В.А.Варнавский "Реформа ЖКХ: частная монополия на смену государственной"
Варнавский Владимир Алексеевич, доктор экономических наук, "Реформа ЖКХ: частная монополия на смену государственной", газета "ФельдПочта" N58 от 13.12.2004, стр. 5 http://www.feldpost.ru/N58/varnavsky.shtml
Реформа ЖКХ: частная монополия на смену государственной.
За 12 лет реформирования жилищно-коммунального хозяйства в России так и не удалось решить главную задачу: найти деньги на замену инфраструктурных сетей и обеспечить приемлемыми коммунальными услугами население и предприятия страны. Перепробовав все, ЖКХ последнюю надежду связывает с бизнесом.
Жилищно-коммунальное хозяйство страны находится в глубоком структурном кризисе. Оборудование изношено до предела и не модернизируется. Потери воды и тепла составляют от 20 до 40%. Количество аварий увеличилось в 2-3 раза по сравнению с началом 1990-х годов. Долги коммунальщиков РАО "ЕЭС России" и "Газпрому" - более 300 млрд рублей. Только на модернизацию сетей и генерирующих мощностей теплоснабжения страны, по оценкам Госстроя, сегодня необходимо около 50 млрд рублей.
И на этом фоне, казалось бы, не совсем логичным выглядит растущий интерес российского бизнеса к объектам ЖКХ. Создан российский гигант ОАО "Российские коммунальные системы" (РКС) и множество других, более мелких, в основном региональных компаний типа ОАО "Региональные коммунальные инвестиции". Парадокс? Это только на первый взгляд.
Самый амбициозный проект российских олигархов последних лет - РКС начался в мае 2003 года. Учредителями нового супермонополиста явились крупнейшие финансовые и промышленные компании: РАО "ЕЭС России", Газпромбанк (по 25% акций), "Интеррос", "Кузбассразрезуголь", "Ренова", "ЕвразХолдинг" и "Еврофинанс" (по 10% акций). В субъектах Российской Федерации РКС создает свои стопроцентные дочерние компании. Они покупают объекты ЖКХ или, что наблюдается чаще, забирают их за долги. Иногда берут коммунальные предприятия в аренду или в доверительное управление.
ОАО "РКС" развернуло бурную деятельность, но в основном организационную - по приобретению активов, а не инвестиционную - по вложению средств в модернизацию и развитие. К настоящему времени РКС имеет в России уже 23 дочерних общества и 37 субъектов РФ обсуждают предложенную компанией модель реформы ЖКХ. 17 регионов подписали договоры о передаче РКС в аренду коммунальных сетей, а 196 муниципальных ГУПов в области ЖКХ уже переданы компании в управление.
Многие руководители муниципальных образований, с одной стороны, с облегчением вздохнули, когда такой гигант, как РАО "ЕЭС", взял на себя часть их забот, но, с другой стороны, ответственность за весь комплекс коммунальных услуг по-прежнему несет местная власть. И митинговать зимой население пойдет не к офисам РАО "ЕЭС", а к зданиям администраций.
За счет административного ресурса РАО "ЕЭС" его детище РКС становится крупнейшим игроком на рынке услуг ЖКХ. Большой бизнес стремится в мегаполисы, население и предприятия которых способны оплачивать коммунальные услуги. Маленькие городки, поселки, сельские районные центры ему не нужны. Поэтому остальным потенциальным частным инвесторам жилищно-коммунального сектора останется идти в те города, которые по различным, в основном политическим, причинам оказались либо закрытыми для них (Москва, Красноярск, Новгородская и другие области), либо неинтересными для РАО "ЕЭС" (мелкие города, районные центры, поселки). За полтора года компания РКС разрасталась вширь, проводила инвентаризацию, оценивала уровень износа технических систем и коммуникаций на получаемых предприятиях. Но осуществлять мониторинг и инвестировать в объекты со сроками окупаемости в 15-20 лет-это, как говорится, две большие разницы. Значительных кредитов на внутреннем рынке РКС привлечь не удалось. О зарубежных займах речь не может идти в принципе, поскольку компания не имеет кредитной истории и ликвидных активов, чтобы предложить их в залог. Даже учредители не спешат кредитовать свою компанию. В результате в конце сентября 2004 года было объявлено о грядущей реструктуризации РКС, включающей, в частности, сокращение до 40% сотрудников и возможное разделение компании по отдельным видам бизнеса.
Спрашивается: зачем же российский бизнес стремится в убыточный, как считается в общественном мнении, сектор ЖКХ? Не для того же новый менеджмент приходит в отрасль, чтобы заниматься благотворительностью! Ему нужна прибыль, сопоставимая с прибылью на вложенный капитал в другие активы.
Для этого, как нам представляется, есть несколько важных причин.
Политические причины.
Бизнес, владеющий системами жизнеобеспечения областных центров и крупных городов, получает мощный рычаг для достижения политических целей на всем страновом пространстве: от назначения депутатов, губернаторов, мэров до решения собственных хозяйственных вопросов. По существу, РАО "ЕЭС", как основной инициатор и генератор идеи РКС, с созданием этой компании начало формировать мощную многоканальную (электроэнергетика плюс "коммуналка"), простирающуюся на всю страну систему экономического и как следствие - политического давления на региональные и муниципальные органы власти, которая может быть задействована всегда, когда в этом возникает необходимость.
Экономические причины.
1. Процессы производства и потребления электроэнергии и тепла неразрывны. Городские электросети являются продолжением магистральных и региональных энергетических систем РАО "ЕЭС". А теплосети технологически связаны с ТЭЦ, также входящими в состав РАО "ЕЭС". Присоединение к ним систем ЖКХ означает создание монстра - мощной вертикально-интегрированной компании по всей технологической цепочке: от производителя до конечного потребителя. Появляется монополия, деятельность которой не только сделает более прибыльным бизнес РАО "ЕЭС", но и поставит под контроль значительную часть экономики.
2. Основные фонды ЖКХ - это треть всего национального имущества России. Кроме того, ЖКХ представляет собой огромный рынок с ежегодным оборотом капитала объемом около 1 трлн рублей. На счетах крупнейших российских банков и компаний скопилось немало свободных денежных средств, нуждающихся в размещении. Деньги должны работать, приносить доход. Федеральная собственность практически вся приватизирована. Осталась муниципальная собственность, которая и становится ареной борьбы частных компаний России. Учитывая огромные долги ЖКХ, бизнес имеет возможность за бесценок приобрести коммунальные предприятия. На этом огромном поле капитала начинается серьезная конкурентная борьба за активы, которые пока нельзя оформить в собственность. Но с принятием закона о концессиях, который активно обсуждается в ГД и правительстве, их можно будет взять во владение и пользование на срок до 49 лет, а это почти что собственность.
3. Миф о ЖКХ как о "черной дыре" сильно преувеличен. В 2003-2004 годах повышение тарифов ЖКХ значительно опережало темпы инфляции, что позволило предприятиям ЖКХ выйти на близкий к 100% уровень самоокупаемости. Согласно официальным данным Госкомстата за январь-сентябрь 2004 года, жилищно-коммунальные услуги в России подорожали на 21, 8%, а инфляция составила 8%. За аналогичный период 2003 года рост тарифов в ЖКХ равнялся 26, 3% при инфляции в 8, 6%. В некоторых городах ставки на отдельные виды коммунальных услуг поднялись сразу на 30-60% и даже на 100%. За все долгие годы реформы ЖКХ такого резкого одномоментного скачка тарифов еще не наблюдалось.
Существенное повышение цен на услуги ЖКХ в последние годы привело к тому, что в России оплата населением коммунальных услуг почти соответствует их себестоимости. Недавно главный коммунальщик страны директор департамента строительства и ЖКХ Минпромэнерго РФ С. Круглик заявил: "Если в Советском Союзе население оплачивало лишь 2% от себестоимости жилищно-коммунальных услуг, то в 2004 году более 50 субъектов Российской Федерации довели оплату услуг ЖКХ до 80-90%". Аудиторские проверки, которые эпизодически устраивает Госстрой на предприятиях ЖКХ, показывают, что цены их услуг в среднем на 30% превышают экономически обоснованный уровень. Это и есть тот реальный резерв получения прибыли частными операторами, за который они вступили в борьбу. Недостающие при этом средства на модернизацию устаревших производственных фондов предприятиям ЖКХ можно будет найти, наведя элементарный порядок в собственном хозяйстве после его приватизации.
Стопроцентная оплата потребителями себестоимости означает, что частная компания, приходя в коммунальный бизнес, теперь уже особо не рискует. Либеральное государство прошло свою часть пути. Оно, во-первых, обесценило реальные активы ЖКХ (а по существу обанкротило его и готово передать бесплатно бизнесу), а во-вторых, вывело отрасль на самоокупаемость, заставив население практически на 100% оплачивать неэффективную коммунальную систему. Далее дело бизнеса - сократить издержки и за счет этого при неизменных или даже в отдельных случаях немного уменьшившихся тарифах извлечь прибыль. Но будет ли полученная прибыль использоваться для развития и модернизации ЖКХ или уйдет, как это делается в других отраслях, за рубеж на личные счета владельцев - большой вопрос, который государство, похоже, пока не интересует. Все внимание власти и общественности сконцентрировано не на режиме регулирования, а на том, кому достанется собственность ЖКХ.
На самом деле приход бизнеса в ЖКХ - это одно из перспективных направлений развития стратегически мыслящих государства и бизнеса во всем мире. Но только при условии создания государством:
а) институциональной, в первую очередь правовой, среды;
б) системы регулирования деятельности частных компаний в интересах населения и общества. По большому счету, потребителю ведь все равно, кто ему поставляет услуги. Важно, чтобы они были качественные и по приемлемым ценам.
Главный вывод последнего доклада Всемирного банка "Реформирование инфраструктуры - 2004", основанного на мировом опыте, заключается в том, что "решающее значение для успешного проведения реформ инфраструктуры имеет система государственного регулирования, которая должна разрабатываться до начала приватизации и быть основанной на принципах, защищающих интересы как инвесторов, так и потребителей". В России же все наоборот. Законодательная база реформ ЖКХ - пакет из почти тридцати законопроектов находится на рассмотрении в Государственной думе, а приватизация уже идет полным ходом.
Реформаторский зуд, свойственный либералам, необходимо заменить спокойным, консервативным, социально ориентированным развитием. В коммунальной сфере, безусловно, есть проблемы старых, выработавших эксплуатационные сроки сетей, непроизводительных потерь, неплатежей и задолженности. Но все их можно решить, не подвергая общество испытаниям очередной "шоковой терапии".
Прошлой зимой России повезло - в сфере ЖКХ не было крупных аварий. Правда, благодаря теплой зиме. Каково-то будет этой зимой?