Разные, но похожие Конгрессы демократов и патриотов
ГРАЖДАНСКИЙ КОНГРЕСС ЗАМОЛЧАТЬ НЕ УДАЛОСЬ
Организаторы контрпропагандистских акций немного перестарались
Ирина Романчева, Кира Латухина
Об авторе: Ирина Валерьевна Романчева и Кира Александровна Латухина - обозреватели отдела политики "НГ".
Кто-то, видимо, всерьез поверил, что Всероссийский гражданский конгресс «Россия за демократию, против диктатуры» угрожает государственным устоям. И имеет шанс стать отправной точкой для создания мощной право-левой оппозиции, которая затем начнет действовать по украинскому «оранжевому» сценарию. Иначе сложно понять происхождение той невиданной энергии, с которой готовились антиконгрессы, антимитинги и прочие контрпропагандистские мероприятия 11–12 декабря. Иными соображениями также трудно объяснить, почему воскресное заседание либералов в гостинице «Космос», на котором присутствовали 1,5 тысячи человек, стало табуированной темой для всех российских телеканалов, кроме НТВ и РЕН-ТВ.
После того как от форума демократов последовательно дистанцировались КПРФ, СПС и движение Сергея Глазьева, даже без всяких спецмероприятий стало ясно: мощной право-левой оппозиции в ближайшее время не будет, ибо либералы не могут договориться не только с коммунистами, но даже друг с другом. Участники конгресса вынуждены были признать: украинский синдром способен лишь напугать власть – подарить России революцию братья славяне не в силах. Понятнее остальных эту мысль сформулировал президент Института прав человека Сергей Ковалев: «Давайте честно скажем друг другу – сегодня мы не сила. Нас собрали сюда, чтобы вместе защищать остатки демократических институтов. Так вот. Ничего мы защитить в ближайшее время не сможем. Мы маргиналы, наши речи за десять шагов не слышны... Но пуганая ворона куста боится. Теперь у наших правителей начнет быстро развиваться оранжевый синдром и иррациональный страх перед пробуждением гражданского чувства масс. И этот иррациональный страх возобладает над рассудком». Последствия этого явления, по мнению Ковалева, окажутся весьма печальны: «Скоро нас ждет много интересных политических инициатив».
Остальные участники конгресса выступали в своих амплуа. Член федерального политсовета СПС Борис Немцов привычно каялся за проигрыш на декабрьских выборах в Думу и призывал изменить «конфигурацию взаимодействия», дабы во всеоружии встретить 2007 год, когда произойдет «разворот от путинизма к фашизму». Его товарищ по партии Леонид Гозман, напротив, рассказывал об успехах эспээсовцев в регионах и уверял, что «слухи о смерти СПС преждевременны». Председатель «Нашего выбора» Ирина Хакамада с неизбывным оптимизмом говорила о том, что нынешнее общество «слишком современное и гражданское», а также пропагандировала идею строительства «либерализма с человеческим лицом».
Резюмировал спичи Григорий Явлинский, постаравшийся в очередной раз убедить собравшихся, что действенной силой оппозиция станет только после объединения на базе руководимой им партии. Между тем в Комитете-2008, одним из сопредседателей которого является зампред «Яблока» Сергей Иваненко, еще летом разработали и одобрили концепцию, которая предлагает создать новую единую партию, таким образом раз и навсегда разрешив спор известных брэндов. «Я ничего об этом не знаю», – прокомментировал «НГ» идею «комитетчиков» Явлинский. Видимо, его заместитель забыл доложить.
Организованный «Родиной» конгресс был сделан по классической технологии «двойников». Он имел схожее название («Всероссийский конгресс в защиту прав нации и гражданина»). А итогом его заседания, как и у демократов, стало создание некоего комитета – правда, с эпитетом «национально-освободительный».
Рогозинский конгресс собирался в спешке, и неудивительно, что вместо матерых патриотов основным его контингентом стали студенты, оторванные от воскресных развлечений дружественными «Родине» профкомами. Не было ни зюгановцев, ни глазьевцев, ни участников патриотической коалиции Семигина. Помимо собственно фракции «Родина» и ее окружения из «маститых» патриотов пришел только главред газеты «Завтра» Александр Проханов.
Характерно, что Дмитрий Рогозин поначалу старался уйти от явного противопоставления конгрессу демократов. Но не получилось. Он вновь и вновь говорил о либералах, которых называл не иначе как «национал-предателями». Любой российский либеральный экономист, по Рогозину, «либо болван, ничего не понимающий в экономике, либо предатель, который откровенно и открыто действует в американских интересах». Лидер «Родины» провозгласил создание национально-освободительного комитета, в который войдут «самые яркие имена» интеллигенции, бизнеса, правоохранительных органов и Вооруженных сил (то есть некий аналог Комитета-2008).
При этом от рогозинцев сильно досталось и правительству, выдвигающему «непонятные народу идеи» вроде «удвоения ВВП». Лидер «Родины» с сожалением припомнил, как на встрече с Путиным его предложение сменить Фрадкова президент назвал «экстремизмом». «А я считаю, что экстремизм – сохранение особо одиозных людей в этой команде», – обиделся на президента Рогозин.
Интересно, что «Родина» попыталась обесценить не только демократический конгресс, но заодно и «оранжевую революцию». Вся символика мероприятия была выдержана в красно-оранжевых тонах, на входе студентов проверяли, не несут ли они в зал апельсины. Политолог Станислав Белковский уверенно провозглашал: «Если украинский народ совершил революцию, то должен быть к ней готов и русский народ», а Рогозин с ним охотно соглашался. «В зале очень много молодых ребят, которые тянутся к нам, – объяснял непонятливым журналистам главный «родинец». – Мы из них готовим людей, которые станут серьезной оппозицией. Вспомните Киев. Ситуация такая, что тот, кто умеет бороться на улице, тот и одержит победу». Ему охотно вторили и молодежные лидеры – председатель правления студенческих профсоюзов Олег Денисов сорвал овации, сказав, что раз «власть не хочет заниматься проблемами молодежи, то, значит, пора...». Тут Денисов сделал паузу, и многим показалось, что он говорит о радикальной украинской организации «Пора». Что оратор имел в виду на самом деле, за аплодисментами никто уже не расслышал.
Впрочем, это уже было не важно. Последний в истории страны День Конституции ознаменовался таким количеством анти-конгрессов, анти-демонстраций и анти-призывов, что событие, которое власти пытались замолчать, поневоле вылезло на первый план. Возможно, усилий было предпринято слишком много, и за всем не уследили. Например, Первый канал все-таки проанонсировал Гражданский конгресс – оставив в эфире реплику критикующего это мероприятие активиста «Идущих вместе».
Предыдущая статья:
ДЕМОКРАТОВ ОБЪЕДИНЯЕТ ЧУВСТВО ОПАСНОСТИ
Владимир Рыжков считает, что Кремль толкает страну к революции
Александра Самарина
В ближайшее воскресенье в Москве открывается Всероссийский гражданский конгресс. Между тем вокруг не родившейся еще демократической коалиции созрело несколько полноценных скандалов. От участия в конгрессе отказались крупные оппозиционные структуры, организаторам действа приписывают спонсорство «врагов нации», против них организуются откровенные провокации. О положении дел в демократическом лагере рассказывает один из инициаторов мероприятия, независимый депутат Госдумы Владимир Рыжков.
– Владимир Александрович! Чем отличается ваш конгресс от старого кремлевского проекта с аналогичным названием? Какая цель объединяет его участников?
– Проблема, которая будет обсуждаться на конгрессе, – это чувство общей опасности. Наш конгресс – подлинно гражданский форум, которым не может считаться тот, что проводил Кремль пару лет назад. Кремлевский проект был призван показать, что власть советуется с гражданским обществом. Главный вопрос, который сейчас будет обсуждаться: как может общество противостоять наступлению авторитарного государства? На конгресс соберутся те, кто сегодня в наибольшей степени находится под ударом: независимые журналисты, бизнесмены, политическая оппозиция, правозащитные организации – все те структуры гражданского общества, против которых государство ведет войну.
– Если главная задача – объединиться, почему дистанцируются от конгресса потенциальные его союзники – КПРФ, Сергей Глазьев, СПС? Известно, что они будут только «наблюдать» за работой конгресса...
– Это связано с двойственной ролью политических партий. С одной стороны, все подлинно независимые партии обеспокоены экспансией авторитаризма в нашей стране. С другой – каждая структура борется за свой сегмент избирателей. Например, СПС надо жестко нападать на коммунистов – чтобы сохранить своего избирателя. Но для того, чтобы вместе сопротивляться авторитаризму, им нужно объединяться в рамках гражданского конгресса. Отсюда – осторожность партий, которые нашли удачную формулу участия – по крайней мере, коммунисты и СПС, посылающие на конгресс своих представителей. Так что здесь я лично никакой трагедии не вижу.
– Вы ощущаете давление со стороны кремлевской администрации? Встречались ли с Владиславом Сурковым в период подготовки конгресса?
– Нет, никаких встреч у меня с чиновниками администрации не было.
– И с Владиславом Сурковым – тоже?
– А он кто, по-вашему? Можете даже так написать: ни с кем из администрации президента никаких встреч у меня не было.
– В последнее время появилась мода – нивелировать значение демократических инициатив с помощью листовок, антимитингов и конгрессов-дубликатов...
– В России практически сформирован авторитарный режим, который контролирует основную часть СМИ, парламента, регионов, местного самоуправления, силовые структуры, основную часть денег страны. В стране создана мощная, с огромными ресурсами, машина авторитарного режима, которая стремится подавлять любые проявления независимости с чьей бы то ни было стороны. Частью этой работы по подавлению демократии и гражданского общества являются операции по противодействию. Несмотря на то что оппозиция сегодня в России исключительно слаба – у нее нет доступа на телевидение, нет денег, каждая наша акция сопровождается очень сильными контроперациями власти. Так, например, наши митинги и акции протеста в октябре сопровождались контрмитингами «Единой России». Активность в рамках Комитета-2008 привела к появлению известной листовки, где мы были изображены вместе с Басаевым и Масхадовым... Кстати, по моему заявлению Московская прокуратура возбудила уголовное дело о клевете. Жду его результатов. А сейчас проводится операция, связанная с Гражданским конгрессом: 12 декабря контрконгресс будет проводить «Родина». Думаю, что по мере приближения к конгрессу провокации и акции по дискредитации будут учащаться.
– Кто финансирует вашу акцию?
– Распускается масса всяческих слухов, в частности – о том, что конгресс финансируется Березовским. Для этого нет никаких оснований: ни Березовский, ни Гусинский, ни кто-либо из других олигархов не имеют отношения к организации конгресса. Для того чтобы не подвергать опасности людей, которые помогают конгрессу, мы договорились о следующей формуле: это российский бизнес, работающий внутри страны и не имеющий отношения ни к нефти, ни к газу, ни к другим сырьевым ресурсам. Что в точности соответствует истине. Все остальное – домыслы.
– Как отразятся на активности российской оппозиции события в Украине?
– На Россию украинская ситуация будет оказывать постоянное и очень сильное воздействие. Украинцы показали российскому политическому классу, и главным образом – гражданам, что народ – это не быдло. Люди вправе выйти на улицы и заявить о своих правах. Но сегодня в России нет предпосылок для такого сценария. Россия – относительно спокойная страна, я бы даже сказал: «спящий гигант». Но украинские события показали, что если российская власть будет грубо попирать права граждан, фальсифицировать выборы, которые нам предстоят, то народ может вспомнить о Киеве. Глобальное значение событий на Украине заключается в том, что впервые демократизация развернулась на пространствах СНГ. Если раньше она касалась только Прибалтики, а на остальном постсоветском пространстве расцветали разновидности авторитарного режима – от мягкого украинского и молдавского до туркменского, то сейчас по крайней мере две страны сбежали из авторитарного ГУЛАГа: Грузия и Украина. Этот процесс показывает оставшимся народам бывших республик СССР, что на постсоветском пространстве возможна демократия. Если полгода назад казалось, что это невозможно, то сегодня мы видим, что это уже не фантазия, а реальность. Воздействие Украины на российскую политику пока еще недооценивается.
– Насколько реально обострение социальной напряженности в России – как следствие принятых Думой в последнее время законов?
– Возьмем для примера закон о монетизации льгот. Там под удар попадают не только чернобыльцы, ветераны, инвалиды и пенсионеры. Этот закон бьет почти по каждому россиянину. С моей точки зрения, как ни странно, наш президент и правительство реализуют программу революции. Они просто ведут страну к революции! Потому что лучший способ ее предотвращения – демократия. В демократических странах революций не бывает. Потому что там всегда есть возможность потерпеть годик до выборов, а потом прийти на участки и поменять власть, которая осточертела. А в авторитарных странах единственный способ поменять власть – выйти на улицу и ее свергнуть. Меня поражает, с каким упорством Кремль демонтирует демократические институты и создает систему, создавая революционную ситуацию в стране.
– Вы можете привести пример?
– Пожалуйста. Первое января: в каком-то регионе России одновременно отменяются выборы губернатора и вводится закон о монетизации льгот. Народ недоволен. А в местном «Белом доме» сидит назначенный Кремлем комиссар. Как народу выместить на нем свое недовольство? При наличии выборов народ потерпел бы пару лет, а потом пришел на участки и выбрал другого. А теперь единственное, что остается людям, – стачки, забастовки, митинги и демонстрации. Демонтируя систему социальных гарантий и выборов, власть подталкивает страну к украинскому сценарию. Поэтому, когда Глеб Олегович Павловский говорит, что надо найти, выявить и наказать тех, кто готовит страну к украинскому сценарию, я могу ему подсказать адрес: Московский Кремль.
ГРАЖДАНСКИЙ КОНГРЕСС ОППОЗИЦИЮ НЕ ОБЪЕДИНИТ
СПС и КПРФ предпочли наблюдать за демократическим собранием со стороны
Кира Латухина, Александра Самарина
В грядущее воскресенье в гостинице «Космос» демократы отметят последний День Конституции всероссийским гражданским конгрессом «Россия за демократию, против диктатуры». Правда, из главных оппозиционных партий официальные делегации пришлют лишь «Яблоко» и «Наш выбор» (партия Ирины Хакамады). От широко разрекламированного мероприятия, поначалу заявлявшегося как «объединительное» для оппозиционных сил всего спектра – от коммунистов до правых, в последние дни фактически открестились КПРФ и Сергей Глазьев, а чуть раньше дистанцировался и СПС.
Напомним: идея конгресса возникла у коалиции общественных организаций «За право выбора» в начале осени. В оргкомитет вошли около 60 известных политиков, правозащитников, профсоюзных деятелей и бизнесменов. Сопредседателями стали глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева и директор фонда «Индем» Георгий Сатаров. По его словам, цель мероприятия – «не просто поплакать друг другу в жилетку, а сорганизоваться для совместного действия».
Между тем еще не созданная коалиция уже дала серьезную трещину. Вчера стали известны окончательные планы КПРФ: на форум коммунисты делегируют только десять человек во главе с партийным юристом Вадимом Соловьевым и первым секретарем Московского горкома КПРФ Владимиром Уласом. При этом все они имеют указание не входить ни в оргкомитет, ни в другие руководящие органы собрания. О появлении более значимых партийных фигур – лидера Компартии Геннадия Зюганова и его заместителей – нет и речи. В разговоре с корреспондентом «НГ» секретарь ЦК КПРФ по информационной работе Олег Куликов разъяснил позицию коммунистов: «Мы будем участвовать, но в качестве наблюдателей».
Сергей Глазьев, лидер движения «За достойную жизнь!» и член фракции «Родина», также решил дистанцироваться от демократической инициативы, отрядив на конгресс двух наблюдателей. По словам его пресс-секретаря Сергея Ткачука, политик ждет «сформулированных предложений и программы действий, потому что сейчас непонятно, какие долгосрочные цели эта структура будет преследовать». Если принятая на форуме программа убедит Глазьева, он к ней присоединится – главное, чтобы коалиция была удалена от Кремля.
Правые, конечно, на конгрессе появятся: оба Бориса – Немцов и Надеждин, Иван Стариков, Алексей Кара-Мурза, а в качестве наблюдателя и Леонид Гозман. Правда, все – исключительно в личном качестве. По слухам, конгресс едва не поставил правых на грань раскола. На последнем президиуме политсовета Надеждин и Стариков выступили за участие СПС в форуме, Некрутенко и Минц были однозначно против, а Гозман воздержался. Большинством голосов приняли решение: партийной делегации не будет. «Создание народного фронта в форме объединения правых и левых для нас совершенно неприемлемо», – прокомментировала «НГ» ситуацию пресс-секретарь СПС Лилия Дубовая.
Дружный отказ и левых, и правых от участия в конгрессе его сопредседатель Сатаров воспринимает с олимпийским спокойствием. «Мотивируют они все одинаково: СПС и «Мемориал» – наличием коммунистов, коммунисты – наличием СПС. В результате не присутствуют как организации ни те, ни другие, ни третьи, – объяснил «НГ» ситуацию известный политолог. – Но это обычные реалии нашей жизни, и они не срывают мероприятие. Наоборот, проблема у нас в том, что мы не можем пригласить всех желающих, захлебываемся в огромном количестве заявок».
Между тем отсутствие на конгрессе официального представительства влиятельных оппозиционных объединений ставит «яблочников» в незавидное положение «одного в поле воина». Что, вероятно, и требовалось доказать после известного высказывания замглавы президентской администрации Владислава Суркова, поместившего на одну враждебную ветку «яблоки» и «лимоны». С «зачумленными» партиями не с руки дружить тем, кто хочет демонстрировать лояльность Кремлю. К их числу относится и КПРФ, чья политика явно изменилась после внутрипартийного раскола и летнего похода Зюганова к президенту. Весьма показательным было участие лидера КПРФ в агитации за Януковича – вопреки позиции украинских коммунистов, но в унисон с российскими властями. Характерно, что и Глазьев утратил интерес к конгрессу именно тогда, когда ему позволили вернуться в большую политику и помириться с Рогозиным.
«На самом деле эти структуры, – считает политолог Андрей Пионтковский, – не хотят портить отношения с Кремлем». Отказ от участия в работе конгресса отражает, на взгляд политолога, «двойственную позицию этих партий, в которых части оппозиционеров позволено оппонировать Путину, а часть функционеров бегает к Суркову договариваться. О позиции таких людей очень остроумно выразился один из самых уважаемых мной членов СПС. Он сказал: это какая-то своеобразная Камасутра – лежать под Сурковым и лаять на Путина».