|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
16.12.2004 20:56:45
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Ю. В. Завельский, школа ? 1543: "Я всю жизнь настаивал на том, чтобы развивать ребенка <во все стороны>" (*+)
"Георгий" сообщил/сообщила в новостях следующее:
news:133500@kmf...
> http://www.strana-oz.ru/?numid=18&article=870
>
> Беседы с директорами московских школ
>
Юрий Владимирович Завельский. Школа ? 1543
- В чем, на Ваш взгляд, заключается воспитательная роль школы?
- Если иметь в виду, что воспитание - это целенаправленный и продуманный
процесс, предназначенный для передачи положительного нравственного опыта от
одного поколения к другому, то, думаю, роль школы очень важна.
Трудно по отдельности вычислить воспитательный эффект семьи, школы, среды и
т. д., определить, что важнее и <главнее>. Ясно одно: школа в этом большом
оркестре играет едва ли не первую скрипку или, варьируя образ, выполняет
функцию концертмейстера. Выстроить гармоничную систему воспитания (т. е.
продумать последовательность действий, их внутреннюю логику, взаимодействие
различных факторов) в состоянии только люди, имеющие хорошую
профессиональную подготовку и богатый педагогический опыт. Хотя, конечно,
нельзя снимать ответственность с родителей - она велика, огромна.
- Какие воспитательные цели Вы ставите? Каков идеал выпускника Вашей школы?
- Я думаю, можно говорить о всесторонне развитой личности, в которой
сочетаются зрелый ум, нравственная чистота, физическое совершенство.
Собственно, эта модель идеального человека была сформулирована давно, она
идет из глубины веков. Хотелось бы видеть нашего выпускника целостной,
духовно богатой личностью, обладающей творческим потенциалом, с чувством
собственного достоинства, гуманистическим взглядом на мир. Чтобы молодой
человек был способен принимать на себя нравственную ответственность. При
этом мы, конечно, отдаем себе отчет, что это идеал, который в реальности
недостижим.
- Какими средствами Вы добиваетесь своей цели?
- Вероятно, каждая школа как место творческого сотрудничества разных людей,
связанных общими представлениями и задачами, определяет механизм воспитания
по-разному. Я всю жизнь исповедовал в этом смысле одну религию. Состоит она
в следующем: настоящего человека можно воспитать только культурой,
приобщением его к духовному богатству, накопленному нашей страной в течение
многих веков. И, конечно, нельзя забывать о культурах других стран, в первую
очередь европейских, - культурах, которые, безусловно, весьма обогатили нашу
традицию. Я подчеркиваю: только через приобщение к этому многообразию можно
воспитать человека, который бы отвечал сформулированным нами нравственным
требованиям.
- Какие нравственные качества Вы стараетесь выработать у своих учеников?
- Для того чтобы стать настоящим человеком - я это твержу ребятам вот уже 55
лет, что работаю в школе, - ты должен выработать в себе три качества: честь,
воображение, волю. Всё! Остальное, поверьте, зависит от этого.
Я не случайно поставил честь на первое место. Это нравственное качество,
которое регулирует наши отношения с другими людьми, определяет место каждого
из нас в обществе. Она включает в себя и достоинство, и внутреннюю свободу,
и независимость суждений человека от мнений других людей, пусть даже он от
них каким-то образом зависит. Сюда же относится и умение принять решение, а
заодно и нравственную ответственность за него, и неспособность подвести
других, и честность - причем не только в поступках, но в помыслах. Другими
словами, честь составляет нравственную основу личности.
Может показаться странным и неожиданным, что я причисляю воображение к
важнейшим характеристикам личности. Но все то вокруг нас, что создано
разумом и творчеством людей, - результат работы воображения. Без воображения
нельзя по-настоящему овладеть знанием о мире. Более того, я считаю, что
воображение играет роль и в нравственном формировании личности. Ведь что
такое доброта? Это способность человека понять другого и мысленно встать на
его место. Лишь так можно приобщиться к чужим переживаниям и, если это
необходимо, прийти на помощь. Это тоже во многом работа не только души, но и
воображения.
Воля. Вся жизнь человека есть преодоление. Именно преодолением, с помощью
волевых усилий человек формирует лучшее в себе. Каждый час, каждая минута
жизни - преодоление. Внутренних барьеров, обстоятельств, самой среды,
которая тормозит поступательное движение личности. Но самое главное в этой
поистине титанической работе - преодоление своих собственных недостатков и
слабостей. Вспоминается случай с Бабелем, который однажды подарил, кажется,
Олеше свою фотографию. Придя домой, Олеша перевернул фотографию и прочел на
обратной стороне: <Вот человек, с которым я борюсь всю жизнь>. Юмор, очень
характерный для Бабеля.
- Есть ли в Вашей работе какие-то особые методы и подходы?
- Многое зависит от случая. Надо сказать, что в жизни сплошь и рядом
возникают неожиданные ситуации, которые педагог не вправе упустить, не
использовав их в своих воспитательных целях. Учитель должен как бы с лёту
уловить ситуацию и поставить ее на службу своей работе.
Помню весну 1960 года. Я был тогда классным руководителем девятого <Б>.
Тридцатого мая - уже начались каникулы - ни свет ни заря мне позвонил
приятель: <Ты знаешь, сегодня ночью в Переделкине скончался Борис Леонидович
Пастернак>. Коммунальная квартира на Арбате, ворчат соседи (всех разбудил
телефонный звонок), а я ничего не слышу - не могу прийти в себя. Через
час-полтора я позвонил нашему комсоргу Танечке Касьяновой: <Таня, нужно
срочно собрать ребят сегодня в 12 часов дня>. Приезжаю в школу, поднимаюсь
на второй этаж в наш 13-й кабинет. Из 26 ребят там уже было 19. Потом
подошли еще двое. По моему расстроенному виду все поняли: что-то стряслось.
Все расселись, я встал и сказал только одну фразу: <Ребята, у меня печальная
весть: сегодня ночью скончался великий русский поэт Борис Пастернак>. Я
сознательно ничего к этому не добавил. Стою перед ними, жду, какая будет
реакция. Через две-три минуты поднимается Игорь Корлас, молча стоит, потом
поднимается Миша Михайлов, потом Валя Невзоров, а за ним встал уже весь
класс. Они поняли меня и почтили память Пастернака. А я, когда увидел все
это, начал плакать. Не только о Пастернаке, поэзией которого жил. Я понял,
что за время работы с ними всетаки вложил в их души что-то важное.
А потом мы читали стихи Пастернака. Я предложил им поехать вместе со мной на
похороны, но сказал, что это дело абсолютно добровольное, я никого не буду
тянуть и, разумеется, не изменю своего отношения к тем, кто не придет. Вы
ведь знаете историю с Пастернаком, родители могли побояться отпустить туда
своих детей. Приехало 13 человек. В Переделкине мы постояли у гроба, и я до
сих пор помню многих, кто там был: и Каверина, и Паустовского, помню Любовь
Михайловну Козинцеву, жену Эренбурга. (Сам Эренбург был тогда за границей.)
Помню, как Рихтер играл с Юдиной на пастернаковском рояле. К чему я это все
сказал? А это к вопросу о приобщении к культуре - о том, чтo помогает
человеку стать человеком.
Мы часто ходили с ребятами в Художественный театр. Тогда в нем еще играли
великие артисты, теперь ставшие легендой. Мы приходили с газетками, это
выглядело очень смешно. Брали входные билеты и рассаживались по ступенькам
бельэтажа, подостлав газеты. Помню, смотрели несколько раз шиллеровскую
<Марию Стюарт>. Степанова - Елизавета, Тарасова - Мария. Затаив дыхание,
ждали третьего акта - знаменитой встречи двух королев в парке. Потрясающая
сцена! А последний проход Тарасовой на казнь! Мурашки по коже бегут. Потом
собирались в классе - делились впечатлениями, спорили. Писали письма
актрисам. Те, кому больше понравилась игра Тарасовой, пишут Алле
Константиновне. Поклонники Степановой - Ангелине Осиповне. А потом были наши
встречи с этими двумя великими актрисами. Почему я об этом рассказываю?
Искусство облагораживает душу, воспитывает художественный вкус, делает
человека духовно богаче, развивает его сознание.
Однако в педагогике есть много других способов воспитания. Например, чтение
морали. Я в своей работе почти никогда не прибегал к этому средству, не
принимал его. В самом деле, моральные максимы говорят: ты должен поступать
так, а не иначе. Ты должен уважать старших, помогать бедным, ты должен быть
добрым и т. д. - должен, должен, должен! Мораль - это всегда повелительное
наклонение, императив. Но мы не любим, когда нам что-то навязывают. А
искусство ничего нам не навязывает, но своими собственными, часто
незаметными средствами достигает того, что не удается сухой морали. Вот
почему я никогда не занимался морализаторством, старался воспитывать детей
искусством, литературой, одним словом - культурой.
- Какими человеческими качествами должен обладать учитель, чтобы работать с
детьми в таком ключе?
- Во-первых, он должен иметь вкус к педагогике, к самому процессу
воспитания. Во-вторых, любить и тонко чувствовать культуру во всех ее
проявлениях.
- Что все же, на Ваш взгляд, важнее: вкус к педагогике, к культуре или
знание своего предмета?
- Вкус к культуре. Все остальное приложится.
- Как можно воспитывать на уроке? Чем учитель воздействует на детей?
- Прежде всего своей личностью. Допустим, сегодня у ребенка пять уроков -
пять разных людей перед ним стояло, и все по-разному на него воздействовали.
Чем воздействовали? Многим. Лицо, жесты, костюм учителя - все важно. Но
самое главное не то, о чем он говорит, а то, как он это делает. Дмитрий
Сергеевич Лихачев как-то сказал: <Если вы хотите узнать характер человека,
его ум, насколько он воспитан, лучший способ - прислушаться к тому, как он
говорит>. Не что, а как. Учитель должен владеть своим голосом, уметь менять
тональность, делать акценты на главном. У него непременно должно быть
чувство юмора. Ведь что такое юмор? Можно сказать, что это тоже вкус,
учитель должен обладать безупречным вкусом во всем. А ирония? Самоирония?
Последнего большинство учителей тщательно избегают из ложного опасения
уронить себя в глазах детей. А ведь самоирония - тоже элемент высокой
культуры.
Многие говорят: легко воспитывать на уроке литературы, истории. В содержании
самих этих предметов уже заложен воспитательный потенциал. Но что можно
сделать в этом отношении на уроке математики? Многое! Ведь все эти теоремы,
уравнения, производные и прочее не просто составляют знание, но формируют
то, что называется <системный ум>, нужный не только математику, но и
гуманитарию.
- Нужно ли воспитывать учителя?
- Конечно. Учителя воспитывает директор, используя те же приемы, о которых я
сейчас говорил. Те же, что применяет в своей работе учитель. По отношению к
директору каждый учитель, извините за такое сравнение, тот же ребенок.
- Как Вы работаете с родителями?
- Точно так же, как с детьми и с учителями. Одного родителя приходится
одернуть, поставить на место, потому что он своего места не знает. Другому -
выдвинуть жесткие требования. Третьего - убедить. Четвертого - пожалеть,
помочь ему, приняв на себя какую-то часть работы с его ребенком.
- В чем состоит, на Ваш взгляд, отличие Вашей школы от других школ?
- Трудно сказать. Плохо знаю другие школы. Наверное, стремлением к
универсальности образования. Считаю такую универсальность одним из признаков
полноценного образования. С каждым годом это делать все труднее и труднее:
такое впечатление, что наши школьные реформы направлены на подрыв
образования. Я всю жизнь настаивал на том, чтобы развивать ребенка <во все
стороны>. Я против <флюсового> образования, которое поддерживают некоторые
даже очень сильные школы.