От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 13.10.2004 22:09:45 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Евросоюз идёт по пути СССР? (*+)


Россия, Санкт-Петербург
Документ: http://www.rosbalt.ru/2004/10/11/180879.html
Дата: 11/10/2004 13:18:00 MSD

Евросоюз идёт по пути СССР?
Меньше месяца остается до того дня, когда новая Еврокомиссия официально
начнет свою деятельность. Хотя, довольно сложно назвать ее <новой> - многие
еврокомиссары лишь сменят свои ведомства. Однако основная суть этого
обновления заключается в том, что это первый состав Еврокомиссии, который с
полным правом и без тени иронии можно будет назвать <европейским
правительством>. Потому что таким объемом реальной власти не обладал до сих
пор ни один состав этого, когда-то совещательного, органа. Какие же проблемы
придется решать в ближайшие 5 лет <кабинету министров> Евросоюза?


----------------------------------------------------------------------------
----

Вступление в ЕС десяти новых государств в 2004 году стало не только
крупнейшим расширением сообщества за всю его историю, но и своего рода
прецедентом: до сих пор в Европейский Союз попадали лишь страны, достигшие
определенной степени экономического развития и благосостояния населения.
Конечно, Испании, Португалии, Греции и другим <реципиентам> ЕС оказывалась
серьезная помощь, однако она не идет ни в какое сравнение с теми финансовыми
вливаниями, которые требуются новичкам из Восточной Европы. Инфраструктура,
промышленность, аграрный сектор этих стран, несмотря на годы, прошедшие с
момента распада сначала <Восточного блока>, а потом и СССР, являются, за
рядом исключений, весьма отсталыми.

Однако с принятием так называемых <копенгагенских критериев> Евросоюз
продекларировал отказ от экономических условий принятия новых членов. Приняв
в свои ряды сразу десять государств, из которых только Кипр и Мальта в
состоянии вносить в общеевропейский бюджет достаточно ощутимые суммы,
Евросоюз фактически открыл дорогу в сообщество странам, ранее не имевшим
возможности присоединиться к нему именно по экономическим показателям.
К 2007 году в состав ЕС должны вступить также требующие значительных
денежных дотаций Болгария и Румыния, а вслед за ними надеются на
присоединение к общеевропейскому дому еще несколько стран, из которых
более-менее <подняться> за последнее десятилетие смогла лишь Хорватия - да и
то, с некоторыми оговорками.

Заметим, что вполне благополучная Норвегия, последняя из скандинавских
стран, оставшаяся вне ЕС, начинать переговоры о вступлении не торопится.
Вместо норвежского руководства, о намерении подать свои заявки (пусть и без
определенного указания времени) в течение этого года сообщили официальные
представители Грузии, Украины и... Палестинской автономии. Таким образом,
существует реальная опасность превращения ЕС в своего рода <кормушку>, из
которой страны, чьи дела по различным причинам обстоят не очень хорошо,
надеются получить поддержку - по принципу <деньги в обмен на демократию>.
Если вспомнить, к чему привел Советский Союз похожий принцип отношений с
развивающимися странами - <деньги в обмен на социализм> - то придется
констатировать, что в результате не осталось ни денег, ни социализма, ни
СССР.

Серьезнейший вопрос вступления в Евросоюз Турции следует в данном случае
оставить в стороне, так как он носит, скорее, политический характер. Хотя и
экономическая составляющая этого вопроса немаловажна для богатых стран ЕС,
на которых и ложится основной груз новых расходов.

Главной проблемой шести стран-доноров Евросоюза стало противоречие между
интересами государственной власти этих стран и интересами их же бизнесменов.
В то время, как последние искренне радуются дешевой рабочей силе, новым
рынкам сбыта и низким налогам в странах-новичках, многомиллиардные дотации
всерьез отягощают бюджеты Германии, Франции, Нидерландов, Австрии, Бельгии и
Великобритании. По сути, правительства этих стран, финансируя развитие
экономики новых стран ЕС, опосредованно финансируют собственные корпорации,
что входит в противоречие с интересами других слоев и групп общества.

Сами же эти государства, как таковые, особых экономических выгод от
расширения ЕС не имеют: множество предприятий переносят свои производства на
восток, сокращая налоговую базу и оставляя за собой тысячи новых
безработных; им навстречу, с востока на запад, движется многотысячная армия
<новых европейцев>, готовая работать в <старой Европе> за вдвое меньшие
деньги - всё равно впятеро превышающие те зарплаты, которые привычны дома.

Затяжной европейский экономический кризис ослабил позиции в Брюсселе
государств, традиционно задававших тон в сообществе - об этом можно судить
по тому, что еврокомиссары, представляющие эти страны, не получили
сколько-нибудь важных постов: за внешнюю политику Евросоюза отвечает
испанец, за налоговую политику - представительница Латвии, за бюджет -
комиссар из Литвы, а собственно за денежные вливания <новичкам> - полька
(все - представители стран-реципиентов).

С одной стороны, Еврокомиссия в таком составе не позволит странам-донорам
блокировать увеличение денежного потока, направленного на восток, с другой -
судя по выступлению ее председателя Жозе Баррозо (представителя
страны-реципиента Португалии), комиссия не намерена поступаться принципами и
закрывать глаза на превышение Германией и Францией установленной Пактом о
стабильности трехпроцентной планки дефицита госбюджета. Но при этом Баррозо,
требуя соблюдения <правил игры> от Германии и Франции, закрывает глаза на
аналогичные нарушения со стороны Португалии и Греции.

Несомненно, подобное положение вещей не может не волновать руководителей
стран-доноров: подтверждением их страхов являются непрекращающиеся разговоры
как Шрёдера, так и Ширака о <Европе двух скоростей> - по сути, они означают
не что иное, как не до конца еще оформившуюся идею создания <Евросоюза
внутри Евросоюза>, некоего особого клуба, состоящего из немногих стран и
отгородившегося от остального ЕС некоторыми особыми ограничениями.

В качестве примера такого конгломерата приводится Бенилюкс: все три
государства - Бельгия, Нидерланды и Люксембург - являются одновременно
членами Евросоюза, однако при этом по многим экономическим позициям держат
дистанцию по отношению к нему. Любой пример, как известно, не бывает
полностью адекватен, однако в данном случае эта неадекватность разительна:
Бенилюкс не вводил и не намерен вводить, скажем, запрет на рабочую миграцию
из восточных стран ЕС. Примечательно, что сторонниками этой идеи выступают
руководители трех из шести стран-основателей Евросоюза: ФРГ, Франции и
Италии.

Политические разногласия в ЕС - предмет особого разговора. Подводя же итог
сказанному, следует заметить, что рыхлость вертикальной властной структуры
ЕС, приносящая европейцам немалые преимущества в политике, в экономике
приносит им же не меньшие проблемы. И они настолько серьезны, что от их
успешного решения может зависеть само существование сообщества.

Борис Немировский, Германия


----------------------------------------------------------------------------
----

© 2000-2004 ИА "Росбалт"
При цитировании ссылка на ИА "Росбалт" обязательна.