>>...В СССР у детей было детство, было счастье. Сейчас же оно разбито вдребезги ... Один этот факт, на мой взгляд, перевешивает все недостатки СССР.
>Рекомендую Шафаревича "Социализм как явление мировой истории" - про государство Инков и иезуитов в Парагвае.
>Кому перевешивает все недостатки? Тем кто пользовался благами СССР или колхозникам, которые получили пенсии только в 60-х?
По порядку. Шафаревича читать не буду - нет времени. Третий год сплю не больше пяти часов в день по шесть дней в неделю. Максимум, что смогу осилить - мемуары князя Кропоткина. Так что Вы снизойдите, и тезисно про государство в Парагвае изложите, пожалуйста, свою точку зрения.
Про недостатки. Правильно ли я Вас понял, что два-три мегаполиса в СССР сполна пользовались всеми благами социализма, но в то же время колхозники находились в положении абсолютно бесправным, и их бесправие обусловлено именно злой волей руководителей государства? И Вы, как нормальный человек (без иронии) не могли на эту несправедливость спокойно смотреть - не может, же сын, глядеть спокойно на горе матери родной?
Мне думается, что в первом приближении для рассмотрения проблемы, как нигде, уместна "логика от противного" - она позволяет разнести явления по уровням. Согласно этой логике - крестьяне от развала СССР стали лучше жить? Земля стала давать больше урожая? Труд крестьян стал легче от невиданного количества техники? Мясо, масло и молоко некуда сейчас девать от изобилия? Горожане потянулись за легкими заработками на поля страны? Рождаемость в деревнях резко возросла?
>Ведь я тоже, как москвич, был коллективным рабовладельцем.
Мне думается, что это ключ к пониманию Ваших рассуждений. Буду Вам очень признателен, если Вы поподобнее опишите эту мысль. Я ее не отвергаю, но совершенно не понимаю. Меня устроит и приватом.
>И достаточно было отехать на 120 км от Москвы ( стройотряд-79, Волоколамск), что бы встретить совсем других детей - с матом с пяти лет и т.д.
Это не есть аргумент для нашего разговора. Именно в пять лет на улице я матом не ругался, я матом разговаривал, но это не мешало мне ощущать себя счастливым ребенком и иметь детскую мечту.
>>Теперь пару мыслей вскользь о главном, на Ваш взгляд, чувстве советского человека – чувстве не владельца страны, а раба бездушной государственной машины.
Да, прочту обязательно, но это, наверное, будет не быстро.
>>Я думаю, что слово "раб" является штампом, который внедрен в сознание целого поколения...
>Кем внедрен?
Не знаю. Мне незнакомо то мироощущение, о котором Вы рассказываете. Я могу лишь предположить, что "чувство раба" - это не то чувство, которое Вы испытывали. Но тогда кто-то или что-то должно было назвать это чувство именно рабским. Или Вам тогда надо полнее описать свои воспоминания, подробно изложить, как Система перегибала через спину и ломала хребет именно Вам.
>>Теперь пару фраз про чувства владельца...
>Вы это моему тестю скажите - Инженеру и Коммунисту. Это идеализация СССР чистейшей воды.
Это провокация, - я же не отсылаю Вас к моей теще :-).
>>Я, как советский человек, имел право подумать о любой области и структуре государства! ... Я сейчас без права на ошибку. Я имею право выполнять лишь ту работу, которую мне поручают. Я не имею право лезть к начальству со своими предложениями, потому что это не моего ума дело, я не имею права глубже определенного уровня узнавать дело, которым я занимаюсь, ибо это подозрительно.
>Какое-то странное у вас начальство.
Это еще раз провокация. Странное мое начальство, или нестранное - это другая, личностная плоскость. Мы говорим о другом - о том, что реально существует угроза в любой момент остаться безработным. Само по себе для инициативного человека в мегаполисе, в котором крутятся деньги страны, это, наверное, не есть беда какая. Но как говорят, черт кроется в деталях. На мою семью из четырех человек я один работник и вынужден решать жилищный вопрос в условиях инфляции и в условиях пирамидального роста цен на недвижимость. И я не могу себе позволить никакого перебоя в зарплате, иначе сорву весь ритм и могу похоронить все свои заделы.
>>Но самым значимым аргументом являются мотивы, которые способствовали тому, чтобы я чувствовал себя полным хозяином. Я мог раньше стимулировать себя тем, что те задумки, которые я имею, могут быть востребованы великим государством и для великого государства. Это вдохновляло и возвышало. Сейчас же мои задумки могут быть востребованы лишь дядей Васей, находящимся в офшоре и для самого дяди Васи. Это сильно подрезает и опустошает.
>От могут быть, до востребованы - дистанция огромного размера. Полагаю у вас опыт маленький - и разочарований мало.
Вот тебе раз! Приплыли! Говорили-говорили раньше про грех гордыни, про грех уныния, про то, что "чины и ордена людьми даются, а люди могут обмануться!", - причем именно Вы меня смирением "умывали", - или Вы были неискренни?!
Конечно, опыт мой поменьше Вашего будет из-за возраста, но это дело, говорят, наживное. Поэтому я не печалюсь из-за этого.
>>Поэтому, подводя итог по первому тезису, я хочу отметить, что СССР не давал возможность распоряжаться обществееным имуществом, но давал главную возможность чувствовать в себе хозяна своей жизни - право распоряжаться своей судьбой по собственному желанию.
>До определенных пределов. Пока вы не попали в структуру, т.е. не окончили институт. А дальше - сейчас возможностей больше.
Вам и карты в руки - каких возможностей? Для кого?
Мне думается, что весь разговор по этому тезису сведется к положению, что сейчас у меня практически полная независимость, я не завишу ни от кого, но в то же время я никому, как личность не нужен (разумеется, кроме своей семьи). Нужна моя рабочая сила как товар. В этих неопределенностях я должен перестраховывать свои риски и добывать для семьи средства к существованию. В то же время в СССР я обладал правом реализовывать свою волю, и государство обеспечивало мне условия, пусть и предельно скромные, для существования моей семьи. Когда мы к этому в дискуссии подойдем, мы зададимся вопросом: когда же легче было иметь и не прятать свою духовность - раньше или сейчас?
>>И еще одно, очень важное свойство СССР - в нем была организована система отбора кадров. Хорошо ли, плохо ли, но в СССР я при наличии желания и определенной житейской смекалке двигался наверх, причем поступая по совести, а сейчас "по совести" я обречен топтаться на месте.
>Идеализация СССР. Возможно у вас просто опыт сейчас больше ( или забрались выше, чем в СССР)