От Сергей Вадов Ответить на сообщение
К C.КАРА-МУРЗА
Дата 03.11.2004 10:17:42 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Война и мир; Версия для печати

Анализ "Belarus Democracy Act"

СМИ сообщали, что Джордж Буш подписал "Акт о демократии в Беларуси", но мне не встречалось описания, что же конкретно данный акт предусматривает. Хотел разобраться лично, да все не мог заставить себя продираться через казенный английский. Юрий Царик и Илья Косьяненко написали анализ сего закона (см. ниже). Желающие составить личное мнение могут ознакомиться с полным текстом на сайте библиотеки Конгресса США http://thomas.loc.gov (наберите в поиске: "Belarus Democracy Act"). Там же доступны предыдущие редакции документа (до внесения поправок).

Юрий Царик, Илья Косьяненко "Сколько денег потратят США на свержение Лукашенко?" http://www.glazev.ru/print.php?article=342

Принятие при администрации Буша "Акта о демократии в Беларуси" (Belarus Democracy Act), учитывая то, что борьба за распространение демократии и защиту прав человека является прерогативой Демократической, а не Республиканской партии, представляется обычной политической уловкой. Якобы выживший из ума Буш ввязывается в ряд конфликтов и озвучивает повестку дня во внешней политике США на ближайшие четыре года, а победивший на выборах Керри оказывается якобы вынужденным исполнять обязательства, принятые на себя Америкой при предыдущей администрации. Поэтому борьба против Беларуси, России, Ирана начинает обретать легитимность еще до ее начала.


Прямой урон, наносимый Республике Беларусь "Актом о демократии", ничтожен. Коротко пройдемся по содержанию этого закона.

Секция 3 посвящена "помощи в развитии демократии и гражданского общества в Беларуси". Меры, направленные на достижение этой цели, следующие: наблюдение за выборами и обеспечение свободного и честного избирательного процесса, развитие демократических политических партий, теле и радио вещание в и внутри Беларуси, развитие неправительственных организаций, способствующих развитию демократии и прав человека, развитие независимых СМИ внутри страны, поддерживаемых издательствами за рубежом, международные обмены и профессиональная подготовка лидеров к политической борьбе в направлении создания гражданского общества и др.


Там же мы видим, что сумма, ранее фигурировавшая в законе (40.000.000 долларов) исчезла. Вместо этого написано, что на фискальные годы 2005 и 2006 суммы, которые могут быть потрачены на эти цели, неограниченны.


В секции 4 также произошли изменения: сумма, ранее фигурировавшая в законопроекте (5.000.000 долларов), которая пойдет на обеспечение радиовещания, также изменена на формулу "такие суммы, которые могут понадобиться" (such sums as may be necessary).


Запрещается какая-либо форма государственной финансовой помощи Беларуси (инвестиции, кредиты и т.д.), а также использование для Беларуси средств Фонда Торговли и Развития (Trade and Development Fund), за исключением гуманитарной помощи, продовольственных и медицинских товаров. Кроме того, все представители США во всех международных финансовых организациях должны бороться за такие же меры против Беларуси со стороны этих организаций. Президент США обязан провести переговоры с руководителями других стран (прежде всего, европейских) по вопросу о принятии сходных мер против Беларуси (секция 6). В течение года президент США должен направить в соответствующие комитеты американского парламента отчет о торговле Республики Беларусь оружием со странами, поддерживающими терроризм и о личном состоянии президента А.Лукашенко (секция 7).


Санкции будут действовать до тех пор, пока Президент Республики Беларусь не выполнит следующие требования: освобождение от тюремного заключения тех, кто отбывает срок по политическим или религиозным мотивам, отзыв всех обвинений против оппозиционных политиков и независимых журналистов, полный отчет об исчезновении В.Гончара, А.Красовского, Ю.Захаренко, Д.Завадского и уголовное преследование ответственных за их исчезновение, прекращение всех форм давления и репрессий против независимых СМИ, негосударственных профсоюзов, НПО и религиозных организаций, политической оппозиции.


Кроме того, в отношении Беларуси будет действовать соответствующее положение "Акта о международных операциях, экспортном финансировании и связанными программами на 2005 год" (Foreign Operations, Export Financing and Related Programs Appropriations Act 2005). Оно гласит, что на «развитие демократии, прав человека и верховенства права» в Беларуси будет выделено 6.500.000 долларов.

В общем и целом, акт следует признать более мягким, чем существовавший ранее проект. Главное изменение – отмена запрета на въезд А.Лукашенко и высшего руководства страны в США и страны ЕС. Объемы американских инвестиций за последние годы были ничтожны, поэтому данные санкции не нанесут ущерба экономике Беларуси. Учитывая конъюнктуру на рынке денег, недостатка в предложениях кредитов у страны тоже не будет. «Акт о демократии», таким образом, следует расценивать исключительно как символ – символ начала новой волны «демократизации». Каковы реальные перспективы Республики Беларусь в контексте такого развития событий?


Прежде всего, очень многое будет зависеть от действий Европы. Если экономические связи Беларуси с США ничтожны, то на страны ЕС приходится более трети белорусского внешнего товарооборота. Причем во взаимоотношениях с западными соседями для Минска более важно не то, примут ли в европейских столицах меры, аналогичные описанным в «Акте о демократии», а то, насколько далеко пойдет ЕС в борьбе за «демократизацию» Беларуси. Ведь, в конце концов, экономическое содержание этих мер ничтожно, учитывая возможность для крупных ТНК действовать через свои многочисленные дочерние компании, зарегистрированные где-нибудь в Индонезии или Тайланде. Поэтому гораздо более важен вопрос о том, является ли стремление Европы разделаться с независимой Беларусью принципиальным или эта инициатива – чисто американская.


Учитывая геополитическое положение Республики Беларусь, а также динамику внешней торговли страны за последние несколько лет, мы можем исключить несколько сценариев развития событий.


Неосуществим Югославский сценарий. Полномасштабные боевые действия на территории Беларуси приведут к разрушению нефте- и газотранспортных инфраструктур, сильно ударят по европейской экономике и по стабильности региона в целом. Конечно, этот фактор нельзя воспринимать как полностью исключающий любое применение военной силы в отношении Беларуси. Ведь тот газ, который проходит через территорию страны, питает, в основном, Польшу, Прибалтику и Калининградскую область. Почти весь газ, потребляемый Германией, идет в Европу через территорию Украины. Но, тем не менее, можно говорить о том, что военное вмешательство не рассматривается как основная угроза для Беларуси в обозримом будущем.


По тем же самым причинам невозможно рассматривать как реально осуществимый вариант введения полномасштабного торгового эмбарго против Беларуси. Кроме того, что это ударит по топливному обеспечению Европы, такие меры могут расколоть ЕС, так как целый ряд новых членов – Польша, Литва, Латвия, Венгрия – имеют существенный экономический интерес в отношениях с Республикой Беларусь. А учитывая социально-экономические проблемы, обрушившиеся на эти страны после их вступления в ЕС, отказ от торговли с Беларусью может повлечь крайне неблагоприятные социально-политические последствия. Введение программы типа «Нефть в обмен на продовольствие» в отношении Беларуси абсурдно, так как Беларусь не производит нефть и газ, а лишь транспортирует их.


Таким образом, вероятность «жесткого конфликта» с западным миром для Минска в настоящий момент ничтожна. Однако так же ничтожна вероятность полного примирения с США и возврата к отношениям, существовавшим между Беларусью и западными странами до референдума.


Учитывая планы США в отношении России, а также сам характер внешней политики новой американской администрации, можно с уверенностью говорить о том, что серьезные меры по свержению А.Лукашенко в Беларуси в ближайшие четыре года предприниматься будут. Однако они будут связаны с расчетом на «оппозицию» в Беларуси либо на внутренние противоречия в государственном аппарате и в команде президента страны. Пути такого «мирного» свержения конституционного строя будут рассмотрены в статье, посвященной внутриполитическим последствиям референдума. Здесь отметим лишь следующий факт. Мирное свержение А.Лукашенко имеет своим необходимым условием его международную изоляцию (и международную изоляцию Беларуси якобы по его вине). В этом смысле крайне странным является исключение положения о запрете въезда высшего руководства страны в США и ЕС. Впрочем, возможно, это было сделано для того, чтобы быстрее и проще добиться принятия аналогичного «Акту о демократии» закона в Европе: ведь запрет на сотрудничество с высшим руководством Беларуси означал бы почти полное прекращение каких-либо отношений, в том числе экономических, что нежелательно для Европы по вышеназванным причинам.


Таким образом, Беларусь в настоящий момент стоит перед опасностью новой конфронтации с западными странами и возможность избежать этой конфронтации, как всегда, зависит от способности белорусского руководства использовать противоречия внутри Европы, между Европой и США, а также между западом и Россией. Причем, здесь – на постсоветском пространстве – открываются интересные перспективы.


На Украине степень противоречий между действующим руководством и западниками, претендующими на власть, достаточно высока, чтобы говорить о том, что сохранение власти является для группы Кучма-Янукович вопросом жизни и смерти. В то же время, в США уже готов проект «Акта о демократии и честных выборах на Украине», о содержании которого легко догадаться из названия. Этот закон отличается от белорусского и имеет гораздо более серьезный устрашающий эффект: среди санкций – запрет на въезд высшего руководства в США, арест счетов высшего руководства в США, запрет на займы и инвестиции из США и борьба за запрет на займы и инвестиции в международных финансовых организациях и др. Поэтому если в украинских выборах побеждает группа Януковича, то Беларусь может оказаться не в изоляции, а в составе целого блока стран (Украина, Россия, Иран, Северная Корея, Куба), которые столкнулись с угрозой насильственной «демократизации». Причем важно понимать, что «демократизация» (свержение конституционного стоя) представляет опасность не только для этих государств как таковых, но и для элит этих государств, несмотря на явную прозападность некоторых из них. Именно такое положение дел позволяет смотреть в будущее с оптимизмом.


Отношения с Россией в ближайшие два года как всегда будут для Беларуси важнейшим направлением. Здесь необходимо обратить внимание на следующий момент.


Россию, судя по всему, ожидает очень тяжелая зима. Общее состояние систем жизнеобеспечения грозит катастрофой. Отмена социальных льгот и перенесение бремени выплаты денежных компенсаций с последующей невыплатой этих компенсаций с неизбежностью приведет к периоду длительной социальной нестабильности. В этих условиях Беларусь может сыграть двоякую роль. С одной стороны, Александр Лукашенко будет выглядеть на фоне этих осложнений в России все более привлекательно. Беларусь выйдет в идеологические лидеры на постсоветском пространстве и симпатии масс к белорусскому пути развития возрастут. В этом смысле А.Лукашенко будет представлять возрастающую угрозу для российских и украинских элит. С другой стороны, если белорусское руководство не будет, используя момент, переходить в открытую идеологическую конфронтацию с либеральными постсоветскими элитами, фигура А.Лукашенко может стать фактором стабильности в России и на Украине. При победе группы Януковича и введении против Украины санкций оформится блок Беларусь-Россия-Украина, что позволит политическим элитам этих стран некоторое время довольно эффективно эксплуатировать патриотическую и антизападную риторику. Если в России и на Украине, как можно ожидать, этот период будет использован просто для поддержания стабильности правящих режимов, то в Беларуси за это время могут произойти необходимые трансформации в идеологической сфере и расширение экономических контактов с Европой, что значительно укрепит положение страны на международной арене.


Безусловно, такой сценарий развития событий не является неожиданностью для Вашингтона. Возможно, консолидация Беларуси, России и Украины спровоцирована специально, чтобы сохранить стабильность в разлагающейся РФ. Но, так или иначе, для Беларуси данное положение дел открывает неплохие перспективы.


В настоящий момент надо дождаться окончания выборов на Украине – и тогда станет более понятным дальнейшее развитие событий. Однако главные императивы для Беларуси остаются неизменными: укрепление экономических связей с Европой, сохранение отношений с российским руководством и использование противоречий между основными игроками в восточноевропейском регионе.


Юрий Царик

Илья Косьяненко