От self Ответить на сообщение
К Администрация (Дмитрий Кропотов) Ответить по почте
Дата 06.12.2004 08:54:40 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

тень храма ясукуни

ТЕНЬ ХРАМА ЯСУКУНИ

В богатой на древности и редкости Японии он не относится к явным достопримечательностям. От туристов его не скрывают. Хотя особо и не рекламируют. Храм как храм. Открыт для всех желающих.
Он построен в 1869 году в Токио. И поначалу назывался Храм Сёконся. Переименованный позже в Ясукуни-дзиндзя, то есть 'храм мира в стране', он относится к синтоистской церкви. Прочитывая его название в рамках сугубо японской истории и символики, храм Ясукуни можно обозначить и как место поклонения духу Ямато, воинственного племени, заложившего в начале нынешней эры японское государство.
Существовал бы себе храм Ясукуни тихо и мирно, если бы не эти недавние, и как бы внезапные появления в нем премьер-министра Японии Дз. Коидзуми.

Свобода вероисповедания для премьера.
Премьер, разумеется, тоже - человек. И безусловно имеет право на собственные религиозные убеждения и поступки. Как любой государственный служащий и гражданин своей страны. Ограничительных толкований такого порядка для премьеров нет ни в одном законодательстве мира.
Дозволено ли премьер-министру Японии посещать именно храм Ясукуни? Вопрос и ответ - не из самых простых. Именно для Японии.
Храм Ясукуни довольно примечателен в новейшей истории страны. Его появление напрямую связано с "революцией Мэйдзи" 1867 - 1868 годов. С государственным переворотом сторонников резкого перехода от глухой изоляции Японии к ориентации на Европу и США. А главное - курса на внешние завоевания и создание японской империи. Именно с этого исторического часа начинаются одна за другой войны с захватом всё новых и новых земель. Окончившиеся наконец в 1945 году сокрушительным разгромом и вынужденным возвращением к былым берегам - до эпохи Мэйдзи.
Храм был заложен и выстроен заговорщиками-победителями для почестей своим павшим сторонникам. С той поры здесь чтят и поминают души всех, кто погиб в боях за императорскую Японию. Поточнее - за японскую империю. Погибших в ходе русско-японской войны в том числе. И всего существеннее ныне - во время Второй мировой войны, включая военных преступников из высшего руководства Японии, казненных по приговору Международного трибунала.
Словом, храм Ясукуни это огромный по идеологическим и политическим масштабам мемориал, важнейший и священнейший из храмов для тех, кто не смирился с капитуляцией и падением империи.
С первых же послевоенных лет они объединялись и объединяются вокруг него, создавая различные 'общественные' организации с откровенно антиобщественной целью категоричного реванша.
Так, в 1969 году, по случаю 100-летия 'революции Мэйди' и самого храма, появился например, Союз студентов храма Ясукуни. На первом же съезде его лидер торжественно заявил: 'Мы существуем сегодня лишь благодаря духам героев Ясукуни, павших на поле брани. Наше движение должно стать авангардом эпохи'. Направление данного авангардизма обозначил здесь же представитель правящей либерально-демократической партии, заметивший, что жертвы японского народа не должны пропасть даром: 'Все переосмыслив, японцы должны снова начать свой путь'. Куда? Для начала - вернуть Окинаву и 'северные территории'. В точности, один к одному, те земли, с которых и пошло прибавление страны после 'революции Мэйдзи'.
Известно ли это все японскому премьер-министру? Это знает любой успевающий японский школьник. Как понимал Дз. Коидзуми и то, что его визит в храм Ясукуни накануне годовщины заявления о капитуляции не останется не замеченным и в стране, и за рубежом.
Правительства Китая и Южной Кореи немедленно выступили с протестом. От имени своих народов, кто больше чем кто-либо в истории пострадал от японской агрессии.
В Японии вообще символические шаги значат очень многое. И как бы затем ни звучали официальные толкования поступка Дз. Коидзуми, кто весной 2002 года вновь навестил храм Ясукуни, сегодня ясно: японская власть, правящая группировка, высшее государственное лицо Японии готовы к пересмотру итогов и следствий давней капитуляции.

А капитулировала ли Япония?
Факт подписания 2 сентября 1945 года 'Акта о безоговорочной капитуляции' очевиден и неоспорим. Со стороны Японии 'на основании приказа и от имени Его величества императора Великой японской империи и японского правительства' его подписали Сигэмицу Мамору, кто успел побывать министром иностранных дел и по делам Великой Восточной Азии, и Умэдзу Ёсидзиро, начальник генерального штаба.
Неизбежность своего поражения японская верхушка признала еще в начале 45-го. Свой доклад на аудиенции у императора 14 февраля принц Коноэ так и начал: "Мне кажется, наше поражение в войне, к сожалению, уже является неизбежным".
Понимание осталось только пониманием. Война продолжалась. Но 8 мая была потеряна Окинава, а 9-го капитулировала союзница Германия. В эти дни совещания высшего руководства шли одно за другим.
В итоге Высший совет по руководству войной решил срочно перейти к курсу на заключение мира с Англией и США при посредничестве СССР. Использовать в своих целях Советский Союз руководство Японии собиралось еще с августа 1944 года "в случае разгрома Германии или заключения ею сепаратного мира". В июне 45-го, несмотря на денонсацию Советским Союзом 'Пакта о нейтралитете', начинаются переговоры с советским послом в Японии Маликом. А 22 июня император высказал свое пожелание закончить войну. Пожелание тоже осталось пока пожеланием. А японское правительство заявило о продолжении боевых действий.
Ничего не переменила и Потсдамская декларация с предложением Японии немедленно капитулировать, принятая 26 июня Англией, США и Китаем. (CCСP присоединился к ней лишь 9 августа, с объявлением войны Японии).
Наконец наступило 9 августа. Драматичный для японской верхушки день. С утра шли непрерывные заседания. Обсуждались последствия не американских атомных бомбардировок, а вступления в войну Советского Союза. В 23 часа 9 минут в бомбоубежище императорского дворца состоялась "императорская конференция" высших военных и штатских чинов. Взвесить шансы: воевать дальше - не воевать. В итоге в 2 часа 30 минут ночи император соглашается на выход из войны и с требованиями Потсдамской декларации. Но - с оговорками. Без оккупации. С сохранением императорского строя и т.д. А военный министр между тем в тот же день, 10 августа, обращается к армии с пламенным призывом продолжения "решительной священной войны".
Дискуссия была эмоциональной. Атмосфера напряженной.
И хотя 14 августа подписывается императорский эдикт об окончании войны, боевые действия не прекращались. Люди гибли и гибли. Императорский указ и общий приказ по армии и флоту о немедленном их прекращении появились только 2 сентября, в день подписания Акта о капитуляции.
Сегодня можно сделать уверенный вывод: Акт стал результатом и свидетельством компромисса высших кругов Японии с действительностью. Но далеко не самой действительностью.
И было как две капитуляции. Одна - изображаемая. Другая - со сжатыми кулаками в карманах. Одна - в документах и в представлении победителей. Другая - в скрытых поступках и в сознании побежденных.
Сложив оружие, в разновидность подполья уходили целые части. Где - в "компании по распашке государственных земель". Где - пересаживаясь всем экипажем с военного на торговое судно. Некоторые так и продолжали воевать. Под командованием Чан Кай-ши в Китае. Против народно-освободительный армии.
Хорошо сохранилась, лишь на время вобрав голову в плечи, финансово-экономическая элита.
Уберегся от американских "демократических преобразований" не только император, но и специфически имперский патриотический дух в объеме Великой Восточной Азии, объединяемой "под стягом нашей империи" против чуждой европейской цивилизации.
Япония к этим дням воевала с небольшими перерывами более 70 лет.
Эпоха Мэйдзи в её основной сути закончилась. Или - приостановилась?

Такое обыкновенное японское чудо
С 60-ых годов о научно-техническом и экономическом рывке Японии знал и говорил весь мир. Есть ли в нем сомнения? Первоклассные изобретения и технические уникальные новшества - факт. Пытливость, предприимчивость и огромное трудолюбие японцев - тоже факт. Бурное развитие в Японии технологически наиболее передовых производств - тем более.
Были и до сих пор не стихают и восторженные голоса: как убедительно и оригинально взяла реванш Япония за недавнее поражение!
А что поглубже? И здесь есть то, о чем говорят неохотно.
К концу войны японским специалистам стало ясно, что проигрыш связан напрямую с технической стороной: американское оружие и техническое обеспечение были на порядок лучше. Годы военных операций в Азии против более слабых противников сыграли с Японией злую шутку. Окончание войны позволило японским инженерам и их заказчикам в спокойной обстановке перенять наиболее интересные зарубежные разработки, а затем быстро перейти и к собственным.
Своеобразным подспорьем стала и победа народного Китая над Чан Кай-ши. Отныне американские политики делают твердую ставку на Японию как на стратегического союзника и "антикоммунистический барьер" в Азии. Выгоднейшее для возрождения экономики положение.
Итак. Понимание своих промахов есть. Желание их исправить - тем более. Кадры - в наличии. Промышленный потенциал - тоже. Богатый дядюшка - рядом. Остается последнее - денежный поток.
Его обрушила на Японию Корейская война начала 50-ых.
Именно об этом условии "японского чуда" чаще всего молчат. Только заказов для американской армии - на два миллиарда долларов! Как грибы, стали одна за другой возникать "военные компании". Началось стремительное техническое переоснащение промышленности.
И этот факт тоже останется навсегда фактом: именно Корейская война, огромная трагедия корейского народа, едва-едва оправившегося после долгой и жесточайшей оккупации Японией, послужила решающей основой для скорого "японского чуда". Кровавый, оплаченный несколькими миллионами жизней "корейский след" в этом чуде - обязательное условие для его понимания.
Сыграет позже свою роль и затяжная Вьетнамская война. Но все это значит и то, что именно военно-промышленный комплекс с его мощью технологических разработок стал стержнем японского экономического успеха. Военно-промышленная и научно-техническая Японии, в отличии от армии и флота, вовсе не капитулировали.

Эпоха Мэйдзи умерла. Да здравствует эпоха Мэйдзи!
Самореабилитацией в Японии заниматься начали давно. При поддержке американского оккупационного командования. С мая 1951 года, еще до подписания Сан-Францисского мирного договора.
К апрелю 1952 года, ко времени его вступления в силу, из 202 082 подвергшихся чистке лиц, чиновников и военных, были уже реабилитированы 201 577 человек.
В январе 1964 года, в качестве завершающей акции, японское правительство посмертно наградило около двух миллионов погибших во второй мировой войне. А в июле 1965 года "погибшим героям" был открыт памятник. На его открытии премьеР-министр Сато заявил, что этим памятником выражается признательность всем, кто тогда отдал жизнь за Японию.
С конца сороковых и особенно бурно с начала 50-ых, под гул боев в Корее, создаются и разбухают многочисленные общественные организации националистического характера. С почитанием принципа "Хакко иттю" - "восьми углов под одной крышей", т.е. "объединения всех азиатских народов под крышей нашей империи", и его как бы прародителя, мифологизированного основателя японского государства и его первого императора Дзимму. А еще - с заботой о "Великой Японии", о восстановлении "национальной гордости, единства нации под эгидой императора". Главными делами этих организаций стали военные заговоры, убийства и покушения. И яростная борьба против 9-й статьи японской конституции, "мирной" статьи, запрещающей Японии иметь наступательные вооруженные силы и вести войны.
Еще стремительнее вставали на ноги и развивались в Японии "силы самообороны".
Их появление связано всё с той же Корейской войной. Всего две недели спустя после её развязывания главнокомандующий "вооруженными силами ООН" генерал Макартур дал японскому правительству добро на образование "резервного полицейского корпуса" численностью в 75 тысяч человек и 8 тысяч "морской полиции". Дополнительно к уже существовавшим полицейским формированиям, насчитывавшим более 180 тысяч человек с офицерским корпусом преимущественно из офицеров былой императорской армии. В директиве Макартура так и было написано: создать "оборонительные силы". А, как позже признался премьер той поры Иосида, сделано это было, "учитывая корейскую проблему", поскольку "коммунистическая армия может вторгнуться в Японию."
К середине 70-ых годов вооруженные силы Японии, по сей день называемые "силами самообороны", стали седьмыми в мире по своей мощи. И ныне превосходят вооруженные силы даже Англии. С годовым бюджетом в 10 раз выше расходов на российские вооруженные силы.
В 2000 году японские войска появились в Восточном Тиморе. В рамках "миротворческой операции". В октябре 2001 года принят закон, разрешивший отправку японских частей для поддержки операций в Афганистане. Японские солдаты вновь появились в бассейне Индийского океана.
В Японии ныне все чаще и всё жестче звучат голоса влиятельных лиц с призывами возвращения к божественности императора, к усилению позиций синтоистской церкви (до 45-го года официальной). И с напоминанием о том, что американским войскам уже нечего делать на японской земле.
Вот на таком историческом фоне, на вершине такой пирамиды из фактов, событий и процессов с возвращением к идеалам эпохи Мэйдзи, с требованиями возрождения японской империи и состоялись один за другим появления Дз. Коидзуми в храме Ясукуни.
Империя умерла в 45-м. Да здравствует империя в XXI веке?