От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 18.10.2004 21:33:31 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

В.И. Редюхин: "свободу в России необходимо создавать силовыми средствами, принудительно и немедленно" (*+)

Русский Журнал / Обзоры /
http://www.russ.ru/culture/20041014.html

Указ о введении свободомыслия в России
Гражданское общество должна создать власть при помощи ветеранов силовых
структур

В.И. Редюхин

Дата публикации: 14 Октября 2004

1. Запад есть Запад, Восток есть Восток... Есть и Россия, которую не понять
русским умом, не объять российским сознанием, зажатым между восточной
"точкой медитации", позволяющей строить любые замкнутые миры, и открытым
западным реальным "пространством" векторов личностного самоопределения.
Российская модель общественного сознания и социального менталитета,
расположенная между "точкой" и "пространством", может олицетворяться
отрезком вертикальной прямой: находясь внизу этого отрезка, русский человек
молитвенно обращен хоть куда-нибудь вверх с сакраментальным вопросом
Чернышевского "Что делать?", а добравшись и взгромоздившись на самый верх
вертикали, грозно вопрошает низы вслед за Герценом - "Кто виноват?". Других
вопросов при таком устройстве сознания и возникнуть не может...
Мы исторически, при общенациональных социальных катастрофах, предпочитаем
"соборность" - всенародный сход под стяг или хоругвь, вертикаль чьей-то
сильной власти для борьбы с общим поименованным врагом. Власти, даже пусть и
инородной, но клятвенно обещающей обеспечить общий порядок. Вот и призываем
в регионы варягов и викингов извне: "Приходите и княжите нами".
Почему так произошло - остается только гадать. То ли сказался бескрайний
ландшафт наших российских степей и равнин, так и подмывающий вытянуться на
цыпочках и заглянуть за горизонт, побежать туда сломя голову, не обращая
внимания на почву, по которой ступаешь, и на то, что ломаешь в своем
стремительном завоевательном беге. То ли сыграл свою роль родовой тотем
русских, изображенный на гербах многих российских городов, вольный
медведь-шатун, в зиму вовремя не залегший спать в берлогу, а теперь вставший
на дыбы и не смотрящий под ноги. Чтобы под ноги смотрел, дров не наломал, к
земле ближе был - нужно его оседлать и поставить на четыре лапы.
Французскому лису не требуется на зиму впадать в спячку, он всегда, в силу
своего физического устройства зрения, может обозреть пространство вокруг
себя по всем направлениям.
Может быть, это - последствия противоречий между оседлым и кочевым укладами
жизни наших русских и западных предков? Этой жаждой освоения новых
пространств Русь всегда резко отличалась от свойственного Западу стремления
обустроить уже имеющиеся пространства для быта, комфортной повседневной
жизни. Обуянное стремление ввысь трансформировалось в гигантоманию не только
плотин, поворотов рек, поднятия целины, КамАЗов и Бамов, но и катастроф. Как
техногенных, так и социальных тоже: "поэт в России больше чем поэт" легко
узнаваемо в - "депутат в России больше, чем депутат", "бандит в России
больше, чем бандит" и т.д.
Может, это заложено в разном понимании Бога? Если в западных конфессиях Бог
представлен и в окружающем внешнем, и во внутреннем мире человека, то в
ортодоксальных учениях православной церкви Бог находится вне человека. Глаза
русского народа молитвенно обращены ввысь с мольбой о вожделенном откровении
смысла и предназначения. Кто-то (кажется, Сергей Чернышев) писал, что работа
без смысла для русского - каторга, ну а если смысл снизошел, то тогда это
уже не работа, а героический подвиг во имя смысла. Поэтому русский человек
никогда не работает в западном понимании работы. Во всем и всегда смысл
ищет, но не там, где он его потерял, а под фонарем - где удобнее и
привычнее.
Или же сыграло свою трагическую роль православное ортодоксальное
христианство...

2. Не важно... Важно, что так оно в массовом порядке почему-то есть и
отрицать это сложно.
Попробуем из двух сконструировать третий возможный всероссийский вопрос: "А
КТО делать-то может..., хочет..., должен..., будет...?" Делать сегодня,
"здесь и теперь, для...". Иван кивает на Петра, а Петр кивает... Да куда
заблагорассудится, но только не на себя. Народ - на государство,
государство - на бизнес, бизнес - на общество... "Делать" некогда или
невозможно... Все заняты - воруют все, кто может, что может и как может ...
И все это - у самих себя и внутри государства - идет собственности
перераспределение...
Власть - это доступ к ресурсам или их перераспределению. Безответственное
слабое государство сегодня - не власть... А по Конституции в России
народовластие. Народ вроде пока еще есть, криминального социума хоть
отбавляй, а вот общества нет...
Зато есть война... Против терроризма... Не очень понятно, что это такое и
кто это - но очередная война объявлена публично и всенародно. Война, которая
всегда в истории спасала Россию, периодически доходящую до крайностей своей
парадоксальности. Режим с обострением...
Устроенному по сетевым принципам терроризму может противостоять только
устроенная по сетевым же принципам сила. Иначе бесполезно бить тонкой
тростью кучу расползающихся муравьев, или махать ею в надежде разогнать рой
жалящей мошкары.
Такой силой могло бы стать гражданское сообщество. Но его в России сегодня
нет. Как нет и сформировавшихся местных сообществ на локальных территориях.
Есть зачатки разной степени зрелости профессиональных сообществ,
национально-этнических, религиозно-конфессиональных,
общественно-гражданских, сообществ по интересам: садоводов-огородников и
рыболовов-спортсменов... Но между собой и эти сообщества не только не
взаимодействуют, но и конкурируют в борьбе за ресурсы сверху и знаки
внимания любой власти: административной, бизнеса, западных фондов, СМИ,
национальных и региональных элит, вплоть до криминала.
Ну, нет в России гражданского общества, и старые упования на его выращивание
"снизу" не работают. Надо прекратить тщетные попытки выращивания
гражданского общества по примеру западного - "стричь и поливать триста лет,
как английский газон", или восточного, где столетиями существует понятие
"махаля" - решающее и значимое для всех слово старейшин рода.

3. В 1978 году в Женеве в рамках МОТ и ООН принята Конвенция по правам
государственных служащих - об общественных организациях государственных
служащих. Таким образом, на западе государственные служащие включены в
систему гражданского общества.
В 1968 году при взрывоопасной ситуации со студенческими волнениями
Правительство Франции выбрало и начало финансировать 15 общественных
организаций по разным направлениям, которые и упорядочили другие
общественные организации.
Способом создания в России нового гражданского общества может стать опора на
общественные организации "государевых людей", как уже не работающих, так и
работающих в органах государственной власти. Их главная задача и
национальная миссия - создать в России сетевое гражданское общество нового
типа, противостоящее терроризму, но толерантное к "своим". (Толерантность -
это утрата иммунитета к защите и агрессии)
Первым шагом может стать принцип отбора участников в общественную палату при
Президенте: "не только грамотно советую, но и имею разветвленную
региональную сеть, чтобы превратить принятые на Палате решения в действие".
Такой опорой могут стать общественные организации ветеранов МВД, ФСБ,
прокуратуры. Если их функции (сегодня, как правило - хозяйственные и
финансовые для поддержки своих членов) расширить за счет функций просвещения
и социального проектирования.
И создать при этих организациях общественные приемные для юридического и
другого консультирования населения и молодежные клубы, нацеленные на
активизацию социального творчества населения, преодоление пассивности
граждан.

4. Молодежь - та часть населения, которая может дать толчок к активности
других жителей локальной территории. Но к этому социальному творчеству саму
молодежь еще надо принудить, используя личные побуждения (заработки,
повышение статуса, карьера, приобретение жилья...) для вмешательства (на
Западе употребляют еще более жесткую формулировку - "интервенции") в
изменение ситуации в регионе, для повышения качества жизни,
социально-экономическое развитие территории. Эти цели сформулированы
Президентом РФ: борьба с бедностью, удвоение ВВП, повышение качества жизни,
совершенствование армии и борьба с терроризмом.
Для того чтобы современная молодежь стала фактором социально-экономического
развития России, действенным средством повышения гражданской и деловой
активности населения, она сама должна:

- стать образцом нравственного патриотического отношения к малой и большой
Родине, быть готовой прийти на помощь нуждающимся, искренне и безвозмездно
отдать свой труд на благо людей и своей малой и большой Родины;
- овладеть знаниями, умениями и навыками работы по специальности, для того
чтобы профессионально удовлетворять потребности жителей своей территории;
- научиться грамотно управлять производственно-промышленными,
социально-политическими, культурно-образовательными,
национально-этническими, финансово-экономическими и другими процессами в
регионе.

5. Для этого необходимо, не уповая на ведомственные интересы системы
образования, не способной преодолеть оторванность нынешней школы от социума,
усилить через создаваемые сегодня при школах попечительские и управляющие
Советы влияние на систему образования общественных организаций силовых
структур, восстановить практику шефствования над школами.
Совместными усилиями "государевых людей" и педагогов, средствами
образования, воспитания, обучения и развития необходимо помочь молодежи:

- перейти от позиции обывателя к позиции общественника и гражданина:
"Помогая другим - помогаешь себе!"
- стать не только специалистом в предметной области, но и профессионалом,
удовлетворяющим потребности социума: "Отдавая другим - получаешь сам!"
- быть в будущем не только хорошим администратором-руководителем, но и
управленцем - проектировщиком и организатором: "Содействуя развитию других,
развиваешься сам!"

Лишь в случае реализации воспитывающей, обучающей и развивающей цели
профессионального образования молодежи можно надеяться на социальное
творчество как на фактор социально-экономического развития России.
Воспитывающая цель подготовки к социальному творчеству состоит в
предъявлении молодежи образцов самоотверженного служения отечеству,
представленных в прошлом российского народа, а также в необходимости найти в
настоящем и поддержать в будущем такие качества, как взаимовыручка,
волонтерство, безвозмездный труд на благо других. Начинать нужно с помощи
другим, пытаясь посильно помочь людям, находящимся в проблемной ситуации.
Но чтобы отдавать - необходимо иметь то, что можно отдать - для этого нужно
произвести инвентаризацию того содержания образования, которое через учебные
планы и программы получают школьники и студенты: насколько оно способствует
их реальной социализации на территориях по месту жительства, есть ли в нем
необходимые составляющие, востребованные сегодня на селе?
Третьей, наиболее трудной составляющей является подготовка будущих
управленцев, способных организовать описанную выше работу по подготовке к
социальному творчеству. Для этого уже сегодня молодежь должна иметь
представление о социальном, социально-образовательном и
социально-экономическом проектировании, проектном управлении и
стратегическом планировании.

6. Но прежде необходимо сами общественные организации силовиков обучить и
подготовить к такого типа деятельности. В противном случае существует
опасность навсегда структурировать ситуацию так, что ростки социального
творчества задохнутся в атмосфере казармы, и человек уйдет в себя, потупит
голову, подобно чеховскому мужику, отвинтившему гайку на железнодорожных
путях, и продолжит совершенствовать способы жить в государстве "вне
государства", не надеясь ни на кого, но ища способы обмануть и прожить за
счет кого-то.
Во всем нужна мера и новый профессионализм.
Опыт обучения персоналий и организаций такой работе у ряда существующих
организаций имеется. Администрации Президента можно было бы провести среди
них тендер на создание соответствующих программ, обучающих сотрудников и
руководство общественных организаций силовых структур (ООСС), и концепций
формирования гражданского общества посредством создания организаций
государственных служащих в соответствии с российскими и международными
актами.

Вывод парадоксальный: свободу в России необходимо создавать силовыми
средствами, принудительно и немедленно.