Дума срочно принимает закон о праве совмещения должностей в партии и правительстве. Зачем министру партбилет?
Валерий ХОМЯКОВ, политолог
В принципе нормальная практика для цивилизованных стран – когда представители исполнительной власти, министры вступают в партии и становятся высокопоставленными партийными функционерами.
Проблема в другом. Ведь очевидно, для чего это у нас делается. Понятно, что как только будет принята в соответствующий закон поправка, разрешающая чиновникам группы «А» вступать в партии и занимать руководящие посты, всё правительство у нас станет правительством «Единой России». Сильно сомневаюсь, что кто-то рискнёт вступить в какую-то другую партию или заявить об иной партийной принадлежности – к КПРФ, «Яблоку», СПС или даже «Родине»…
Получается, и законодательная, и исполнительная власти будут полностью заполнены членами «Единой России». Поэтому, конечно, настораживает, вызывает некие опасения вот эта монополизация политического поля. Хотя сама по себе идея (о партийности министров) правильная, но, как это часто у нас бывает, получается нехорошо – вытаптывается или захватывается одной партией всё политическое пространство, а для каких-либо иных политических структур, в том числе оппозиционных, просто не остаётся места.
Наверняка эти законодательные новшества распространятся и на губернаторов, они же тоже в категорию высших государственных служащих попадают. Посему, наверное, в дальнейшем будет брошен клич: «Из губернаторов – кто?..» С учётом новых инициатив президента, думаю, далеко не всех глав регионов примут в «партию власти», и это станет для некоторых из них «сигналом». Хотя и без того у нас немало губернаторов, которые считают себя членами «Единой России».
Сергей КАРА-МУРЗА, политолог
Это логичный шаг в нынешней перестройке власти и управления и даже необходимый элемент этих «преобразований» – в одном ряду с усилением исполнительной власти в ущерб представительной. Усиливая государственный аппарат, пытаются повторить опыт создания номенклатурной системы, в основном сформированной в СССР ещё в 1923 году. Она включала в себя помимо «вертикальных» органов – отделов и управлений кадров – и «горизонтальные» составляющие. То есть подбирали служащих через партийные структуры, охватывавшие все министерские и ведомственные учреждения страны.
Любая бюрократическая организация имеет тягу-тенденцию к ведомственности, к этакому государственному местничеству. Поэтому отбор кадров дополнялся их проверкой, выдвижением и снятием через партию, то есть организацию, непосредственно от ведомства не зависящую. И при назначении, и при снятии сотрудника требовалось согласие двух инстанций, ведомственной и партийной. Вот такую государственную модель пытаются сейчас восстановить и внедрить.
Поскольку у нас уже создана однопартийная (или, скажем так, «полуторапартийная») система, то с подбором и снятием кадров через партийные структуры становится всё более или менее ясно. Однако, как и во многих других подобных случаях повторения советского опыта, это обречено на неудачу. Партия должна быть чем-то вроде «ордена меченосцев», а не «частным предприятием». У неё должна быть сильная идеологическая основа, задающая критерии отбора государственных служащих. Партия же, «состряпанная» как клон КПСС последнего образца, эту функцию выполнить не сможет…
Георгий БООС, заместитель председателя Госдумы
Кабинет министров Российской Федерации должен реализовывать план действий по выводу страны на высокий уровень экономического и социального развития. Одно из основных условий для достижения успеха в этом большом деле – доверие граждан, вера в правильность тех или иных решений высших руководителей исполнительной власти. Если правительство будет «закрытым клубом» (от общества, политических партий и движений), то никакого ощутимого успеха не добьётся.
У Кабинета министров должна быть публичная программа действий, на которую граждане России дали согласие, выразив свою волю голосованием на парламентских выборах.
Депутаты Госдумы, составившие парламентское большинство, должны активно участвовать в формировании правительства, поскольку избирателями именно их программа была востребована. Как следствие повысится ответственность власти, ведь за действия каждого «партийного» министра будет отвечать конкретная партия.
В перспективе мы придём к тому, что и президент будет иметь партийный билет, а программа развития страны – «партийную окраску».