|
От
|
Vader
|
|
К
|
И.Л.П.
|
|
Дата
|
30.10.2004 21:40:30
|
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
|
"братки" образца предвоенно-военного
>Если же вы говорите об усилении цензуры, то, по-моему, она исходит от чиновников среднего звена. Они любят подстраховываться - на всякий случай. Вдруг "сверху" позвонят и спросят: "Как вы могли ТАКОЕ показать?" Я вот сейчас написал сценарий четырехсерийного фильма по рассказу Шаламова - "Последний бой майора Пугачева". Там 12 зэков-фронтовиков бегут из лагеря. Первый канал вряд ли возьмет такой сериал.
---
http://communist.ru/lenta/index.php?10045
COMMUNIST.RU № 144
Автор: Дмитрий Черный
НИКОЛАЙ ДОСТАЛ… ИЛИ КАК МЫ ПОПАЛИ В "ШТРАФБАТ"
НИЩЕТА НАДСТРОЙКИ РФ: РОССИЙСКИЕ ТЕЛЕСЕРИАЛЫ КАК ЗЕРКАЛО "СТАБИЛИЗАЦИИ"
Нельзя не следить, не интересоваться продвижением вслед "стабилизации" того искусства, которое в начале предыдущего века Ильич охарактеризовал как "важнейшее". Оно и сейчас таково. Только с больших киноэкранов перешагнуло на теле.
Конечно, оно с тех революционных пор перешагнуло не один рубеж - сколько их было с начала эпохи телевидения лучше не вспоминать, не вместятся воспоминания. Нас же сейчас интересует самое недавноснятое, самое тутошнее, нынешнее кино - вот те самые телесериальчики, которыми кормят нас федеральные телеканалы, последние года два - с нарастающей интенсивностью. Ведь любое кино социально. И даже за сложными декорациями - рефлексивно. Пусть играют героев другой эпохи - но на лицах-то наша, и эмоции здешние. И социальная рефлексия, то есть искра, высекаемая фильмом, неизбежна - не на экране, так перед экраном.
Отношения зрителя и героев, мысли, побуждаемые фальшивейшими (нынешними; или наоборот - искреннейшими, как в советских шедеврах) диалогами в зрителях - вот эта рефлексия, ее побуждение.
Есть "мыльные" - их оставим сразу, тут отношения искусства с базисом минимальные, смысл их ограничивается формулой "наши богатые тоже плачут". Или даже не богатые, а просто благополучные. Иногда и тут проскакивают элементы социальной рефлексии - но исключительно в целях шутки, никак не реализма. Здесь желание постановщиков замкнуться в декорациях буржуазного благополучия доведено до предельной конкретности: бутафория мебели в сериалах сродни монотонно и фальшиво начитываемым репликам.
А вот это интересно. Интересна та степень фальши, на которую наши в недавнем прошлом советские актеры готовы пойти ради небольших своих гонораров - чтобы при этом сыграть людей благополучных, чтобы получилось "как у них", у сериалов американских и у класса господствующего здесь. Но сыграть тех, у кого всё нормально - нормально, искренне не получается. И это объяснимо - лакеям не сыграть господ. И как жалобно выглядит эта подобострастная фальшь! Когда Меньшова со подруги изображает "секс в большущем городе а ля рюс" и мн. др.
Однако, если телесериалы Запада неизбежно реалистичны - их задача показывать именно тот день, в котором живёт зритель (отсюда реалити-шоу), то телесериалы - как на данный момент самая "покарманная" всяческим мосфильмам форма отражения действительности - у нас, в эРэФии тоже приобрели специфику. Сериальным манером решили осветить и советское прошлое - от сороковых военных до пяти-шестидесятых. И вот им-то - наше особое внимание. Здесь социальную рефлексию почуешь за версту. Ее сейчас нет на улицах, о чем сокрушаются оппозиционеры. Ее нет и на кухнях - о чем сокрушаются экс-диссиденты, мечтатели-либералы, еще уцелевшие рассудком и кошельком. Так давайте поищем ее на телеэкране, вот в этих самых малобюджетных киношках, которые зеркальны - зеркальны, поверьте радикалу-реалисту!
Возьмём хитросплетение телеэфира периода текущего сентября - действительностью были поставлены строгие задачи, и ТВ пыталось с ними справиться. А ТВ в руках правящего класса - сильное оружие. Так кто же нами правит? Давайте возьмём да и ответим с помощью анализа сентябрьского ТВ-вещания на этот вопрос. Какая идеология коряво надстраивается над неровным капиталистическим базисом, десять лет реставрируемым Ельциным-Путиным?
Сперва, душевно сотрясенное терактами, ТВ обстреляло соотечественников советскими киношедеврами - целой обоймой в бой шли одни старики, летели журавли и звали народ на священную войну с террористами таким метафорическим макаром, если кто не понял. Да поняли, поняли: но уж давайте тогда поймём окончательно - что же в умах у тех, кто звал? Ведь должен командир какие-то цели иметь, сзывая на бой солдат?
Фильмами этими говорилось (на первом слове ельцинский акцент не обязателен): "Россияне, соотечественники - ну посмотрите же, какая у нас могучая история: и фашистов мы победили, и самоотверженный героизм проявляли, так отчего же страдаем теперь от каких-то террористов, причем, страдаем жестоко? Так давайте ж воспрянем, воссоединимся с героизмом советских предков, сольемся со своей могучей исторической почвой, возьмем из нее сил и замочим врага широким фронтом, в стереозвуке!".
Может, преувеличиваю, но кремлевские ваятели что-то эдакое мнили, вливая в нас советское киногорючее. Жаль, Сурков не пишет как я стихов - прочитали б сами. Вот даже Василий Лановой, рекрутированный Лужковым на митинг 7 сентября, провозгласил требования творческой интеллигенции в таком духе - чтоб всем вместе дать отпор, мочить гадов беспощадно. Вернемся к расшифровке - что скажет нам советская почва, посеянные в нее нынешними путинскими пиарщиками семена дадут ли всходы? Уж коли нас созывают на битье гадов, то присмотримся к своим, к созывающим.
А вот тут все весьма не по-советски выходит. Это там, в сороковых советский народ единой семьей громил нацистского врага - и потому была победа, что не было классовой розни внутри народных масс: последним делились, слились в единый кулак. Нынче-то иначе, а тут на метафоре, на советском выработанном топливе по постсоветскому бездорожью далеко не уедешь - фильмы-то они хороши, но на улицах все иначе. Тут вам жирный джип дорогу переедет и не вспомнит, что вы соотечественник, что вместе с ним (его хозяином) вы в данный момент находитесь в состоянии войны против международного терроризма. А если даже он уступит вам дорогу - то и здесь будет неравенство, он колесами, а вы пешком, он быстрее, вы медленнее, он тысячами долларов числит свой однодневный досуг, а вы сотнями рублей. Впрочем, тут - сильнодействующая подсказка.
Точно так же, как нас, пешеходов, иногда пропускают джипы - правящий класс крупной сырьеволигархической буржуазии РФ вежливо пропустит и солдат, детей беднейших слоев, даже не просто пропустит, а с напутствием патриаршим направит - на войну с терроризмом. Буржуй прикроется бедняком, как всегда это делал, до 1917-го, в еще Первую мировую. Позолотит купола, позолотит ручки чиновничьи - чтобы все оставалось, как есть, чтобы защитили такой экономический уклад, при котором красть у масс из-под ног их же богатства недр удобно буржую. А сам пойдет в ресторан и погуляет с финансирующими терроризм казиношниками града Лужкова: ведь взрывы в другом мире происходят, где деньги крутятся, а владельцы этих центрифуг - тут.
Впрочем, не будем отбирать хлеб у россиянских телесериалов и их режиссеров - ничего не будем изображать, а лишь пристальнее всмотримся в существующее каждый день на наших экранах кино. И уж, коль затеяли прослеживание тенденции - то сфокусируемся на новинке, завершающей "чёрный сентябрь", которую, видимо, создатели и показывающие прочат в качестве патриотической, воспитывающей.
"Штрафбат" Николай Губенко назвал в личном разговоре с его создателем Николаем Досталем "памятником русскому солдату". Казалось бы, после такой рецензии и добавить-то нечего. Но, посмотрев несколько серий этого "шедёвра", создается впечатление вовсе не соответствующее высокой этой оценке. Безусловно, как и любая из последних телекиношек быстрого приготовления, "Штрафбат" просто по жанру не может на сто шагов приблизиться к тем фильмам, что, достав с советских полок, нам показывали, дабы поднять на борьбу с террористами. Но что же несет этот фильм - в чём заключается, как излагается его "патриотическая" позиция.
А ее несложно вычислить сначала теоретически. Какой в обществе РФ базис? Капиталистический: в конкретно-исторических постсоветских условиях - реставрированный, установленный, конечно, контрреволюционным переворотом на месте социалистического. Как же должен относиться правящий класс, выросший из позднесоветской партбюрократии к советской истории в ее непосредственной, документальной данности? Строго отрицательно: ибо в ней кроется опровержение не просто "легитимности", а вообще права на жизнь нынешнего буржуазного государства. Правящий класс вынужден, при еще довольно остро ощущаемой близости к советскому прошлому, "шифроваться". Но, с недавних пор взяв курс на лицемерное, избирательное примирение с доконтрреволюционным периодом, буржуазия нынче изготовляет для подданных своего государства патриотизм новый. И можно было бы советским патриотам и коммунистам насторожиться: не состряпает ли буржуй такого патриотизма, который вполне ответит массовому спросу, выработанному в почти аварийных, стрессовых условиях, когда лучше уж абы какой патриотизм вместо никакого?
Но не бойтесь, товарищи. "Штрафбат" - это очередное малохольное позорище телевизионных скудоумников, этих свеженьких слуг свеженького правящего класса, лишь утверждающее догадки соотечественников: у путинской "демократической державности", у страны "россиянии" нет не только прошлого, у нее даже настоящего нет, а уж конституирующего новые надежные ценности, жизнеутверждающего взгляда в прошлое - и подавно быть не может. Нет у нее такого утверждающего, избирательно выискивающего в идеологически чуждом прошлом надежную опору своему настоящему, взгляда, каким в конце тридцатых мудрый вождь советского пролетариата Сталин смотрел в совсем еще недавно вытесненную революцией в хламовник истории русскую патриотику великих прежних войн. Оттуда извлекала, рекрутировала на священную войну с нацизмом советская большевистская новая идеологическая доктрина Суворова, Кутузова, Александра Невского. Извлекала в подспорье для борьбы с фашизмом и за дальнейшую победу социализма в Европе. И цели той войны достигнуты были вполне. Сталинский соцлагерь, о котором Ленин мечтал и писал, простерся до той самой, фашистской недавно, Германии.
А что же, извините уж за такое мелкотравчатое сопоставление, "Штрафбат"? Так тут все действительно как по заказу для Кремля нынешнего. Кого считать героями той Великой, той Отечественной - сегодня, когда ни того знамени, с которым побеждали, ни отечества, ни строя, который защищали те советские герои? Правильно, господа хорошие: герои, по-вашему, - это вы же, только тогдашние. Тогдашние ваши братья по классу, проще говоря "братки" образца предвоенно-военного. "Расцвела буйным цветом малина" - что ни говори, а "Любэра" пророчили свое же пришествие в конце восьмидесятых весьма искренне. А также герои фильма - ну, понятное дело - "диссида": всевозможные троцкисты, эсеры, предатели партии и народа.
"Штрафбат" - классический случай надстроечного обслуживания правящего бандитско-диссидентского отрепья со стороны проституированной экс-советской, изверившейся и теперь только одному денежному эквиваленту верной, творческой интеллигенции. Да уж, Николай, воистину - достал. Без смягчающего вину знака.
Весь комсостав Красной армии в фильме Досталя - кончено же, сволочи и сталинские бюрократы: бесчеловечные, трусливые. Те же, кто искренне говорил о строительстве коммунизма и во славу Сталина первомайские тосты - тоже загремели в штрафники, такая вот аспидская власть была, господа россияне, мотайте на ус.
Герои? Где герои - на передовой, в танках? Ну, что вы, когда это они там бывали! Это вам советская история да кинофильмы все наврали. Герои подлинные, дорогие Путину и всему его лакейству от искусства - это штрафники.
Фактически, в "Штрафбат" с нынешним правительством РФ попало все наше общество - и вынуждено как высокую патриотику смотреть гадость и навет на собственное прошлое, ежедневно принимать горькую дозу мышьяка. А поделом - неча революции вершить в своей стране, "пролэтарии" поганые. Кушайте новую истину, новый патриотизм. Где матерящийся блатняга, играет которого дитя перестройки из "АССы" - вот истинный подвижник военной поры. Где, понятно, куда ж деться - откуда ни возьмись посреди голодных военных лет возникает громадный упитанный отец Михаил, батюшка церковный то есть и, как по заказу правящего класса из околокремлевского ресторана, исполняет романс под гитару.
Бредовость лакейских вымыслов сценаристов Досталя приводит сразу же не просто в ступор, а доводит до хохота: где вы видели (извечно у попадьи под подолом в такие времена сидевшего) попа не просто на фронте, а еще с гитарой да исполняющего дореволюционный романс о грезах любви? Такое показывают только в кабаре эРэФия: каждый день, по каналу РТР прямая трансляция.
Еще герой "штрафбата" - власовец. Ну, святое дело - триколора же носители солдаты РОА, нынешнего флага эРэФии. Оплевав все советское, он, не дождавшись "садистов", которых к нему направили на допрос адские большевики, застрелился из дружественно данного пистолета, напророчив… О да, господа, именно ваше пришествие: "Помяни мое слово, - лихорадочно говорит он товарищу, остающемуся с большевиками, - и ваша власть не вечна будет, не может Россия без бога".
Ну так - за чем же дело стало? Вот и слез жирный попяра с колокольни чтоб, значит, - вопреки дохлякам-большевикам, что послали героев-штрафников на ратное дело, а сами прячутся, как ихний Сталин, по кабинетам, - Русь защитить от ворогов. Не СССР защищать - чувствуете? - и тут подчистили лакеи, отковыряли золотые буквы, выцарапали вороньими коготками, антисоветчики. И вот уже выходит, что никому, кроме бывшего беляка защищать Русь не приходит в голову - монах становится ратником. Как завещал святый Сергий Радонежский. А вот что говорила в тот момент ВКП(б) - это Досталю мало интересно, его это достало за школьной скамьей, надоело. Надо теперь искать иные исторические коллизии. И он их, в угоду кому бы вы думали, находит успешно. Поп - бывший беляк. Он штрафникам рассказывает о зверствах большевиков, как вешали священников прямо на колокольне…
Нужно ли продолжать анализ? Все ясно: новая "патриотика" путинской России (построенная на базисном отрицании "красного" советского позитива, корень которого в революции 1917-го), хочет она того или нет - есть явление для советского еще общественного сознания сугубо деструктивное, негативное и ненужное для любого, пусть идеологически, политически не ангажированного нашего соотечественника. Лучше бы ему посмотреть тех же "Офицеров", здоровей умом будет. Не сомневаюсь, что "Штрафбат" останется в своем позорном историческом периоде как сугубо его только отображающий в прошлом арт-факт. Где тут по близорукости Губенко увидел "памятник"? Это осквернили так вертикально наше советское прошлое, Николай Николаевич. Осквернили и зацементировали - но если издали это г-о напоминает стелу, то вблизи оно вполне узнаваемо. Пахнет "стабилизацией".