От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 14.10.2004 23:04:42 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Церковь определилась с недругами. Бороться с ними она хочет вместе с государством (*+)

http://www.spbvedomosti.ru/2004/10/14/htfehrehe.shtml

Церковь определилась с недругами






Бороться с ними она хочет вместе с государством

В конце минувшей недели в Москве завершился Архиерейский собор Русской
Православной церкви. В отличие от предыдущего нынешний собор носил, скорее,
плановый, рабочий характер, но он стал событием в общественной жизни России.
Событием, заинтересовавшим очень и очень многих, включая президента.

Напомню, предыдущий собор состоялся в августе 2000 года и был во многом
знаковым. На нем было принято окончательное решение о причислении к лику
святых страстотерпцев семьи последнего российского императора, то есть
поставлена точка в многолетних спорах, служивших в некоторых случаях поводом
к раздору среди верующих. Именно это решение послужило началом кардинальных
позитивных изменений в отношениях между Московским патриархатом и Русской
зарубежной православной церковью.

Кроме того, на Архиерейском соборе четырехлетней давности были приняты новый
Устав и еще один очень важный документ - <Основы социальной концепции
Русской Православной церкви>. В нем было выражено официальное мнение по
вопросам церковно-государственных отношений и по многим современным
общественно значимым проблемам.

Нынешний собор, повторяю, скорее, можно назвать рабочим. Тезисы, изложенные
в итоговых документах форума, лишь конкретизируют то, что уже неоднократно
звучало за прошедшие четыре года из уст Патриарха или следовало из
определений Священного синода. Вместе с тем именно по этим документам можно
проследить наиболее важные направления деятельности церкви, наиболее острые
вопросы, которые волнуют ее членов, и вообще несколько конкретизировать ее
место в жизни общества.

С последнего и начнем.

Церковь в России отделена от государства. Юридически. Практически она
занимает достаточно прочные позиции в жизни общества. Статистика
свидетельствует, что примерно 80 процентов россиян считают себя верующими.
Опустим рассуждения на тему, какова глубина их веры и насколько близки они к
исполнению заповедей. Все же считающих себя верующими много, и этот факт
игнорировать нельзя.

В традиционном Послании собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам
церкви позиция последней изложена весьма конкретно: <Для блага государства и
общества необходимо увеличение присутствия Православия во всех областях
социальной жизни>. И государство, по крайней мере внешне, согласно с такой
постановкой вопроса. Встречу президента с участниками Архиерейского собора
нельзя назвать парадно-показательным мероприятием. Скорее, это был деловой
разговор, иллюстрирующий взаимную заинтересованность в совместном решении
многих проблем.

Церковь в обществе остается чуть ли не единственным стражем нравственности,
которая в последнее десятилетие приобрела весьма расплывчатые очертания в
море дарованной свободы. И если тяжелые годы тоталитарного атеизма, годы
гонений на церковь остались в прошлом, то <сегодня, - говорится все в том же
послании, - у нас новые недруги - более коварные, скрытные и изощренные, но
не менее опасные, чем атеизм. Это культ роскоши, потребления, комфорта,
удовольствий, зачастую связанных с нравственной распущенностью. Это уход
молодых, активных людей в мир наркотических иллюзий, <виртуальной>
реальности, азартных и <интеллектуальных> игр>. И надо сказать, что в борьбе
со многими <недругами>, включая, кстати, межнациональную и межрелигиозную
рознь и, как следствие - терроризм, государство с готовностью принимает
помощь церкви.

Одним словом, Архиерейский собор показал, что, несмотря на существующие в
сфере церковно-государственных отношений проблемы, взаимопонимание здесь
налицо. И это можно отнести к позитивным результатам последнего времени.

Работа собора состояла из пленарных заседаний и заседаний рабочих групп,
которые обсуждали различные стороны деятельности церкви. И опять-таки редко
какое из направлений прямо или косвенно не касалось вопросов общественной
жизни. И совершенно справедливо. Церковь живет не <где-то там> - она живет
среди людей. И ее предназначение - служить, да, Богу, но и людям тоже.

Поэтому на заседаниях рабочей группы <Богослужебная комиссия и монастырская
жизнь> помимо сугубо внутренних проблем обсуждались и вопросы
миссионерского, просветительского и особо - социального служения.

Сейчас на канонической территории Русской Православной церкви действуют 655
монастырей, в которых проходят церковное послушание более десяти тысяч
насельников. При многих крупных обителях есть приюты для сирот, инвалидов,
странноприимные дома, богадельни, почти во всех - воскресные школы для детей
и взрослых.

Одна из групп обсуждала вопросы, связанные с молодежным служением и
религиозным образованием в Русской Православной церкви. После собора 2000
года был образован Отдел по делам молодежи Московского патриархата, под
эгидой которого действуют ныне две общественные организации - Всецерковное
православное молодежное движение и Братство православных следопытов.
Обсуждались также перспективы введения в программу общеобразовательных школ
предмета <Основы православной культуры>, вызывающего пока немалые споры в
обществе.

Другая рабочая группа рассматривала вопрос о церковной благотворительности.
Не о той помощи церкви, о которой говорится достаточно часто, а о той,
которой занимается она сама, беря на себя посильные, но весьма существенные
труды по социальному служению. Причем главным образом в тех местах, где
государство не просто не может - не особо жаждет помогать: в тюрьмах, в
психиатрических диспансерах, в хосписах. Не были забыты и престарелые
священнослужители, для которых собор посчитал необходимым создать богадельню
и вообще позаботиться об улучшении их пенсионного обеспечения.

Государство пытается решить вопрос с физической безопасностью граждан,
церковь же озабочена вопросами их духовной безопасности, которой с начала
перестройки не перестают угрожать различные псевдорелигиозные учения и
культы. И хотя минувшие десятилетия показали, сколь разрушительно действует
на духовное, нравственное, психическое состояние людей деятельность
деструктивных сект, серьезного заслона им нет по-прежнему.

На соборе были подведены итоги десятилетних трудов Отдела Московского
патриархата по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными
органами. Сегодня 156 воинских частей имеют православные храмы, 625
православных общин действуют в местах заключения и еще более трехсот храмов
и пятисот молитвенных комнат окормляют заключенных ГУИН. Но дело не только в
количестве. Никакая система не способна в полной мере перевоспитать
преступника, вернуть наркомана, оступившегося человека к нормальной,
нравственной жизни. Практика показала, что церкви это удается.

Собор вынес определения по вопросам внешней и внутренней деятельности
церкви, церковных наград, рассмотрел временное положение о церковном суде.

Последний существовал на Руси в течение довольно продолжительного времени,
хотя и с разными полномочиями. Во временном положении указывается, что
судопроизводство будет осуществляться исключительно на основании священных
канонов, а разбирательства дел в епархиальных судах будут только закрытыми.
Что же касается самих дел, подлежащих рассмотрению церковным судом, то они
могут касаться только клириков, монашествующих и мирян, занимающих церковные
должности. Высшей мерой наказания во всех случаях является отлучение от
церкви.

Отдельное определение было посвящено вопросам демографии. Главными причинами
демографического кризиса церковь называет не только экономические проблемы,
но прежде всего духовные - отход от идеалов святости семейной жизни,
либеральное отношение общества к внебрачным связям, абортам. Контрацепцию,
как и другие виды планирования семьи, церковь также считает пагубной
практикой, <ведущей не только к уменьшению численности населения страны, но
и его нравственной деградации>.

Собор причислил к лику общецерковных святых многих подвижников благочестия,
среди которых праведный воин Феодор Ушаков и блаженная Матрона Московская. И
разоблачил немногочисленных, но весьма крикливых сторонников канонизации
двух <оклеветанных старцев> - Ивана Грозного и Григория Распутина.

Напряженная работа Архиерейского собора увенчалась двухдневным пребыванием
его участников в Троице-Сергиевой лавре. Здесь за праздничными
богослужениями в честь преподобного Сергия Радонежского, чья память
отмечалась в минувшую пятницу, соборные труды были закреплены молитвенно.

Виктория МОРОЗОВА