|
От
|
Дмитрий Кропотов
|
|
К
|
Miguel
|
|
Дата
|
23.09.2004 15:05:50
|
|
Рубрики
|
История;
|
|
И та - вторичная
Привет!
>>Вы опять утрачиваете чуство меры. Гипотеза Семенова говорит
>>а) внегенетический процесс накопления знаний у животных ограничен только подражанием
>
>«Семенов также подчеркивает, что хотя гоминиды и могут передавать информацию
>внегенетическим путем (посредством подражания), они не обладают культурой в
>подлинном смысле слова, поскольку у них нет механизма закрепления,
><фиксирования> накопленного видового опыта. Он утверждает, что ЕДИНСТВЕННЫМ
>внегенетическим способом межпоколенной трансмиссии были сами орудия.
>Утверждается, что в процессе образования
>человечества не существовало культурно-символической грансмиссии, а
>ЕДИНСТВЕННЫМ НЕГЕНЕТИЧЕСКИМ НОСИТЕЛЕМ ИНФОРМАЦИИ, передаваемой от поколения к поколению, БЫЛИ САМИ КОНКРЕТНЫЕ ОРУДИЯ. Вся негенетическая трансмиссия
>была воплощена в орудиях; всякое подражание, не закрепленное в тех или иных
>орудиях, не могло быть устойчивым» (Э.Гелнер, Марксистская книга бытия; выделено мной – М.)
Ну так тут Геллнер увлекся. На самом-то деле, в оригинальном тексте, который он рецензирует сказано следующим образом:
"Таким образом, в животном мире, кроме способа передачи опы¬та от одного поколения к другому через механизм наследственно¬сти, существует и другой, что и дает некоторым авторам осно¬вание говорить о существовании у животных элементарной куль¬туры или протокультуры4. Однако если в животном мире есть внегенетический способ передачи опыта от одного индивида к другому, а тем самым от поколения к поколению, то в нем от¬сутствует внегенетический способ закрепления этого опыта внут¬ри вида или популяции вида. У высших животных никаких дру¬гих материальных структур, в которых бы фиксировался прош¬лый опыт и вместе с которыми, через посредство которых он бы передавался от индивида к индивиду, от поколения к поколению, кроме половых клеток, не существует.
С возникновением производственной деятельности появились и иные, кроме половых клеток, материальные структуры, в кото¬рых фиксировался и вместе с которыми передавался от индивида к индивиду, от поколения к поколению прошлый опыт. Такими материальными структурами были изготовленные орудия."
История первобытного общества. Общие вопросы, с.298
ТАк что не очень-то полагайтесь на Геллнера в деталях. Он, хоть и глубоко понял концепцию антропосоциогенеза Семенова, в деталях ее плавает, также как и в марксизме.
Внегенетический механизм передачи прошлого опыта есть и у человека и у животных. Но только у человека есть внегенетический механизм _закрепления_ этого опыта в предметах материальной культуры.
Дмитрий Кропотов, www.avn-chel.nm.ru