От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 16.12.2004 20:57:14 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

А. А. Пинский: "- То есть воспитание на уроке невозможно? - Я читал, что люди и в Освенциме женились" (*+)


"Георгий" сообщил/сообщила в новостях следующее:
news:133500@kmf...
> http://www.strana-oz.ru/?numid=18&article=870
>
> Беседы с директорами московских школ
>


Анатолий Аркадьевич Пинский. Школа ? 1060

- Зачем обществу нужна школа? Каково место школы в государстве?

- Школа нужна как некий институт, в котором дети определенного возраста, с
одной стороны, учатся и что-то выучивают, а с другой стороны, воспитываются
и развиваются, т. е. с ними происходит нечто более широкое, чем усвоение
опре деленной информации. Традиционно считалось, что это им нужно для того,
чтобы выйти на следующий возрастной этап более подготовленными для жизни и
более эффективными с точки зрения общества. Наверно, общемировой школьный
кризис, охвативший сейчас школу, состоит в том, что она оказывается не в
состоянии решать эти задачи.
Конечно, все говорят, что воспитание в школе насущно необходимо, но это
похоже на сказку про голого короля. Ведь очевидно, что школьная система,
сложившаяся у нас за послевоенные годы и в таком виде подошедшая к рубежу
веков, никакого отношения к воспитанию не имеет. Возьмите пресловутую
проблему образовательных стандартов - вопрос о том, что дети должны изучать
в школе, - вы увидите, что там нет никакого воспитательного момента. Дети
должны запомнить химические реакции амфотеризации гидроскидов, восемь сортов
лишайника, даты исторических сражений и тому подобное. С воспитанием это
вообще никак не связано. Или рассмотрим принцип оплаты труда учителей. За
что им платят? За учебные часы, за то, что они в огромных количествах
втюхивают детям разную информацию. Те фильтры, через которые человек должен
в жизни пройти, например поступление в вуз, сводятся к заполнению тестов, к
проставлению галочек в нужных местах.
Школьная система, сформировавшаяся к середине XIX века, имеет в основном
прусское происхождение. Возьмем концепцию Гербарта - концепцию
<воспитывающего обучения>. Предполагалось, что процесс обучения сам по себе
является воспитывающим и что нет и не нужно никакого воспитания в дополнение
к обучению. Для тех времен, для классической гимназии с двумя древними
языками, двумя живыми и математикой - для той жизни начала и середины XIX
века это было справедливо. А сейчас, разумеется, все это совершенно неверно.
Однако прежняя система продолжает господствовать по умолчанию:
подразумевается, что обучение самодостаточно и больше ничего не нужно.
Поэтому de facto получается, что воспитания никакого нет. Все призывы к
воспитанию оказываются декламацией и фикцией. Вам, предположим, советуют
жить в тишине, но вы при этом должны все время ездить на громыхающем трамвае
и иметь соседом рок-фана. Вы отвечаете: совет хорош, но в реальности это не
получается. Придумывали разные государственные образовательные стандарты -
сшибались лбами много лет, но какое это имеет отношение к воспитанию? Сама
логика, по которой они разрабатывались, воспитания не предполагает. Тема
вашего номера в некотором смысле безнадежна.

- Как Вы в своей школе выходите из этого положения? Вы воспитываете своих
учеников?

- Здесь есть два подхода. Первый состоит в следующем: исходя из каких-то
внешних условий - потребностей армии, или производства, или информатизации и
т. д. - формулируется набор параметров и выдвигается требование, чтобы школа
выпускала людей, знания и умения которых удовлетворяли бы этим параметрам. У
нас подход несколько другой. Мы считаем, что сам человек имеет некоторые
задатки, обладает определенным потенциалом, и что школа за те 10-11-12 лет,
что он здесь проводит, должна помочь ему раскрыть все, что в нем заложено.
Чтобы ребенок нашел себя и как можно полнее себя реализовал. А поскольку
человек - это не сумма знаний, которые он запомнил из учебников, у него есть
чувства, эмоциональная жизнь, своя интонация, музыкальный слух,
художественный вкус, есть какое-то волевое начало, - мы видим свою задачу в
том, чтобы содействовать самораскрытию человека. У образовательного процесса
есть две стороны: социализация и самореализация. С нашей точки зрения,
сейчас гипертрофирована сфера со циализации. Ребенка подтягивают,
встраивают во внешние рамки, при этом его внутренние задатки остаются в
спящем, угнетенном состоянии.

- В чем конкретно Вы видите свою воспитательную задачу? Какие качества
прививаете детям?

- Для нас самое главное - пробудить в ребенке живой интерес к окружающему -
к знанию, к другому человеку, к явлениям природы, произведениям искусства.
Второе: развить у него способность к сопереживанию. Третье: научить общаться
и взаимодействовать с другими людьми - в классе, группе, коллективе,
компании. И очень важно чувство собственного достоинства. Бывает, что
учительница в запальчивости даст ребенку подзатыльник. Для меня это
совершенно недопустимо, и как директор я должен это пресечь - вплоть до
мгновенного увольнения. Что еще шире распространено в школьной системе -
учителя на детей орут. Я считаю, что орать на детей нельзя, это просто
запрещено.
Ну и конечно - творчество. Даже в академических дисциплинах, таких как
химия, физика, можно найти простор для творчества. Это самостоятельные
исследования, рефераты, проекты. Конечно, основная форма
учебно-воспитательного процесса, которая с 1934 года по постановлению ЦК
ВКП(б) господствует у нас, - урок - очень плохо приспособлена для этого. Мы
все, от учителя до министра, можем сколько угодно говорить, что воспитание
очень важно, но пока de facto основной формой учебной технологии, классной
организационной работы является урок:

- То есть воспитание на уроке невозможно?

- Я читал, что люди и в Освенциме женились. Есть анекдот, где кто-то плавает
в серной кислоте:

- Каким Вы видите Вашего выпускника?

- В идеале это человек, который себя нашел. Который не просто поступил в
хороший или престижный вуз, а выбрал специальность по душе. Человек,
многообразно развитый. Как, например, гусар в XIX веке - он и в астрономии
что-то понимает, и мазурку танцует, и воюет, и французским владеет. Человек
с какой-то этикой поведения. Он не колется; если пьет пиво, то не в школе.
Может быть, у наших детей более прямая осанка, более открытый взгляд.

- Школа несет какую-то ответственность за будущее ребенка?

- Если у выпускников случаются неурядицы или, наоборот, успехи - педагоги за
них болеют. Это моральная ответственность, а с точки зрения правовой,
конечно, сегодняшняя школа никакой ответственности за выпускника не несет.
Единственная обязанность школы - вложить в ребенка, доставленного под
конвоем для получения обязательного образования, спущенный сверху стандарт.
Чудовищный институт. Мишель Фуко как-то сказал, что в середине XX века из
прежних дисциплинарных институтов цивилизации осталось четыре: армия,
тюрьма, психбольница и школа.

- А каким должен быть педагог, работающий в Вашей школе?

- Профессия учителя близка сфере искусства. Педагог просто живет детьми -
как музыкант живет мелодиями и ритмами. Каждый учитель должен решить для
себя: готов ли он заниматься обучением и воспитанием или только обучением.
Если человек говорит: я квалифицированный специалист, скажем, биолог или
историк, я беру столько-то часов, которые буду отрабатывать по такой-то
программе и методике, после чего считаю себя свободным, - мы такого, как
правило, не берем. Потому что мы считаем, что школьная жизнь абсолютно не
сводится к сумме уроков по биологии или по истории. С детьми нужно
организовывать праздники, новогодний базар, с детьми нужно ставить
спектакли, ходить в походы. Наверное, можно быть хорошим бухгалтером и не
болеть душой за свое дело, не знаю. Если оказаться в каком-то федеральном
министерстве без десяти шесть вечера, можно увидеть, что люди стараются
убежать как можно скорее - кроме министра и наиболее ретивых замов. Если
музыкант на репетиции все время с нетерпением посматривает на часы: когда же
это кончится, значит он будет плохо играть на своем инструменте, плохо петь.
Если учитель торопится убежать домой, это никуда не годится. Учительское
сословие держится на энтузиазме, ведь учителям платят гроши. Музыканты тоже
в массе своей бедны. Они, конечно, говорят: мне бы где-нибудь подзаработать,
гады - никто не платит, талант у нас не ценят. Но на самом деле, если ему не
будут платить ничего, он все равно будет заниматься своим делом. В
учительской среде энтузиазм - массовое явление.

- Не случается ли у Вас конфликтов с родителями? Ведь они могут сказать:
ваше дело - учить нашего ребенка и выдать ему аттестат, а воспитаем мы его
сами, дома. Как бы Вы охарактеризовали границу между домом и школой?

- Для нас это осязаемая проблема. У школы свои интересы и устремления, у
родителей свои. Порой учителя в запальчивости говорят о родителях: им
наплевать на этого ребенка, они ничем с ним не занимаются, гулять с ним не
ходят, не записывают его ни в какие секции, то ли дело мы. Тут приходится им
возражать: отчасти вы правы, но в некотором юридическом и в высшем смысле
родители нас <главнее>. Ты можешь пытаться поставить хорошую оперу, но
приходит владелец театра и говорит: мы тут открываем зоопарк или вернисаж.
Это его право. В самой этой ситуации заложен конфликт, вот как свекровь и
жена - обе любят сына и мужа, и каждая по-своему. В какой-то момент умная
свекровь думает: я понимаю, что она стерва, но он ее выбрал, плетью обуха не
перешибешь.
Проблема в том - я с большой тревогой это наблюдаю, и социологами описан
этот факт, - что сейчас исчезает, например, понятие двора. И точно так же
исчезает сам феномен семейного воспитания - в огромном большинстве семей
ребенка кормят, одевают, покупают телевизор и оставляют перед ним на четыре
часа. Покупают компьютер и усаживают перед компьютером, отправляют, кто
может, в Испанию или Египет-Грецию отдыхать. Дают деньги на кино, на одежду,
на театр, может быть. Но все это чисто внешние взаимоотношения. Так что не
только в школе, но и в семье исчезает момент воспитания.

- Где же он теперь, этот момент воспитания?

- В значительной степени роль воспитателей взяли на себя СМИ - телевизор,
Интернет, молодежная субкультура. С другой стороны, я не думаю, что
существует некий закон сохранения воспитания, как в физическом мире обстоит
дело с энергией. Человек может испытывать внешние воспитывающие воздействия
деда и бабушки, родителей, двора и т. д. Но если мера воспитательного
воздействия мала, произойдет задержка нравственного развития. Воспитательный
фактор может сходить на нет. Порой происходит чисто внешняя адаптация: вот
засунули тебя в определенные условия - хочешь не хочешь, приспособишься.

- Чем Ваша школа отличается от других?

- Вот приводит родитель ребенка в Вашу школу: Родителю говорят, что в школе
два иностранных языка, что в школе нет отметок, что в школе много
дополнительных занятий, что по сравнению с обычной программой у нас больше
часов отводится изучению искусства, что с седьмого класса начинается деление
детей на группы по интересам, профилирование. Что у нас введена особая форма
организации обучения - учебные циклы. Что есть элементы родительского
самоуправления. Хотя надо заметить, что вся эта информация вместе взятая
менее значима для родителей, чем личность учителя. Они спрашивают: а кто у
нас будет вести первый класс? Марья Петровна или Ольга Сергеевна?
До индустриального века воспитанием занималась семья и церковь. Вопрос о
шаблоне, о стандарте, о единой программе не существовал. Правда, в некотором
особом смысле церковную программу можно было назвать унифицированной. Когда
возникло индустриальное производство, фабрикам потребовалось огромное
количество работников, их стали срывать из деревень. В этой ситуации Ян Амос
Коменский придумал фронтальную массовую систему обучения, которая оказалась
невероятно востребована. Весь процесс обучения оказался разложенным на
простые элементы с четкими взаимными связями. От детей стали требовать
высочайшей степени послушания при выполнении простых операций: нужно выучить
суффикс - 50 раз его пиши; есть примеры одного типа - вот 50 примеров, и
решай. Эта технология, как утверждал Коменский, позволяет добиться
результата даже при бездарном учителе. Все это было актуально, условно
говоря, для индустриального типа цивилизации.
В постиндустриальном обществе (если воспользоваться расхожим термином) и
производство, и стиль жизни совсем другие. Теперь нельзя ввести замкнутую
систему качеств и параметров: столько очков нужно набрать по патриотизму,
столько-то - по математике, столько - по любви к природе. Сейчас это никому
не нужно.