От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 16.12.2004 20:56:56 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

С. Р. Богуславский, школа ? 1274: "Совесть, благородство и достоинство - вот оно, святое наше воинство, как сказал Окуджава " (*


"Георгий" сообщил/сообщила в новостях следующее:
news:133500@kmf...
> http://www.strana-oz.ru/?numid=18&article=870
>
> Беседы с директорами московских школ
>

Семен Рувимович Богуславский. Школа ? 1274

- Какой Вы видите роль школы в обществе?

- Главная задача школы - дать ребенку образование. Наша официальная
функция - выдавать аттестат по окончании школы.
Но школа должна и воспитывать. Фактически обучение всегда является
воспитывающим, хотим мы этого или нет. Независимо от того, ставит ли перед
собой учитель такую задачу, само его присутствие на уроке оказывает
воспитательное воздействие. Другой вопрос: что он воспитывает, как он
воспитывает.

- Что Вы понимаете под воспитанием?

- Я понимаю под воспитанием привитие ребенку определенных качеств, которые
остались бы у него во взрослой жизни. Качества эти очень простые. Совесть,
благородство и достоинство - вот оно, святое наше воинство, как сказал
Окуджава. Все это моральные представления, в какой-то степени связанные с
христианством. Я не христианин, но я знаю, что надо воспитывать совесть,
надо воспитывать благородство, гражданственность. Если у нашего ребенка есть
эти качества, он будет гражданином, а это самое главное.

- Какими средствами в Вашей школе это достигается?

- Все это можно воспитывать примером. Во-первых, личным. Если учитель сам
человек совестливый, он будет стараться и ученика таким сделать - своим
поведением, поступками. Причем одному это не под силу, это общее дело всех
учителей. И тут мы уже можем говорить о школе как о воспитательном
организме. Я считаю, что нужно создать определенную ауру, атмосферу - звучит
банально, но это правда. Когда в школе создается благоприятная среда, ученик
органично в нее входит и воспитание идет нормально. Для этого есть разные
инструменты и прежде всего - дело. Какое-то общее дело, которое должно
захватить и учителей и ребят. Если в школе это не организовано, ничего не
получится, все остальное искусственно. Нравственные качества должны
реализовываться на практике, иначе их не воспитаешь. Во-вторых, традиции.
В нашей школе уже 38 лет существует музей Маяковского. Открыли мы его в
шестьдесят пятом году, когда впервые праздновался День Победы. Тогда вся
страна была охвачена порывом патриотизма. В школах создавались музеи боевой
славы. Но поскольку все это происходило в массовом порядке, большинству из
них не хватало оригинальности. Соберут какие-то экспонаты: погоны, каски,
пригласят ветеранов. Но сама по себе экспозиция не воспитывает. Я был тогда
начинающим директором и искал дело, которое бы всех увлекло, помогло бы
сплотить школу. Я подумал, что хорошо бы тоже сделать музей, но музей
литературный, я ведь словесник.
Я считаю очень важным, чтобы школа не варилась в собственном соку. Дети
должны чувствовать себя гражданами своей страны. На них должны влиять
замечательные люди. К нам приезжали писатели, артисты, художники,
композиторы, которые лично знали Маяковского.
Потом писатель Юрий Дружников, который работал тогда в <Московском
комсомольце>, придумал новую форму общения: спрашивайте - отвечаем,
сокращенно <Сова>. Он привез в назначенный день сотрудников отдела. Можно
было задать гостю абсолютно любой вопрос: о спорте, о молодежном движении, о
любви, о космосе, о чем угодно. Приехала молодая, зажигательная команда:
Саша Аронов, Юра Щикочихин, Леня Трахтенберг, Володя Шахиджанян. Получился
замечательный вечер. И это стало у нас традицией. Мы стали проводить такие
вечера регулярно. Потом присоединился Веник Смехов, бывали Юра Визбор, Юлий
Ким, Юра Коваль.

- Получается, что вся жизнь в школе сосредоточена вокруг музея, а уроки -
это что-то второстепенное. В чем же состоит воспитательная роль уроков?

- Здесь нельзя провести границу. На той же <Сове> речь шла буквально обо
всем. В нашей школе звучала правда, потому что эти люди не стеснялись ее
говорить. То, чего я не мог себе позволить по своей должности, они говорили
совершенно открыто. Им было наплевать. Жизнь, бурлившая за стенами школы,
обретала у нас свой голос. <Сова> воспитывала не только детей, но и
учителей. После откровенного разговора на <Сове> урок получался совсем
другим.

- Как Вы строите отношения между школой и семьей? Вам практически ежедневно
приходится общаться с родителями. Понятно, что семья иногда влияет на
ребенка в нежелательном для Вас направлении.

- Раньше у нас был родительский университет, или лекторий. Педагогический
институт присылал к нам лекторов. Большое влияние на родителей оказывают
родительские собрания. Кроме того, среди наших нынешних родителей много
бывших выпускников нашей школы. И учителя некоторые тоже у нас учились.
Вообще школа должна быть долгим делом, чтобы традиции сохранялись.

- Теперь поговорим об учителях. По каким критериям Вы их подбираете? Что для
Вас самое главное в учителе?

- Никаких особых критериев нет. Я отношусь к каждому кандидату
индивидуально. Считаю, что учитель должен делать в школе то, что он любит и
умеет делать. Универсальных учителей нет. Если я начну ко всем предъявлять
одинаковые требования, у меня ничего не получится. Если человек, допустим,
любит проводить экскурсии - ради бога, я закрываю глаза на некоторые его
недостатки. Терплю и стараюсь поощрить его. Классный руководитель должен
обязательно работать в музее. Я не принуждаю к этому учителей, но как-то это
считается само собой разумеющимся. Хотя недавно пришла новая словесница, и я
никак не могу приобщить ее к музею.

- Как можно определить, хорошо работает школа или плохо?

- Определить просто: детям должно быть здесь хорошо, они должны в школу
бежать, а из школы идти шагом. Приходить в школу на каникулах, скучать без
нее. У Вас ведь, наверно, был любимый учитель? Вы помните, о чем он вам
рассказывал на уроках? Какие темы вы с ним проходили? Скоре всего, Вы
помните не это, а самого учителя, его отношение к вам, манеру говорить,
вести себя. Вот это воспитывает. А предмет забудется, забудется теорема,
которую он вам доказывал, или какая-то химическая формула: