ресурс - люди. И заказало представителю самой лучшей тогда
немецкой науки, нобелевскому лауреату В.Оствальду книгу "Великие люди", в
которой выдающийся ученый проанализировал, откуда берутся те, кто
обеспечивает прогресс и благополучие самых развитых стран. Затем начались
неспешные реформы японской системы образования. И результаты пришли.
Интересно, получилось бы "японское чудо", если бы в начале XX века главной
задачей правительства Страны восходящего солнца было немедленное удвоение
ВВП за счет экономии на всем остальном, в том числе и на образовании? Глупый
вопрос...