От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 13.10.2004 22:10:28 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Возможно ли побороть изобилие выходных дней в России? (*+)

Русский Журнал / Обзоры /
http://www.russ.ru/culture/20041012_but.html

Пить нельзя работать
Возможно ли побороть изобилие выходных дней?

Ярослав Бутаков

Дата публикации: 12 Октября 2004

В последнее время вновь объявился на горизонте призрак отмены празднования 7
ноября и Дня Конституции. Не пытаясь расследовать происхождение и истинную
направленность слухов, наводнивших печать и ТВ, вспомним, откуда произошли и
как видоизменялись в России общенациональные гражданские праздники.

Долгое время в России не было иных праздников, кроме церковных. Единственные
торжества гражданского происхождения были связаны с государями и членами их
семей, но и то отмечались не дни их рождения, а именины, т.е., опять же,
празднование носило более или менее религиозный характер. Первым
по-настоящему гражданским праздником, установленным в России, был Новый год,
введенный Петром Великим. И до 1917 года он оставался единственным
официальным нецерковным праздничным днем.

Но зато в религиозных праздниках в России недостатка не было. Те же
сормовские и пресненские рабочие, стрелявшие из-за углов в "черносотенные"
крестные ходы, свято блюли свое право не выходить на работу, помимо
воскресений, во все двунадесятые и великие праздники православного
календаря. В государственных учреждениях Империи, помимо указанных дней,
выходными считались еще порядка 60 православных праздников, так что, считая
вместе с воскресеньями, российские чиновники отдыхали почти каждый третий
день. Когда грянула Первая мировая война, выяснилось, что министерства и
ведомства, с точки зрения темпов военного времени, просто не работают. С
большим трудом Совет министров в 1915 году принял-таки постановление о том,
чтобы ограничить праздничные дни для госслужащих двунадесятыми и великими
праздниками, а также днями тезоименитств их императорских величеств.

Советская власть вначале сделала попытку искоренить не только церковные
праздники, но и Новый год, введя вместо них свои, революционные. Затем Новый
год разрешили, но новогодние елки до середины 1930-х оставались под
запретом. А Рождество власть признала только после 1000-летия Крещения Руси.
Правда, православному люду оставалась еще Пасха, но и она была на время
упразднена введением т.н. "шестидневки".

Советских гражданских праздников вначале было вовсе немного - только 1 мая и
7 ноября. В 1936 году добавился День Конституции. После Великой
Отечественной войны День Победы далеко не сразу, а только лет через 20
получил право на существование как выходной день. 8 марта хотя и отмечался
торжественно каждый год, но тоже сравнительно поздно стал выходным днем.

Откуда взялось убеждение, будто в Советском Союзе было как нигде много
праздников? Возьмем для сравнения США. Федеральными праздниками там являются
не только Рождество, Новый год и День независимости, но и День труда
(установленный, в противовес 1 мая, на первый понедельник сентября), День
примирения, День благодарения, а также День рождения Джорджа Вашингтона. Все
равно как если бы у нас день рождения Ленина был выходным днем. Кроме того,
в каждом штате имеется дополнительно еще порядка десятка праздников.

Политические перемены в России привели к появлению нового праздничного дня -
12 июня. Наверное, не было в нашей истории более абсурдного праздника. Его
первоначальное название - "день независимости" - вызывало, по меньшей мере,
недоумение. И даже сейчас, когда он поменял название на "день России",
большинство россиян искренне не понимают, что же им в этот день предлагают
праздновать.

Уже почти забылась попытка установить ежегодное празднование в память
"свержения ГКЧП" 21 августа. Кровь октября 1993-го довольно быстро заставила
почувствовать опереточность "августовского путча". Его просто перестали
вспоминать, и даже власть не сочла нужным хоть как-то поддерживать память о
том событии.

Курьезно происхождение праздника 23 февраля. Историческая недостоверность
предания об упорном сопротивлении, якобы оказанном в этот день частями
молодой Красной Армии кайзеровским войскам, доказана давно. 5 апреля 1992
года была с размахом отмечена 750-я годовщина Ледового побоища, и была
предпринята попытка установить именно этот день как праздник Российских
вооруженных сил. Но напряженность тогдашней политической ситуации побудила
власть оставить 23 февраля в покое. Советская традиция отмечать именно этот
день как своеобразный антипод 8 марта оказалась настолько сильной и живучей,
что в XXI веке 23 февраля стало уже по-настоящему выходным праздничным днем.

История с 23 февраля должна насторожить сторонников отмены празднования 7
ноября. Правда, сейчас обстановка в стране более мирная, но именно
посягательство на день революции может подлить масла в вечно тлеющий огонь
политической вражды. Конечно, смешно отмечать годовщину фактического начала
гражданской войны как "день согласия и примирения". Вообще, этот день
довольно странно выглядит в современном календаре. Советская власть
праздновала дату своего рождения - это понятно. Но когда этой власти больше
нет, и когда ясно, что большевистский переворот был лишь одним из эпизодов
революции, начавшейся свержением монархии, то что отмечать? День Февральской
революции, столь же фатальной по своим последствиям, как и пресловутый "день
независимости России"? Тем не менее, традиция праздновать 7 ноября выглядит
настолько крепкой, охватывающей разные слои россиян независимо от их
политических пристрастий, что прямо посягать на этот день было бы неразумно.

По сути, речь идет о давно привычном праве россиян гулять два дня в ноябре.
Поэтому здесь возможна только альтернатива, о которой в последнее время
много говорят - учредить празднование 4 ноября в память освобождения Москвы
от поляков в 1612 году. Церковь отмечает в этот день праздник Казанской
иконы Божьей матери, установленный именно в связи с этим событием. Но,
во-первых, для полноценного противовеса годовщине революции новое
патриотическое торжество должно официально длиться не меньше двух дней.
Во-вторых, все равно непонятно, как народ воспримет эту перемену. Есть
основания полагать, что основная масса людей будет обозлена утратой
привычных дней гульбежа и даже не заметит и не оценит того, что праздник
просто сдвинулся на три дня.

Историческая и политическая парадоксальность современного набора российских
праздников особенно наглядно выступает в ситуации с Днем Конституции. 12
декабря относительно безболезненно заменило привычное 7 октября только
потому, что почти совпало с еще более привычным 5 декабря. И хотя ныне
действующая Конституция была принята голосами меньшинства россиян (32%
общего числа избирателей, имевших право голоса), празднование этого дня
выглядит не столь абсурдным, как 12 июня. Удачно на этот счет высказался
вице-председатель Государственной Думы С. Бабурин, выступая в программе
"Post-scriptum". Смысл его слов тот, что, пока есть действующий Основной
Закон, было бы неверно отменять праздник в его честь.

Как бы кто ни относился к содержанию Конституции, но закон есть закон, его
следует соблюдать и уважать. День Конституции - привычный для россиян
праздник, а его датировка отнюдь не носит такого сакрального характера, как,
скажем, Дня Победы или дня большевистской революции. Но отмена праздника без
адекватной замены обязательно вызовет в обществе недовольство. Это касается
даже абсурдного 12 июня.

Устанавливая и отменяя праздники, государство должно иметь в виду одну вещь:
население воспринимает праздники, главным образом, как выражение своего
неотъемлемого права на отдых. Есть крепкие традиции всенародно отдыхать и
расслабляться в определенные дни года. Нарушать эти традиции без особой
надобности значило бы вносить в общественную жизнь, и без того насыщенную
всякими стрессами, лишнюю струну напряженности. Праздник празднику рознь, и
есть такие даты, которые лучше не трогать. А вот о содержании праздников
народ задумывается мало, поэтому для их переименовывания перед государством
открывается больший простор. Для государства в этом смысле может стать
руководящим началом пример Русской православной церкви, не отменявшей, а
переименовывавшей привычные для народа языческие праздники.

А вообще есть уверенность, что, даже если бы какая-нибудь власть в России
решилась на отмену всех праздников, национальная традиция беспричинного
гульбежа нашла бы себе другой выход - праздники устанавливались бы как-то
иначе, без оглядки на начальство, но число их никогда бы не уменьшилось. Как
у того мужика из известного анекдота, который пил "за прибытие" и "за
отбытие" таракана...