От Георгий Ответить на сообщение
К alex~1 Ответить по почте
Дата 02.09.2004 21:05:02 Найти в дереве
Рубрики Крах СССР; История; Война и мир; Хозяйство; Версия для печати

Вот вам пример конкретного человека.

Моя бабушка.
Никогда не состояла не то что в партии - даже в комсомоле не состояла.
Некрещеная (1926 года рождения).
Интересно здесь то, что именно она par excellence меня воспитывала, и в общем-то я во многом унаследовал именно ее представления о
том, что хорошо, а что дурно.

Самое любопытное ее свойство - на сегодняшний момент - это что ее НИКОИМ образом не коснулся "религиозный ренессанс". В то время как
многие люди ее возраста, и помоложе, и делавшие в свое время партийную карьеру - в "это" ударились.
Моя же бабушка, при всех выпавших на ее долю страданиях, после очень тяжелой операции (после каждого из особенно бурных приступов
она могла умереть, и это было не раз), никогда и не думала "обращаться к богу".
В нашем доме не принято материться, но "в пределах этого" о ком и о чем угодно может быть многое сказано. Любят в этом смысле слово
"хреновина". Так вот, именно "хреновиной", по ее мнению, занимаются (помимо прочих) и те, кто служит в церкви, и те, кто туда
приходит. Что-то вроде "ну, каждый по-своему с ума сходит, если привыкли и нравится - пускай себе". Нечего и говорить, что
использование в свое время храмов под посторонние нужды она никаким кощунством не считала - и что музей или филармонию она считает
куда как более священным и нужным местом (храм - разве что как памятник архитектуры). Сейчас в этом смысле она несколько
"смягчилась" - но лишь постольку, поскольку не считает нужным зазря (!) ссориться к людьми. Использование же государственных средств
для церковных нужд (а не на реставрацию, скажем, Исаакия) она и теперь отнюдь не одобряет. Как и бесконечная "церковная пропаганда"
на ТВ и по радио (бабушка теперь совершенно слепая, не выходит из дому, и вынуждена слушать радио - но зато почти с утра до вечера).
То, что мы дома в Баку красили яйца на Пасху и пекли куличи, объяснялось вот чем. Азербайджанцы-соседи всегда отмечали свой
Новруз-байрам (он раньше Пасхи) и приносили нам крашеные яйца и соответствующие ритуальные сладости. Приносили и всегда говорили:
"ну вот, а когда ваш день настанет, вы к нам придете".
Ну что делать? Приходилось отдавать "контр-визиты". Нельзя сказать, чтобы мы что-то такое "переступали" - ни о какой "идеологии" мы
не думали, а с соседями у нас всегда были очень хорошие отношения - и из-за каких-то подобных разногласий... да и не было никаких
"разногласий". Шли на базар, покупали краски, пекли куличи (т. е. шли-то мы с бабушкой, а пекла и красила яйца она сама %-))) ).
Мне больше нравились с луковой шелухой - оно и здоровее было. В капроновый чулок клали яйцо, а на яйцо прилепляли веточки киндзы.
Когда же яйцо было готово, на нем оставался очень красивый узор.
Разумеется, никакими "преследованиями" со стороны властей или там школы и не пахло. Не знаю, что было бы, если бы я ходил в
церковь - но у меня никогда не было такого желания, как нет и теперь. Не нравится мне это. Как, например, водку пить или маслины
есть - если специально, а не "положенные в рассольник" (прошу прощения за такое сравнение).


По поводу отношения к собственности. У нас никогда не было дачи, и я не помню (и не представляю такого), чтобы бабушка когда-нибудь
даже изъявила подобное желание. Один штрих.
Один из моих прадедов (отец бабушки) - в то время, когда она работала у фронта под Сталинградом, сидел под немцами в Ростовской
области. Когда немцев выбили, и моя бабушка снова вернулась к нему и к его жене (бабушкиной мачехе, я ее еще застал живой - она
умерла в 1987 году), то он ей признался вот в чем.
Оказывается, как-то ему однажды показалось, что немцы пришли надолго, и у него была возникла поискать права бабушкиной мачехи на
какой-то участок земли (она - младшая тетя моего деда - принадлежала к семье, бывшей довольно - хотя и не то чтобы очень -
обеспеченной до революции). Бабушка на это сказала: "Да ну тебя, папа, ты что, с ума, что ли, сошел?"
(Что-то похожее, кажется, было у Сергея Георгиевича, когда один из его одноклассников тоже стал мечтать о свечном заводике...)
Короче говоря - никаких сожалений по поводу "утерянного шанса" у нее никогда не было и нет.

В то же время никогда бабушка не была никаким "фанатиком". Я не представляю ее с глазами, "горящими" по какому-то ни было поводу, в
качестве "агитатора" за что-то - тем более "прогрессивное".
Как я уже сказал, она и в комсомол не стала вступать - хотя к ней приставали во время войны, какие-то анкеты подбрасывали (уже после
ее работы на "прачечной" ниве у Сталинграда). Сказала агитаторам: "комсомол - это добровольная организация? Так ведь? Ну вот, а я
себя не чувствую достойной и подходящей".

О том, что в детстве я не помню антисоветских "семейных разговоров", о полнейшем равнодушии к "голосам", "самиздату" и т. п., я уже,
кажется, говорил. Она явно предпочитала вполне "легальную" беллетристику - как отечественную, так и переводную. Никогда мне столько
книг не прочитать. А она из-за слепоты тоже теперь читать не может...

================
Вот, по-моему, тип советского человека. Нет?