От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 11.10.2004 21:33:31 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Е. Холмогоров. Евреи и русская культура. "Ирония судьбы" и "Москва слезам не верит" (*+)

http://www.livejournal.com/users/holmogor/895409.html

Holmogor striсkes back. Евреи и русская культура (вместе лет двести)
2003-06-20 03:34:00

Вот ведь и в самом деле - любимые народом лирические комедийные фильмы -
вроде того же Рязнова или "Покровских ворот" - это фильмы евреев и о евреях,
о том самом тесном теплом круге. Лирика, душевное тепло, высокие тонкие
отношения, любовь выше мораль (ведь "Ирония судьбы" потрясающе
"антиэтический" фильм, по фабуле циничный и жестокий донельзя - вся лирика
там только на полутонах, на людях, на отношениях, на "атмосфере". Это
ключевое слово для еврейского городского гемайншафта в России - "атмосфера".
Из этой обоймы знаменитых фильмов русский и о русских только "Москва слезам
не верит" и вот там-то никакой "атмосферы" нету и в помине, и никакой
личностной теплоты. Три провинциальные дурехи приехали в Москву, пытаются
устроиться, ищут женихов. Прикинувшись профессорскими дочками кое-кого
находят. Одна спортсмена - сперва удачная партия, но потом он спивается и
ломает ей и себе жизнь. Вторая банально залетает от модного
еврея-телевизионщика, который узнав что она лимитчица её бросает. Аборт
делать поздно - выкручивайся как хочешь. Жизнь сломана. Везет только
третьей, которая наименее пассионарна и выходит за парня из своего рабочего
круга - пригородный гемайншафт, полная преемственность поколений - дачно
трудовая. Во второй части оказывается, что дуреха с дочуркой пробилась, да
еще как пробилась, стала директриссой со всем советским комфортом.
Производственная жизнь, депутатство, подпольный роман с женатым журналистом,
довольно стыдно воспринимаемый. Случайно встречает идеального мужчину
(царский офицер прикидывающийся рабочим - определение Галковского). Из-за
его идеальности у них воцаряется полное счастье. Но тут впирается
незадачливый папаша, который едва все не портит, раскрыв рабочему главную
тайну, что она директрисса. Все улаживается благодаря солидарности старых
подруг.
Собственно все держится и не дает распасться в петлю, в окно, с моста -
только благодаря этой солидарности. Солидарность полностью противоположна
"общению" в "еврейском" фильме. Когда кому-то херовато - придти, помочь,
чтобы как-то вытянули, потом уйти и долго не встречаться и не разговаривать.
Русский никогда не смог бы написать "давайте восклицать, друг-другом
восхищаться". Русские собираются вместе плакать или скрежетать зубами.
Русские собираются миром строить дом. Искать утопленника или пропавшего.
Вообще делать что-то полезное и без остатка почти сводящееся именно к
солидарности. И общаются они только через эту солидаризацию. Нужно хоть
малое, но дело - хоть водки выпить. Отсюда и на-троих.
При этом "Ирония судьбы" - это комедия личных отношений. "Москва" -
трагикомедия социальных положений - люди там непрерывно манипулируют
социальными своими статусами и только через них-то друг с другом и общаются.
Там всё только о социальном статусе и созддаваемой иерархией этих статусов
той или иной формой солидарности. А люди держатся друг за друга - как три
подружки, только в них и через них. Вспомните: "такие же лимитчики как и
мы", "в Третьяковке в основном командированные", "моя фамилия вам ничего не
скажет, ну Смуктоновский...", "у нас многие доктора стали докторами только
благодаря приборам, которые построил Георгий Степанович". И любимая моя
история про императора Диоклетиана - как утверждение мнимой антистатусности.
В общем - триумф гезельшафта, в котором проблемные отношения на уровне
гемайншафта (например та же история Кати с Рудольфом) оказываются попросту
неразрешимыми. Кстати, опять же, единственным человеком, который пытается
манипулировать на этом уровне оказывается еврей.
(Интересное подтверждение того же самого на куда более низком художественном
уровне - еще одна знаменитая городская комедия - "По семейным
обстоятельствам", тоже комедия не характеров а исключительно статусов и их
иерархий).
Три подружки гемайншафта не составляют. Их отношение изначально социально -
трое в одной комнате в общаге - насквозь социально, личного там ровно
столько, сколько вообще может быть личного в отношениях женщин вынужденных,
извиняюсь, голыми друг перед другом ходить каждый день, это сближает. Злые
языки утверждают, что у большого количества женщин долго живущих вместе даже
менструации синхронизируются (но не знаю - может врут). Это не "подруги"
даже, это именно что "товарки". У русских товарищество вообще более
распространено, чем дружба - то есть личные отношения возникают тогда, когда
в них есть надличностный элемент - между одноклассниками и однокурсниками,
сослуживцами, между представителями одной социально-территориальной общности
(молодые мамаши во дворе, старушки на скамейке). Исчезновение базисных
социальных отношений, поддерживающих это товарищество, и сами отношения
ставит под угрозу, они истончаются. Необходимо некое "дело", которое бы
поддерживало необходимость в общении. Взаимное восхищение и раздача
комплиментов основанием для общения точно не являются, те ситуации, которые
в обиходе еврейских жителей дома на Покровке воспринимаются как Живая Жизнь,
русскими бы были восприняты как бытовуха чернушная, похождения Костика
встречали бы не интеллигентскими нотациями, а фразой: "ишь, кобель" - не
обязательно осуждающей, но без всякого психологизма.
Дальше я скажу нечто неожиданное. Из вышесказанного не следует, что
существует только "правильный" - "русский" тип коммуникации через
гезельшафт, в противоположность упадочническому "гемайншафтному". Отнюдь. У
нас влюбились в тогдашнего Рязанова, так что "Ирония" стала культовым
фильмом, ритуалом почти, как раз потому, что ощущалась острая необходимость
в том типе отношений и в той "культуре отношений" (в смысле технологии, а не
в смысле "культурных людей"), которая создает гемайншафт. Потребовалось
умение оперировать "на внутренних линиях" - в этически не однозначных и
социально не мобилизующих ситуациях, когда отношения типа гезельшафт не
только ничего не давали, но и прямо потиворечили реально создающимся
ситуациям (потому что с точки зрения таких отношений сами ситуации -
аморальны, но без их отторжения самими участниками). Короче надо было
смотреть рязановские и такого же типа фильмы, чтобы выучиваться таким
отношениям и чтобы их в себя инкорпорировать. Евреи в этой ситуации
оказались пассивными культуртрегерами. Они снимали, играли, рассказывали
нечто про себя, у них была страшная тайна, что "рассказывая вроде как про
всех на самом деле они рассказывают про себя". Фактически же их использовали
как носителей необходимой информации - считали дискетку и утилизовали файл,
при этом полностью проигнорировав его кодировку. Этническая игра в
"общечеловеков" была здесь воспринята воспринимающей стороной на полном
серьезе. Общечеловеки - значит общечеловеки. Отсюда и образовалась
гениальная порода русских еврейских актеров - наверное Миронов самый яркий,
как Рязанов самый яркий режиссер.
В итоге сегодня почти каждый русский может общаться на соответствующем языке
и свободно оперировать собой почти в любых ситуациях требующих "личного
общения". Кончено видно, что иногда это дается с напряжением, с натугой,
очень утомляет и провоцирует желание забить на это вовсе. Но все-таки это
желание "забить" преодолевается, несмотря даже на наличие интернета, который
очень располагает к коммуникации по гезельшафтным линиям. Однако ж - ЖЖ без
Рязанова был бы невозможен, это была бы чисто еврейская тусовка - евреи там
общались бы с евреями здесь на своем одним им понятном языке личной
привязанности. Однако в русской городской среде все равно трудно оказывается
обходиться вовсе без евреев с вкорененными соответствующими навыками - они
оказываются нужны как полупроводники, без них у русских слишком велик
соблазн заниматься только делом не обращая внимания друг на друга.
(Собственно такая ситуация сложилась благодаря предательству русского
дворянства и русской интеллигенции по отношению к народу. Это они должны
были транслировать в массу науку "мирных нег и дружбы простодушной". Вместо
этого они взялись бунтовать народ, одновременно этот народ презирая как
бескультурный. В одной биографии Достоевского была поразительная сцена,
которую сам Ф.М. где-то и рассказывал - группа литераторов, во главе чуть ли
не с Белинским, гуляла по полю и рассуждала о народе. В поле они наткнулись
на крестьянку, спавшую загородившись подолом от солнца (а надобно сказать,
что нижнее белье в наше крестьянство ввела только советская власть). Души
народные столпились вокруг бабы и разглядывая её срамные места обсуждала
бескультурье и бесстыдство нашего народа. Тогда-то Достоевский и
почувствовал острое отторжение от этой братии. Я его вполне понимаю - мы с
ними различаемся в таких вот физиологических вещах. То есть за увольнением
от этой роли проводника модернизации русского дворянства список учителей
оказался невелик.... Вот и...

P.S. Может кого-то удивит мое употребление понятий "гемайншафт" и
"гезельшафт", поскольку первое обычно связано с деревней, второе - с
городом.
Однако тут есть более тонкий уровень понимания.
Гемайншафт - это круг общественных отношений, который связан с
непосредственным контактом между людьми, который все и определяет. Круг
общения.
Гезельшафт, напротив, - это абстрагированные общественные отношения,
отношения. в которых важна ролевая функция, в которой люди во многом
взаимодействуют друг с другом как представители "воображаемых сообществ" и
подчинены в своих отношениях не ситуации, а требованиям этих воображаемых
сообществ - их морали, ритуалам и т.д.
В одном случае взаимодействую психологические персоны, в другом -
социальные.

===========

leorer
2004-10-10 21:52 (ссылка)
В качестве еврея обязан признать, что Вы удивительно точно уловили суть
вопроса. Наверное, именно поэтому в России моим лучшим другом был русский
парень, а в Израиле меня тянет общаться с "гоями". "Чиста еврейское" общение
в этом смысле страдает определенной недостаточностью, и, возможно, именно
поэтому Израиль никогда не станет чисто еврейской страной.
С другой стороны, здесь что-то меняется и в евреях, усиливается элемент
"гемайншафта".
Кроме того, следует отметить, что "гемайншафт" был всегда сильнее в
еврейских местечках, а описанная Вами ситуация характерна большей частью для
еврейства крупных городов.
(Ответить)


tessey
2004-10-10 22:25 (ссылка)
Вот это анализ! То что для русских настолько остры вопросы социалього
статуса я тоже не раз замечал. Но не будет ли любой фильм о любви двух
человек - "еврейским"? А "Ворота" - для меня самый ненавистный фильм,
раздражающий до рвотного рефлекса. Я вроде не антисемит, но здесь свербит и
свербит - "чужое".
Мне самым русским фильмом всегда "Любовь и голуби" казались. Хотя это лубок,
конечно.
(Ответить)



zaharov
2004-10-10 23:06 (ссылка)
Интересный анализ, спасибо.

Я бы добавил, что для русских, как для большого этноса, теплота отношений
разлита, распределеная по массе незаметных нюансов, контактов. Если она
нужна, ее можно найти где угодно. Все равно, что ехать автостопом. А для
диаспор это может быть найдено только в конкретных ритуальных элементах
личных отношений, поскольку каждый их представитель в отдельности в России -
одинок, и тот источник любви, которым питается русский, для них не доступен.
Фильмы Рязанова были, конечно, не столько еврейскими, сколько
интеллигентскими, но мироощущение интеллигента было очень близко к
мироощущению диаспоры, меньшинства.
(Ответить)


arsenikum
2004-10-11 00:23 (ссылка)

Действительно, очень точно. "Статус" и "Дело" в России значит чрезвычайно
много. Именно этого "реформаторы" никак понять не могли и не могут. С их
точки зрения, если положить конструктору, квалифицированному рабочему,
инженеру или офицеру зарплату как у уборщицы, то они резко станут
"социально-мобильными". Не станут. Не знаю не одного русского, для которого
"прибавка к жалованью" компенсировала бы утрату статуса и причастности к
Большому Делу. Идут на такие потери в основном ради детей, семьи, больных
родителей и т.д.. Т.е. это жертва, а не простой "поиск новых рынков" для
своих рук.
Вот когда "тихий измор" заменится прямым лишением статуса и работы (а
последние инициативы по добиванию авиапрома, приватизации оборонных
предприятий и научных учреждений позволяют говорить о возможности такого
сценария) вот тогда значение этих факторов проявиться со всей своей
угрожающей силой. ("Реформа ЖКХ" грозящая выселением в трущобы людям,
потерявшим средства к существованию усугубит дело). Интересно, власть
понимет, что расчитывать на пассивность ВЧЕРАШНИХ инженеров, офицеров и
рабочих, ЗАГНАННЫХ на уровень социального дна, по-крайней мере слишком
оптимистично?