От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 15.10.2004 21:27:34 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

О "Штрафбате" - режиссер Досталь и бывший штрафбатовец Владимир Карпов (*+)

http://www.trud.ru/004_Cht/200410141951301.htm

В КАДРЕ И ЗА КАДРОМ



На прошлой неделе канал <Россия> закончил показ многосерийного
телевизионного фильма <Штрафбат>. Несмотря на досужие разговоры об
исчерпанности военной темы в кино, фильм стал подлинным зрительским <хитом>,
побив все мыслимые рейтинги. Сегодня о фильме размышляют его режиссер
Николай ДОСТАЛЬ и бывший штрафник писатель-фронтовик, Герой Советского Союза
Владимир Карпов.



КИНОРЕЖИССЕР НИКОЛАЙ ДОСТАЛЬ: МЫ ПОЛГОДА ПРОВЕЛИ В ОКОПАХ

- Николай Николаевич, до "Штрафбата" вы не снимали фильмы на военную тему.
Что вдохновило вас на это?

- В какой-то степени это случай: однажды мне в руки попали первые три серии
сценария "Штрафбат" Эдуарда Володарского. Сценарий находился в кинокомпании
моего брата - продюсера Владимира Досталя, они уже собирались запускать этот
проект и искали режиссера. Прочитав первые страницы, я понял, что от такого
материала отказаться просто нельзя. К тому же я вспомнил, что мой отец не
только прошел войну, но и был в плену. Из немецкого лагеря чудом не попал в
советский. Я подумал, что моим двум сыновьям, современным молодым людям,
тоже было бы полезно посмотреть на войну под таким углом, в нестандартном
ракурсе. Тем более что о штрафниках наши военные историки говорить не любят,
их могилы неизвестны или безымянны. Штрафников, как пушечное мясо, бросали
на самые опасные, самые неприступные участки обороны немцев. Выбора у них не
было - впереди их косили немцы, сзади - заградительные отряды НКВД,
специально созданные для того, чтобы стоять за штрафными частями и
останавливать их пулеметным огнем. Вот о такой войне мне и захотелось снять
фильм.

- Надо сказать, задача у вас была нелегкая, если учесть, что опыта в
художественном осмыслении темы штрафбата в нашем кино до сих пор просто не
было...

- Единственный игровой фильм на эту тему под названием "Гуга" сняли в эпоху
перестройки на Одесской студии. Мне он показался фрагментарным, неглубоким,
не раскрывающим всей трагедии штрафников... В какой-то степени ее касались
публицисты, писатели - скажем, Гроссман, Астафьев, Солженицын. Но такого
объемного художественного произведения, какое создал Эдуард Володарский,
действительно еще не было.

- Вы считаете эту тему взрывоопасной?

- Не то чтобы взрывоопасной... У нас были сомнения: а как государственный
телеканал отнесется к такому фильму? Но тем не менее канал "Россия" приобрел
права на эту картину, причем сам проявил инициативу, показал в прайм-тайм и
сейчас считает ее одним из самых удачных проектов российского телевидения.
Рейтинги "Штрафбата" достигли такого уровня, что перекрыли и "Бригаду", и
"Идиота" - как по Москве, так и по России в целом.

- Работая над картиной, вы пользовались какими-то секретными материалами?

- Мы пользовались архивными материалами, смотрели много хроники. В
последней, 11-й серии вместо заключительных титров идет огромный список
штрафных батальонов и рот, которые с 1942 по 1945 год были на всех советских
фронтах. За этим списком - огромное количество людей, отдавших свою жизнь за
победу, которым мы и посвящаем наш фильм. Володарский встречался и беседовал
кое с кем из оставшихся в живых штрафников. Но готовый фильм мы все же не
успели им показать: они, к сожалению, до этого дня не дожили. И не увидели,
что у нас получилось.

- А вы задумали, наверное, сказать какую-то неизвестную правду о войне?

- Виктор Астафьев незадолго до смерти в одном интервью сказал очень горькую,
но, по-моему, очень правильную фразу: "Мы войну выиграли мясом". Вот об этом
наш фильм. У нас ведь как? "Мы за ценой не постоим". Вот и не стояли за
ценой, кидая на фронт, как спичечные коробки, штрафроты и штрафбаты...
Конечно, мы не хотим сказать, что штрафники выиграли войну. Но мы хотим
сказать, что и они тоже вложили свой маленький кирпичик в мощный фундамент
Победы.

- В прессе писали, что консультанты - участники войны, прочитав сценарий до
запуска картины, сочли, что в нем искажается правда о войне, но с их мнением
не посчитались. В итоге в титрах фамилий консультантов нет. Это
действительно так?

- Ничего подобного. Военных консультантов у нас практически не было потому,
что, предвидя возможные к нам претензии, мы никого не хотели подставлять,
решили всю ответственность взять на себя. Были технические консультанты - по
костюмам, по эпохе. Но только не из тех, которых раньше назначало
Министерство обороны, - докторов исторических наук, генералов и прочих
важных особ. А с участниками войны Володарский встречался во время написания
сценария. Только они его не консультировали, а просто рассказывали, а он
записывал...

- Хотелось бы снять еще одну военную картину?

- Сейчас это неподъемный труд - делать историческое военное кино в наших
условиях. Мы полгода провели в окопах, в траншеях - в любую погоду, в дождь
и в жару. Снимали все лето и осень прошлого года. Молодцы артисты, спасибо
им. Они все выдержали.

Крюкова Антонина.

==========================

ПИСАТЕЛЬ, ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, БЫВШИЙ ШТРАФНИК ВЛАДИМИР КАРПОВ: БАТАЛЬОН,
КОТОРОГО БЫТЬ НЕ МОГЛО

- Создатели фильма, к сожалению, не познакомились с документами,
определявшими организацию штрафных подразделений в годы войны. И, похоже, не
проконсультировались у специалистов. То, что они показывают в этом сериале,
в основе своей, к сожалению, не соответствует фронтовой действительности. В
приказе о создании подобных подразделений сказано, что штрафные батальоны
комплектуются только из осужденных и разжалованных офицеров. Командиры
назначаются из кадровых офицеров. В фильме же показан штрафной батальон, в
котором собраны уголовники, политические, проштрафившиеся рядовые. Такого не
было и быть не могло.

- Но вы ведь, Владимир Васильевич, сами попали в штрафники из лагеря, будучи
политическим заключенным.

- Это другое дело. Проштрафившиеся рядовые, а также уголовники,
политзаключенные, изъявившие желание воевать, направлялись в отдельные
штрафные роты. Такие роты в штрафбат не входили, а придавались стрелковым
полкам. Я, например, воевал в 45-й отдельной штрафной роте на Калининском
фронте. Она была сформирована в ноябре 1942 года в Тавдинлаге из
заключенных, которых освободили по добровольному желанию идти на фронт. В
лагере я отбывал срок по печально знаменитой 58-й статье - за антисоветскую
пропаганду.

- Но вернемся к фильму. Значит, по вашему мнению, главная ошибка авторов в
том, что, озаглавив его "Штрафбат", они на самом деле показали отдельную
штрафную роту?

- Если бы этим все ограничилось. Во главе этого придуманного штрафбата, а
также командирами рот поставлены уголовники. Опять же такого просто быть не
могло. В соответствии с организационными документами командирами штрафных
подразделений назначались только строевые офицеры, причем наиболее опытные и
перспективные. Нарушивший этот приказ тут же сам оказался бы в штрафбате.
Более того, назначение на штрафную роту или штрафной батальон для офицера
считалось удачным, потому что там воинское звание присваивалось на одну
ступень выше.
Так что показанный в фильме абсолютно безграмотный в военном отношении
генерал-майор непонятно почему сетует на то, что у него не хватает кадров
для командных должностей в штрафбате. К тому же штрафбат данному генералу не
мог подчиняться, ибо это - формирование фронта. Показанному же
генерал-майору, если даже он был командиром дивизии или корпуса (из фильма
не понять), штрафной батальон мог быть лишь придан.
Другой эпизод. Посылают за "языком" группу в семь человек. Их "напутствует"
начальник особого отдела - жестокий садист, не доверяющий никому. И вдруг он
разрешает штрафникам идти в тыл противника. Штрафникам такое не доверяли,
боялись, что кто-то останется у немцев. Не вернутся штрафники, сам пойдешь
на их место.
Есть в фильме и прямое оскорбление в адрес фронтовиков. Речь идет об
эпизоде, когда раненного в разведке бойца сослуживцы добивают, чтобы не
обременять себя при возвращении. Такого категорически не бывало. Я уж не
говорю о феномене фронтового братства. Но и чисто по дисциплинарным
причинам. Если в разведку ушли пятеро, то столько же должны вернуться.
Вытаскивали даже убитых, а раненых уж тем более.

- А какой была ваша, настоящая штрафная рота?

- Нас действительно посылали на самые тяжелые направления. Но у нас не было
никаких заградотрядов, как показано в фильме. Думаю, если бы такой
заградотряд у нас за спиной появился, мы тут же постреляли бы его к чертовой
матери.
Были совсем иные заградотряды из войск НКВД и пограничников. Но это в тылу
на глубине 60 - 80 километров от передовой. Они вылавливали шпионов и
дезертиров, несли комендантскую службу, стояли на дорогах, останавливали
машины, людей, проверяли документы.
И еще об одном моменте. Зачем-то в фильме ни к селу, ни к городу приплели
"еврейский вопрос". Показан хороший честный парень-еврей. Но его все время
оскорбляют, обзывают. Ну не было такого в жизни! Мы в атаку ходили и не
знали, кто там справа или слева - казах, грузин, еврей. Мы вообще не
придавали особого значения национальности, ведь не зря хоронили всех в
братских могилах. И до сих пор там лежат наши братья как бы в обнимку, не
ведая, что потомки попытаются поделить их по национальностям.
В фильме штрафники все время ведут политические разговоры, понятное дело,
антисоветского характера. В реальной жизни такого тоже не было - попросту
боялись, даже если и думали так.

- Неужели вы ничего доброго не скажете о фильме?

- Очень понравилась игра актеров, людей явно талантливых и симпатичных. Но
из-за слабого сценария и режиссуры на выходе получилось то, что
получилось, - дегероизация Красной Армии, компрометация самой Победы.

Турченко Сергей.
==========
Римма (Саратов) от 15.10.2004 10:16

Господин Карпов, может быть за вашей ротой и не было заграждений НКВД, но
мой папа служил в разведке и много о штрафниках рассказывал.Я была еще
школьницей, но хорошо помню все его рассказы о войне. Фильм получился просто
замечательный, прошло некоторое время, чтобы я успокоилась от эмоций.
Огромное спасибо сценаристу, режисеру и актерам, которые принимали участие в
создании этого фильма.