От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 13.08.2004 22:38:13 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Сколько клипов осталось до Дня Победы? (*+)

http://www.lgz.ru/1184

БРЮЗГА

Сколько клипов осталось до Дня Победы?

В последние годы в России всякая мало-мальски осмысленная инициатива называется не иначе как проект. Так вот, 22 июня нынешнего года
телекомпания НТВ запустила проект <Рождение Победы>. Название многообещающее. Тем более что оно усилено обратным отсчётом времени,
ежедневно извещающим, сколько дней осталось до 60-летия Великой Победы.

Прежде всего отметим, что <Рождение Победы> на НТВ длится около 60 секунд и даётся в рекламном блоке новостных программ, что,
возможно, и помогает рекламе пива или зубной пасты, но никак не способствует успеху самого проекта. Давно известно, что многие
телезрители попросту отвлекаются от экрана на время рекламы.
Мы же, увлечённые названием, напротив, стали внимательно вглядываться в минутные телесюжеты, чтобы понять замысел неведомых авторов.
Что же увидели? На фоне неких постановочных клипов как бы из <жизни того времени> выступают с воспоминаниями <свидетели> и
<очевидцы>, многие из которых, правда, родились уже после войны:
Кажется по меньшей мере странным, что за два с лишним месяца мы практически не обнаружили самой войны и тех непосредственных
свидетелей, кто мог бы о том давнем времени вспомнить и рассказать нечто существенное. Можно, конечно, предположить, что фронтовая
часть <Рождения Победы>, как козырная карта, припасена на потом, отодвинута ближе к маю. Пока же авторы почему-то сосредоточились в
основном на рассказах о фронтовых артистических бригадах, о полковых музыкальных командах и некоторых курьёзах тыловой жизни. Вот
пример. 4 августа в телесюжете с участием дизайнера Бориса Краснова даже не было упомянуто, что именно в этот день в 1943 году
началось самое большое сражение Второй мировой войны - битва на Курской дуге. Вместо этого дизайнер сообщил, что будто бы участники
артистических бригад, выступающие перед бойцами в морозные дни, для <сугрева> и поддержания творческого куража потребляли 6 - 8
(шесть - восемь!) стаканов спирта в день, иными словами, по стакану в час, то есть гарантированную летальную дозу для слона.
Преодолевая крайне невнятную артикуляцию г-на Краснова, зрители также узнали нечто без начала и конца о некоей морской авиации и о
многозначительных трудностях чьих-то жён. Сопровождался же означенный зимний сюжет летней картинкой, где девушки, ряженные в
новенькие гимнастёрочки и хромовые сапожки, водили хоровод в кузове музейной трёхтонки образца 40-го года, а примерно 20 как бы
солдат наблюдали эту пастораль, сидя на новёхоньких скамейках, словно только что вынесенных из соседнего мебельного салона. Вообще
нужно заметить, что видеоряд, зачастую небрежный и недостоверный сам по себе, никак не связан и с тем, что далее слышит зритель от
рассказчика. Да и немудрено - часто на фоне одного и того же клипа с воспоминаниями выступают разные персонажи. Так, 8 августа после
уже знакомых отплясывающих на грузовике девушек актриса Римма Маркова вдруг с неприязнью вспомнила о театрах и <патриотических
пьесах-однодневках>, на которые, по её словам, <ломились зрители>. Потом в нескольких обрывочных фразах гостья НТВ поведала об
ужасных страданиях актёров, которые играли немцев и которым <улюлюкали в зале>. На том сюжет и закончился.
Интересно бы знать, по какому принципу отбираются участники проекта? Неоднократные появления на экране одних и тех же известных лиц
(С. Миронов, В. Жириновский, Е. Лигачёв, Г. Селезнёв, Л. Слизка, И. Антонова, Н. Бабкина, И. Резник, И. Кобзон, Е. Драпеко, В.
Шаинский), с одной стороны, а также мало кому знакомых персонажей - с другой, наводят на простую мысль, что авторы юбилейного цикла
попросту набирают интервьюируемых из депутатов Госдумы, среди своих знакомых и соседей по лестничной клетке или ещё проще -
завсегдатаев останкинских коридоров. Обилие же имён и сюжетов, связанных с искусством, в частности, с музыкой, наводит на
опрометчивую мысль, что страна в военные годы только и делала, что пела и плясала:
Многие из приглашённых в проект, как было уже отмечено, родились после войны. Они обычно так и начинают своё выступление: <Мне
рассказывала бабушка:> Трогательно, но не очень убедительно. Конечно, для полноты картины, так сказать, для колористики, возможен и
такой ход. Однако он требует осмотрительности.
Гораздо интереснее было бы обратиться к памяти ныне здравствующих фронтовиков, например, писателей К. Ваншенкина, Н. Панченко, Ю.
Бондарева, Г. Бакланова, С. Михалкова, Б. Васильева, Героя Советского Союза В. Карпова, А. Анфиногенова, Д. Гранина, Е. Исаева, а
также свидетелей из поколения военных детей и подростков - Е. Евтушенко, И. Лиснянской, А. Дементьева и др. Не менее серьёзный ряд
очевидцев того времени можно найти и среди представителей других профессий не только в городе, но и в сёлах. Ещё здравствуют, и дай
им Бог здоровья, военачальники - маршал Д. Язов, адмирал флота В. Кравченко; в одной только Москве проживают 50 Героев Советского
Союза. Живы и партизаны, действовавшие в тылу оккупантов, вполне возможны сюжеты с участием ветеранов авиаполка Нормандия - Неман
или морских караванов союзников, приходивших в Мурманск. Жив конструктор стрелкового оружия Калашников, академик Российской академии
наук Н. Хлопкин, дошедший до Берлина и оставивший свой автограф на стене рейхстага. Рассказы этих людей о войне ценны, в них
обязательно будут крупицы той реальности, которую никто, кроме фронтовиков, не знает.
Следует также помнить, что Великую Победу одержал Советский Союз, а сегодня память авторов проекта почему-то окоротилась, и о
странах СНГ - бывших союзных республиках - молчок, будто и не стояли их сыны насмерть под Москвой, Ленинградом, Севастополем, будто
не были мы тогда едины на фронте и в тылу.
Мы не призываем свести создаваемое мозаичное полотно к патетике и ура-патриотическому романтизму. (Из песни слова не выкинешь, как
невозможно изъять из нашей истории тот же 41-й год, когда царили смятение, паника и страх.) Мы ждём лишь правды и достоверности,
столь необходимых и тем, кто сам помнит войну, и тем, кто знает о ней понаслышке, а более всего - тем, кто придёт после нас.
Нам хотелось бы в этом интересном телевизионном замысле, который получил финансовую поддержку Министерства печати, увидеть
действительное рождение Победы, без лукавства, прикрас и искажений. И при этом почувствовать больше ума и такта в соприкосновении со
столь обязывающей, далёкой от постмодернистских штучек и воистину важной для всего народа темой.

Н. ЯРОШЕНКО, В. ШУМОВ