От Pout Ответить на сообщение
К Pessimist~zavtra Ответить по почте
Дата 20.10.2004 11:09:22 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

визжать не надо


Pessimist~zavtra сообщил в новостях
следующее:127667@kmf...
> миф о коллективизме русских - священная корова форума, несмотря на то
что жизнь показывает обратное.

Дихотомия индивидуальное-коллективное ( в отношении человеческой
деятельности) при современном социально-философском подходе
рассматривается как процессирующее противоречие
"совместное-разделенное", в нем деятельность и рождается и развивается
синтетически, а не "антитетически".

Диалектически, короче, надо анализировать тип деятельности, и
конкретно. А
не вааще в безвоздушном пространстве и раз и навсегда распополамленное
на белопушистое Добро коллектив и черное Зло индивидуй (или -
наоборот,черна толпа и беленький ирой), как манихейцы



Две статьи из философской словаря в Глоссарии Альманаха Восток -
"индивидуальное-коллективное" и "совместное-разделенное". Номера 14 и 16
http://situation.ru/app/j_art_260.htm
http://situation.ru/app/j_art_404.htm

Р. и С. деятельность не просто дополняют друг друга; Р. действия - это
обособившиеся элементы совместной деятельности, а С. деятельность -
явная или скрытая композиция уже индивидуализированных человеческих сил
и способностей. Если использовать привычное разделение кооперации на
простую (в которой суммируются однородные усилия) и сложную (где
складываются в результате прежде разделенные во времени и пространстве
операции), то для социальных процессов именно сложная кооперация
оказывается характерной формой взаимосвязи С. и Р. (см. <Кооперация>).
Именно она показывает, откуда возникают добавочные эффекты, зоны роста,
новые синтезы в практической и духовной жизни людей, в более широком
смысле определяет источники энергии, формы и векторы социальной
эволюции. С. и P. - понятия, фиксирующие социальные процессы как
устойчивые длительности, где воспроизводство и сохранение целого
достигается за счет его разделения на моменты человеческой деятельности,
распределенные в пространстве и во времени, складывающиеся в различные
комбинации, опредмечивающиеся и создающие т. о. предпосылки для нового
разделения и умножения человеческих сил, способностей, качеств. В этом
плане С. и Р- понятия, характеризующие прерывность-непрерывность
социальных процессов.
......социальные связи оказываются <шире> непосредственной совместности.
Их индивидуализация, т. о., не разрушает совместность, а делает ее более
распределенной в пространстве, которое занимает общество. Следует
подчеркнуть, что предметные орудия и средства на этом этапе являются
следствием разделения и кооперации деятельности между индивидами. В
орудиях объективируются определенные функции, операции, способы
действий, разделенные и освоенные индивидами и постепенно облекаемые ими
в вещные формы. В них закрепляется, а затем - отделяясь от индивидов - и
передается общественный опыт. Собственно же влияние орудий (шире -
техники) на разделение труда и на специализацию индивидов, - продукт
более поздней истории, когда начинают действовать <ставшие> и
относительно замкнутые системы разделения деятельности.

Если от истории рода перейти к истории-индивида, можно обнаружить
сходные тенденции. Наблюдения и исследования в области детской
психологии (отметим в этом плане работы А. И. Мещерякова) показывают,
что автономная деятельность ребенка возникает в составе его
совместно-разделенной деятельности с родителями и близкими. Постепенно
часть действий, выполняемая взрослым, <передается> ребенку; в результате
он оказывается в состоянии выполнить цельное законченное действие,
удовлетворить отдельное желание, самостоятельно . Эти закономерности
характерны и для становления взаимопонимания вообще, всегда присутствуют
в че-ловеческом общении.

....в эксперименте А.И. Мещерякова по формированию психики слепоглухих
детей
сотворялось рождение осмысленной звуковой речи,
<совместно-разделенное> предметное действие ребенка и педагога, действие
<деловое> (умыться, одеться и т.д.) превращалось в действие - жест,
жест - в знак, знак - в дактильное слово, последнее - в слово звучащее.
-----