|
От
|
Miguel
|
|
К
|
Дм. Ниткин
|
|
Дата
|
11.11.2004 02:57:37
|
|
Рубрики
|
Россия-СССР; История;
|
|
Принципиальная невозможность выделить предельный продукт работника.
>Это же элементарная микроэкономика. Капиталист не нанимает дополнительного работника, если расходы на его содержание превышают дополнительную выручку, обусловленную его трудом.
Если рассматривать производительность одного работника с точки зрения одной фабрики, то тут возможны две ситуации. Первая: предприниматель держит работника, потому что это его родственник, кум, сват, или работник защищён трудовым законодательством, но для производственного процесса работник, если и нужен, то в минимальной степени. Например, это открыватель дверей в гостинице, или дополнительная уборщица. Какой их предельный продукт? Определить невозможно, просто их держат, потому что никакого прямого влияния на прибыльность они не оказывают.
Вторая ситуация – технология производственного процесса требует участия данного работника, без него вообще всё остановится. Например, рабочий на ключевом посту у конвейера. В этом случае его предельный продукт равен продукту всей фабрики, потому что потеряв его, фабрика остановится. У Кларка есть оговорка: дескать, предприниматель может произвести перестановку и перевести лишнюю уборщицу в освободившееся место у конвейера, но, ясное дело, случай этот чисто абстрактный, потому что работники не взаимозаменяемы.
Чтобы стало более понятным, рассмотрим пример. Имеется квартет в составе Мартышки, Осла, Козла и косолапого Мишки, исполняющий произведения Бетховена и Бородина. Каков предельный продукт Козла в квартете? Представим, что Козёл заболел и выпал из квартета. Тогда весь репертуар летит насмарку, производство полностью прекращается. С другой стороны, без конферансье-Лисы можно обойтись, потому что пятиминутную историю про то, как Бетховен назвал друга-критика ослом за то, что тот не оценил квартет, может рассказать и Мартышка. Выходит, предельный продукт Козла приближается ко всем доходам квартета, а Лисы – к нулю. А теперь представим, что на одно турне наняли пианиста Волка, чтобы сыграть Forellenquintet Шуберта. Что же, Волк заберёт все дополнительные доходы, образующиеся у квартета по сравнению с ситуацией, когда бы они играли заезженный репертуар из Бетховена и Бородина? Ни фига подобного, Волку достанется часть этого предельного продукта. Идёт торг за прибавку между менеджером квартета, Волком и старым составом, которому приходится приплачивать за освоение нового произведения.
Итак, предельный продукт работника по отношению к одному предприятию – абстракция, не играющая существенной роли в установлении уровня зарплаты. Если же мы теперь попытаемся определить предельный продукт работника с точки зрения всего общества, то выяснится, что взаимозаменяемость очень высока. Ну, не родился бы кто-то. Остальным больше кушать бы осталось. За исключением случая редких талантов, всегда полно безработных, которых можно нанять вместо этого работника. Выходит, с этой точки зрения предельный продукт работника около нуля, и его зарплата не менее чем в 20 раз превышает его предельный продукт.
Таким образом, я не считаю верной маржиналистскую теорию распределения богатства по предельному продукту, приносимому данном фактором производства. Я уже не говорю о полном неучёте налогообложения в этой теории. А что же я предлагаю взамен? Я думаю, что нет никакого предельного продукта одного работника. А есть находимые технологии производства (организационные рутины), позволяющие организовать производственный процесс с устоявшимся на данный период уровнем зарплат или с зарплатами, которые можно согласовать на момент подписания контракта, и не остаться «в минусе». Например, можно нанять скрипача, альтиста, виолончелиста за 1 рубль за концерт. Со зрителей можно собрать 6 рублей за билеты, ещё 4 рубля подкинут спонсоры, ещё 2 рубля Министерство Культуры (то есть, без менеджера не обойтись). Из 12 рублей 4 уходят на зарплаты, 2 на налоги, 2 на взятки чиновникам и менеджерам спонсорских организаций, 2 на организационные расходы. Оставшиеся 2 рубля менеджер может оставить себе, а может нанять родственниц Лису в качестве уборщицы, потому что, бедная, работы найти не может. Так всё и катится, пока не изменится одно из внешних условий. Подорожание орграсходов на 1 рубль позволяет уволить уборщицу Лису (и семейный конфликт обеспечен) или преобразоваться в квинтет. А можно и в трио, уволив Козла и Медведя и наняв Волка. И никакого предельного продукта.