От Дм. Ниткин Ответить на сообщение
К Сергей Вадов
Дата 01.10.2004 00:14:55 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Ответ статистика (+)

Выдержка из работы А.Н.Пономаренко "Система национальных счетов" (1998 г.)
Из лекции 10 "Скрытая и неформальная экономика в СНС"

"Прежде чем говорить о весьма специфических методах, которые используются
обычно для определения параметров скрытой и неформальной экономики
статистическими органами, следует хорошо осознать, что статистика - это не налоговая
инспекция и не правоохранительные учреждения. Целью расчета недостающих
параметров скрытой (неформальной) экономической деятельности является
не выявление виновного в сокрытии, а сведение к минимуму возможной
ошибки при построении экономического показателя. Это означает, что в случае
отсутствия необходимой статистической информации лучше принять в расчет
любые другие соображения и сделать нужную поправку с определенной степенью
возможной ошибки, чем вообще игнорировать проблему. Поправка, основанная на
недостаточно точной информации, признается лучшим выходом, чем отсутствие
любой поправки. Поэтому во многих случаях поправки на скрытую (неформальную)
экономическую деятельность могут носить вероятностный характер.

Лучшим для определения неизвестных параметров скрытой и неформальной
экономической деятельности является балансовый метод. Этот метод основан
на сопоставлении между собой взаимосвязанных показателей, с разных точек
зрения характеризующих исследуемое явление (доходы и расходы, ресурсы и их
использование). Несовпадение количественных характеристик соответствующих
показателей позволяет выдвигать гипотезы о причинах расхождений и величине
необходимой поправки. Качество результатов, получаемых при применении балансового
метода, тем выше, чем большее число взаимоувязанных параметров сопоставляется
между собой. Балансовый метод успешно реализуется при макроэкономи
ческих расчетах, при построении национальных счетов, межотраслевого
баланса, баланса денежных доходов и расходов населения и т.п. С помощью балансового
метода рассчитывается показатель скрытой заработной платы, может
определяться стоимость услуг посреднических организаций, делаются поправки к
показателям скрытого производства алкогольной продукции.

Внешне все выглядит достаточно просто. Например, известные доходы домашних
хозяйств, включая смешанный доход, сопоставляются с известными расходами.
Расходы, как правило, бывают значительно выше доходов. Значит, не все
доходы декларируются. Поскольку смешанный доход, представляющий собой доход
от неформальной деятельности и рассчитанный на основании данных о производстве
в домашних хозяйствах, уже был учтен, значит, скорее всего, разница
представляет собой скрытый доход. Точнее ничего сказать нельзя. Но и это уже
немало.

В некоторых случаях для оценки неизвестных параметров той или иной
экономической системы могут использоваться аналогичные характеристики другой
сходной системы. Например, результаты обследования, проведенного в одном
из регионов, можно с определенными оговорками использовать для расчетов аналоги
чных показателей в сходных по комплексу экономических, природно-климати
ческих и других условий регионах. В случае разрыва динамических рядов недостающие
данные могут быть получены путем интерполяции или экстраполяции,
если есть достаточные основания для принятия гипотезы о неизменности
сложившихся тенденций в исследуемом периоде.

Хорошие результаты может дать использование для оценки необходимых
параметров известных косвенных индикаторов. Можно рассчитать искомый показатель,
если связь между ним и имеющейся косвенной информацией легко определима.
Однако между рассчитываемым показателем и косвенным индикатором
может не существовать функциональной связи. В этом случае следует выявить
статистическую взаимосвязь путем построения математических моделей, описывающих
соотношения между ними, сложившиеся в прошлый период. Примером
использования этого метода может служить использование информации о динамике
продаж строительных материалов для определения динамики индивидуального
строительства. Данные о площади приусадебных и дачных участков, а также
данные о средней урожайности сельскохозяйственных культур используются при
расчете показателей неформального сельскохозяйственного производства в лич-
ных подсобных хозяйствах.

Широко распространенным в мире является способ примерного определения
динамики промышленного производства на основе наблюдения за производством
и потреблением электроэнергии, перевозками грузов транспортом и другими
косвенными показателями, поддающимися достаточно простому учету. В ряде
случаев этот метод давал хорошие результаты. Однако необходимым условием
его применения является достаточное развитие рыночных отношений и адекватные
цены на электроэнергию и грузовые перевозки. Если цены являются регулируемыми
и не отражают действительной стоимости энергии, или существует возможность
длительное время не оплачивать потребление электроэнергии ввиду
имеющихся социальных и других льгот, динамика потребления электроэнергии
может значительно отличаться от динамики промышленного производства не
только по величине, но даже и по направлению. То же относится и к грузовым
перевозкам. Поэтому в современных российских условиях этот метод не дает хороших
результатов. За электроэнергию попросту не платят, поэтому ее нет особого
смысла экономить, даже если производство стоит или почти стоит.

Дополнительные выборочные обследования могут быть использованы для
получения необходимой информации о параметрах скрытой (неформальной) экономи
ческой деятельности. Однако необходимо учитывать, что если экономические
единицы скрывают параметры своей деятельности, они скорее всего откажутся
принимать участие и в обследованиях, либо намеренно исказят предоставляемую
информацию. Поэтому, наиболее эффективным является сбор не прямой, а косвенной
информации о масштабах скрываемой деятельности, которая потом может
быть использована для дальнейших расчетов. Примером регулярно проводимых
обследований такого рода является обследование неорганизованных вещевых и
продуктовых рынков для определения параметров неформальной торговой деятельности.
В известном смысле налоговые проверки можно рассматривать как выборо
чные обследования единиц генеральной совокупности. Значит, выявленные объемы
скрываемых доходов и производства можно рассматривать как нормальную
поправку и на основании этого вводить соответствующие дифференцированные
поправочные коэффициенты для отраслей. За рубежом метод введения поправоч-
ных отраслевых коэффициентов называется методом синзитивности. У нас он используется
при досчетах выпуска промышленной продукции. Правда, проверки
часто бывают неслучайными, направленными, поэтому их результаты могут быть
смещены. Но влияние этого фактора можно учесть при проведении процедуры
распространения результатов на генеральную совокупность.

Другим примером является проведение обследования домашних хозяйств
на предмет отработанного рабочего времени. На этом подходе основан так называемый
итальянский метод определения параметров неформальной экономики,
который считается одним из наиболее эффективных в мире. Информация об отработанном
времени, полученная путем обследования домашних хозяйств, сопоставляется
с информацией о средней выработке, что может быть использовано в
качестве основы для определения параметров скрытого (неформального) производства
в ряде отраслей. В настоящее время в России проводятся экспериментальные
расчеты с целью изучения возможности применения у нас итальянского
метода.

Экспертные оценки в ряде случаев могут быть достаточно эффективны,
особенно если требуется дать качественные оценки или определить общую тенденцию
развития исследуемого явления. Данные налоговой инспекции могут быть
использованы для определения средних размеров доходов граждан, занимающихся
определенными видами индивидуальной предпринимательской деятельности.
Оценка экспертов таможенной службы используется для проведения досчетов коли
чества некоторых видов продуктов, контрабандно ввозимых в Россию в виде
сырья.

Нельзя не сказать о монетаристском методе. Смысл его заключается в том,
что в нормальных экономических условиях между объемом находящейся в обращении
денежной массы и произведенным ВВП, при неизменной скорости обращения
денег, существует определенная зависимость. То есть для обслуживания
новой добавленной стоимости нужны новые деньги. Если скорость обращения денег
неизменна и уровень инфляции невысок, то можно предположить, что динамика
прироста денежной массы должна совпадать с динамикой производства
ВВП. Если же деньги в оборот выпускаются, инфляция находится под контролем,
а зарегистрированный ВВП не растет, можно предположить, что существует еще
незарегистрированный ВВП, который и связывает лишние деньги.
Разновидностью этого метода является анализ соотношения наличного и
безналичного денежного обращения. Если это соотношение выходит за опреде-
ленные пределы, то есть наличных денег находится в обращении больше, чем это
обычно необходимо для нормального функционирования экономики, в этом случае
предполагают, что наличные деньги нужны для проведения различных нерегистрируемых
операций.

Монетаристские методы довольно широко применялись для расчета параметров
нерегистрируемой экономики в разных странах, например, в разные годы
- в США. Проводились определенные опыты и в странах с переходной экономикой,
например в Венгрии, но они не дали приемлемых результатов.
Дело в том, что для переходной экономики характерны резкие изменения
структуры, достаточно высокая инфляция, бурное развитие фондового рынка,
приватизация и другие трудно учитываемые в монетаристских моделях факторы.
Выпускаемые в оборот деньги просто не доходят до реального сектора и не участвуют
в обслуживании ВВП, а <крутятся> на денежном рынке. В результате
приватизации в оборот поступают все новые акции, государство также регулярно
и в больших количествах имитирует ценные бумаги, которые связывают и уводят
из реального сектора деньги. Поэтому международные организации не рекомендуют
использовать монетаристские методы в странах с переходной экономикой.
Впрочем, подобные эксперименты в России пока только начались.

Теперь о масштабах явления.

Многие склонны драматизировать ситуацию и преувеличивать размеры
скрытой и неформальной экономики в стране. Но, если оставить в стороне эмоциональный
подход, даже предварительный анализ показывает, что Россия - не
та страна, где относительные масштабы скрытой экономики могут быть чрезмерно
велики. Многие факторы предопределены исторически. Основу экономики у
нас по-прежнему составляют крупные и крупнейшие предприятия, деятельность
которых не так просто скрыть. Плохо это или хорошо, но значительный удельный
вес до сих пор имеет оборонная промышленность, которая жестко контролируется
государством. Энергетика, сложная коммуникационная система, включающая железные
дороги, авиацию, трубопроводы, связь также находится под прямым государственным
контролем. Наконец, никуда не деться от огромной армии, государственного
аппарата, правоохранительных органов, остается система нерыночных
услуг образования, здравоохранения, социального обеспечения. Все эти отрасли
создают немалую долю ВВП, но при всем желании их нельзя отнести к скрытой
экономике. Даже если огульно записать всю торговлю в теневую экономику, в
макроэкономическом плане это не перевесит нефть, газ, машиностроение и металлургию.
Россия - это не Колумбия.

Сейчас Госкомстат определяет долю вклада скрытой и неформальной экономики
в ВВП примерно в 22-25%. В основном речь идет о неформальном производстве
в сельском хозяйстве, торговле, строительстве и некоторых видах услуг.
В промышленности основные объемы скрытого производства относятся к пищевой
промышленности (водка) и отчасти - к легкой. То есть речь идет об отраслях,
производящих легко ликвидную продукцию. Свои оценки Госкомстат делает, опираясь
одновременно на все три метода определения ВВП - производственный,
метод доходов и метод расходов.

Если сравнивать с европейским уровнем, 22-25% - это, конечно, немало. Но
есть источники, которые называют цифру в 40-50% ВВП. В частности, эту цифру
использует в своих докладах МВД. Насколько обоснованы эти расчеты? По нашим
сведениям, разгадка на самом деле проста: коллеги из МВД складывают вместе
цифру скрытого и неформального производства, сгенерированную Госкомстатом,
и собственную оценку уровня хищений, финансового мошенничества и других
незаконных перераспределительных операций, не имеющих прямого отношения к
производству ВВП. С точки зрения СНС это неправильно. Но у МВД свои цели. К
макроэкономическим выкладкам этого ведомства нужно относиться спокойно.
Так или иначе, пока никто не смог аргументированно опровергнуть расчеты
Госкомстата и представить публике собственную, достаточно обоснованную версию
расчета.

Не исключено, что Госкомстат со временем скорректирует собственные
оценки в ту или другую сторону. Возможно, это сделает кто-то другой. Однако
совершенно точно, что с точностью до рубля параметры скрытой, неформальной и
нелегальной экономики не будут определены никогда. Поэтому в статистике всегда
останется простор для творчества."