От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 16.12.2004 20:57:07 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

И. А. Кузнецов, прав. лицей дух. культуры во имя Серафима Саровского: "На мой взгляд, верующие дети более свободны" (*+)


"Георгий" сообщил/сообщила в новостях следующее:
news:133500@kmf...
> http://www.strana-oz.ru/?numid=18&article=870
>
> Беседы с директорами московских школ
>

Кузнецов Игорь Анатольевич. Православный лицей духовной культуры во имя
преп. Серафима Саровского

- Какую воспитательную цель ставит перед собой Ваш лицей как православное
учебное заведение?

- Как православное учебное заведение лицей ставит цель воспитания
православного миропонимания и жизнепонимания, и чтобы это миропонимание наши
выпускники понесли через всю свою жизнь, независимо от их профессии и места
проживания. А для этого необходимо посещать храм и участвовать в церковных
таинствах. Интересно отметить, что русские эмигранты первой волны сумели
сохранить себя как русские православные люди, только оставшись в церковной
ограде. Другие же, потерявшие связь с Церковью, по сути, ассимилировались,
слились с населением страны, в которую они вынуждены были уехать, стали
англичанами, немцами, французами русского происхождения.

- В Вашем лицее обучение начинается с восьмого класса. Дети сами выбирают
лицей или их приводят родители?

- Семья в православном понимании - это малая Церковь, поэтому решение всегда
принимают родители. На древнем русском языке дом - это <храмина>, а отец -
глава семьи, как настоятель в храме, и авторитет его, так же как и авторитет
матери, должен быть бесспорным. Поэтому, как правило, детей в лицей приводят
верующие родители, но бывают нередкие исключения, они заключаются в том, что
разумные, но не религиозные родители понимают, что сохранить своего ребенка
в этот безобразный момент современной действительности можно лишь в том
случае, если дать ему религиозное образование, воцерковить его.
Бывают случаи, когда сами дети проявляли решимость и настойчивость и
убеждали родителей отдать их в православную школу. Вспоминается случай, как
одна девочка из традиционной еврейской семьи после посещения православного
храма решила креститься и поступать в православную школу. Родители были
против, очень обеспокоены и убеждали ее не делать этого. Но видя ее
искреннюю любовь к Богу, церкви, они уступили. Эта девочка сейчас уже
взрослая, является прилежной прихожанкой одного из подмосковных храмов.

- Есть ли в Вашем лицее конкурс? Кому Вы отдаете предпочтение при приеме?

- За двенадцать лет существования лицея были разные времена. Был очень
высокий конкурс, и был недобор. Но в целом нам удается принять в лицей
хороших, способных учеников. Предпочтение мы отдаем талантливому ребенку, но
это не значит, что его таланты находят свое отражение в хорошей учебе.
Бывают разные таланты, и случается так, что хороший учащийся, отличник,
который, казалось бы, должен быть для всех примером, уступает человеку, у
которого проявляется самый главный талант, талант нравственности и любви.
Вспомним и пример, который приводил Константин Дмитриевич Ушинский, взяв его
из Евангелия, что последние становятся первыми. Это распространяется и на
учащихся. Поэтому предпочтение, на мой взгляд, отдается всем детям, и
каждому по-разному. Нужно помнить, что в каждом ребенке есть Дар Божий и
дети находятся в состоянии Богообщения. Не случайно Христос запретил мешать
детям приходить к Нему. Дети лучше нас. Это важно понимать и стараться не
навредить чудесному миру детства.

- Как складывается судьба Ваших выпускников?

- Формально она складывается удачно, потому что практически сто процентов
наших выпускников поступили и поступают в лучшие московские высшие учебные
заведения: МГУ, медицинские институты и так далее. Образование - это
маленькое условие их дальнейшей жизни, а вот счастливы ли они, сохранили ли
они радость Богообщения, когда стали взрослыми, посещают ли они храм,
участвуют ли в церковных таинствах, стали ли порядочными, честными
гражданами нашей Родины, являются ли хорошими семьянинами, добрыми
родителями и хорошими любящими детьми? Вот что нас волнует.
О жизни многих выпускников мы знаем. У нас существуют традиционные встречи
на Рождество и Пасху: сначала на богослужении в храме Сергия Радонежского в
Крапивниках, а потом в лицее.

- Соответствует ли программа лицея общеобразовательному стандарту?

- По закону об образовании всякое негосударственное учебное заведение
обязано проходить лицензирование, аттестацию, аккредитацию, и непременным
условием является выполнение государственного стандарта. Мы этого строго
придерживаемся. И очень благодарны государству, что оно дает возможность
существования конфессиональных учебных заведений, роль которых в воспитании
детей огромна и имеет большие перспективы.

- Какое соотношение общеобразовательных и специальных дисциплин в Вашем
лицее?

- Хотя мы храм образно называем <аудиторией ? 1>, но школа не должна
подменять собой Церковь, и учебно-воспитательная работа должна быть
выстроена так, чтобы Церковь, родители и лицей занимали в этом
воспитательном процес се свое место исходя из церковного годового круга.
Необходима церковная жизнь, общение с родителями и высокий уровень
преподавания общеобразовательных дисциплин.
Несколько лет назад Святейший Патриарх Московский и Всей Руси Алексий II
благословил освятить в нашем лицее храм во имя преподобного Серафима
Саровского.
Общение с родителями у нас проходит регулярно, но, к сожалению, не
достаточно.
Занятия ведут, на мой взгляд, талантливые высокообразованные педагоги.

- Как преподают в лицее историю?

- Историю в лицее преподают, на мой взгляд, неплохо. Важно только, чтобы
делал это историк, в котором бы сочетались такие качества, как церковность и
высокий профессионализм. Известно, что от миропонимания самого преподавателя
зависит его трактовка исторических событий. Потому что нам в истории даются
факты, а одни и те же факты можно трактовать по-разному, что мы сейчас и
видим в нашем многополярном мире. У каждого есть свои идеалы, но, как писал
Василий Осипович Ключевский, <идеалы легко сосуществуют на Небесах, но
тяжело в реальной жизни>. У Ключевского есть интересное рассуждение о нашем
первом русском летописце Несторе, где он обращает внимание, что летописца не
интересуют причинно-следственные связи и т. п., а его интересует
нравственный божественный смысл происходящего. На мой взгляд, историю,
литературу, культуру вне религии понять невозможно. Ведь этимология слова
<культура> происходит от слова <культ>. Если внимательно посмотреть, мы
увидим, что в основе любой культуры лежит культ того народа, творцом которой
этот народ является.

- Как происходит у Ваших детей общение с внешним миром?

- На мой взгляд, верующие дети более защищены от страшных соблазнов внешнего
мира и, как ни странно, более свободны, потому что православный христианин
понимает свободу не как вседозволенность, что хочу, то делаю, это не
свобода. А как писал апостол, <они прельщают вас свободой, будучи сами
рабами тления и разврата>. Эта вседозволенность построена на страстях.
Человек является заложником этих страстей, таким гадаринским бесноватым,
слепым заложником злых сил. А православный человек понимает свободу даже не
как возможность выбора между добром и злом, а как выбор добра. Вот в этом и
заключается подлинная свобода. Православный христианин знает об этом, в
отличие от гадаринских бесноватых, и, будучи искушаем в сложных житейских
обстоятельствах, он всегда добро назовет добром, а зло - злом. И если даже
он совершит падение, он будет знать, что это падение, и найдет в себе силы
принести покаяние. Для образности вспоминаются гениальные слова нашего
великого полководца Суворова, которые он написал в качестве приписки к
своему живописному портрету: <Вглядитесь в черты лица моего, они видны, но
внутреннее мое состояние скрыто, что я могу сказать о себе: был мал, был
велик, но при приливах и отливах счастья уповал на Бога и в этом был
непоколебим>. Такими должны быть и мы, и наши дети.