|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
01.09.2004 23:07:03
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
<арифметическая операция деления - это, пожалуй, самая трудная тема для современного французского среднего образования> (*+)
http://www.livejournal.com/users/pioneer_lj/472975.html
Высшая арифметика
<арифметическая операция деления - это, пожалуй, самая трудная тема для современного французского среднего образования>.
( http://www.inauka.ru/lenta-ege/article49557)
* * *
Как всё перевернулось по сравнению хотя бы с 19 веком. Прежде считалось, что массам следует жестко прививать социальную дисциплину,
непреклонно навязывать хотя бы минимальные стандарты образования. Элиту же, правящий класс напротив следует воспитывать
по-возможности гуманными методами. Правда, гуманизм там был относителен, и дисциплина в элитных заведениях поддерживалась на должном
уровне, часто довольно суровая (хотя старались обходиться без зверства).
Во второй половин 20 в., начиная с 60-х годов, концепция народного образования на Западе кардинально поменялась. Дисциплина и
вбивание в головы образовательного стандарта, рассматриваются как угнетающий личность факторы сводятся к исчезающему минимуму, -
человек из массы должен быть (само)доволен, не чувствовать социального дискомфорта. Народное образование либерализируется и
индивидуализируется до такой степени, что в перспективе новое общество во многих аспектах будет напоминать, как ни удивительно,
средневековье.
Дисциплина, формальное оценивание образовательных успехов учеников в школе прививает вкус к социальной иерархии, состязательности,
честолюбию - этого теперь ничего не надо. Массового человека не следует приучать к социальной соревновательности, поощрять его в
стремлении вверх, он должен быть убежден, что хорош сам по себе таков каков есть и нечего напрягаться, социальные стрессы лишь
унижают его уникальную личность. Отсюда, кстати, проистекает гипертрофированная забота об инвалидах - добиться такого положения,
чтобы и их общество воспринимало как социальную норму.
Бесспорно, ослаблению мотивов пробиваться к вершинам социальной иерархии способствовал и технический прогресс, позволивший во второй
половине 20 века каждого обывателя обеспечить пропитанием и сносным комфортом существования при простейших требованиях к
квалификации значительной части населения.
Дисциплина, иерархия, состязательность, чёткое оценивание неуспехов и достижений ученика сохранились лишь в элитных учебных
заведениях (для элиты). Так в Англии телесные наказания в государственных школах отменили в 70-е годах 20 века, но в частных
наиболее привилегированных школах они сохранились (традиция).
Использование элитами массовых движений 19-20 вв. означало, что массам давали начальные политические представления (пусть
искаженные) и элементарные навыки политической борьбы. Теперь этого ничего нет (т.е. исчезает почва реального участия масс в
политике). Со второй половины 20 в. человек массы живет вне осознанной социальной иерархии, <народ> принципиально утрачивает
потенции к самоорганизации (как ментальные так и социальные). В значительной мере человеком теряется понимание своей социальной
принадлежности. То социально сознание, которое привито массам, по большей части фиктивно.
Сравните средневековое рыцарство, дворянство (<люди чести>, сословная этика) и крестьянскую массу. Во главе любого движения тогда
стояли люди из верхних классов, иначе оно было бы просто не состоятельно. Причем средневековые крестьяне жили в общине, у них были
свои авторитеты, и крестьяне были способны хоть к какой самоорганизации. Нынешний обыватель бессмысленен и беспомощен.
Таким образом, на Западе произошла (происходит) фактическая социальная сегрегация элитного слоя от <народа> сравнимая лишь с
кастовостью средних веков. И это сегрегация не только и не столько по критерию социального положения, но более ментальности и
социальных навыков. Теперешний западный массовый человек не просто хуже элиты (хуже образован, хуже информирован, просто в среднем
глупее), но принципиально другой - иные социальные навыки, иная этика, иной менталитет. Современные западные массы даже потенциально
не в состоянии угрожать элите, ни ментально, ни социально не в состоянии угрожать власти - способности и навыки индивидуальной и
коллективной социально-политической борьбы остаются лишь у элиты.
Отныне революции масс на Западе невозможны, возможны лишь революции элит. Конечно, по существу дела, так было и прежде. Однако роль
масс в революциях и значимых социально-политических движениях принципиально меняется, оно не будет решающим как в 18-20 вв. (кто
овладел массой, тот победил).
И столь впечатляющих социальных результатов можно добиться путем бескрайней либерализации школьного образования.
=========
http://www.inauka.ru/lenta-ege/article49557
ЧЕМУ РАВНЫ ТРИ ШЕСТЫХ, ИЛИ ЕГЭ ВО ФРАНЦИИ
Виктор ДОС, доктор физико-математических наук
Я уже пятый год преподаю физику и математику в Парижском университете имени Пьера и Марии Кюри, известном также под названием Paris
VI. Мой университет - далеко не худший в Париже. Россия всегда несколько отстает от Запада, и сейчас в Париже я могу наблюдать наше
возможное недалекое будущее.
Во Франции уже давно введен и действует Единый госэкзамен, называется он у них БАК. Мотивация введения французского БАКа была
примерно та же, что и нашего ЕГЭ: чтобы поставить всех учеников в равные условия, свести на нет коррупцию в образовании,
унифицировать требования к выпускникам. Человек, сдавший БАК, имеет право без вступительных экзаменов записаться в любой университет
своего профиля и учиться в нем бесплатно. А если ученик сдал БАК с отметкой выше определенного уровня, то он имеет право записаться
на подготовительное отделение в одну из так называемых гранд эколь (самой известной из них является Эколь нормаль суперьер) - это
что-то вроде элитных университетов. Для поступления в гранд эколь после подготовительных курсов нужно выдержать еще и вступительные
экзамены. В процессе учебы как в гранд эколь, так и в университете в зимнюю и в весеннюю сессии происходит отсев: если у студента
сумма баллов всех экзаменов оказывается ниже определенного уровня, его отчисляют (или оставляют на второй год). Отсев серьезный: в
моем университете в первую зимнюю сессию отсеивают около 40% студентов, в следующую - еще процентов 30. Фактически это растянутые на
два года вступительные экзамены. Венчается учеба двумя или тремя годами так называемого DEA, что примерно соответствует нашей
аспирантуре. DEA, как и у нас, должно завершаться диссертацией и ученой степенью. Естественно, что до этого уровня добираются только
самые-самые... Ну и чтобы завершить это довольно скучное вступление, немного о себе: доктор физматнаук, профессор, занимаюсь
теоретической физикой; в университете Paris VI первокурсникам преподаю математику и общую физику, читаю теоретический курс и веду
семинары для аспирантов Эколь нормаль суперьер.
Как видите, система образования задумана как будто совсем неплохо. И тем не менее могу сообщить, что "хотели как лучше, а получилось
как всегда" бывает не только в России. Французское образование (и я подозреваю, что не только французское) - яркий тому пример.
В этом учебном году я обнаружил, что среди 50 моих учеников-первокурсников 8 человек считают, что три шестых (3/6) равны одной трети
(1/3). Подчеркну: это молодые люди, которые только что сдали "научный БАК", то есть тот, в котором приоритет отдается математике и
физике. Все эксперты, которым я это рассказывал и которые не имеют опыта преподавания в парижских университетах, сразу же становятся
в тупик. Пытаясь понять, как такое может быть, они совершают стандартную ошибку: они ищут ошибочное математическое рассуждение,
которое может привести к подобному результату. На самом деле все намного проще: студентам это сообщили в школе, а они, как прилежные
ученики, запомнили - вот и все. Я их переучил: на очередном занятии (темой которого вообще-то была производная функции) сделал
небольшое отступление и сообщил, что 3/6 равно 1/2, а вовсе не 1/3, как считают некоторые из присутствующих. Реакция была такая:
"Да? - Хорошо...". Если бы я им сообщил, что это равно одной десятой, реакция была бы точно такой же.
Надо сказать, что арифметическая операция деления - это, пожалуй, самая трудная тема для современного французского среднего
образования. Во французской школе операция деления вводится в виде формального алгоритма деления в столбик, который позволяет из
двух чисел (делимого и делителя) путем строго определенных математических манипуляций получать третье число (результат деления).
Усвоить этот ужас можно, только проделав массу упражнений. Ученикам предъявляются шарады в виде уже выполненного деления в столбик,
в котором некоторые цифры опущены, - их надо найти. Естественно, после всего этого, что бы тебе ни сказали про 3/6, согласишься на
все.
Я долго не мог понять, как с подобным уровнем знаний молодые люди сумели сдать БАК, задачи в котором, как правило, составлены на
вполне приличном уровне. Теперь я знаю ответ. Дело в том, что практически все задачи, предлагаемые на БАКе, можно решить с помощью
хорошего калькулятора, которым пользоваться при сдаче БАКа совершенно официально разрешено.
Теперь о том, как собственно учат математике и физике в университете. Что касается математики, то под этой вывеской в осеннем
семестре изучаются три темы: тригонометрия, производные функций и несколько интегралов от стандартных функций - в общем, все то, что
и так нужно было знать, чтобы сдать БАК. Но в университете учат все сначала, чтобы научить, наконец, "по-настоящему".
С преподаванием физики дела обстоят похоже. Очень кратко: курс физики в первом семестре в Университете имени Пьера и Марии Кюри
начинается почему-то с линейной оптики, затем два занятия подряд студенты вынуждены зубрить наизусть огромную таблицу с
размерностями физических величин (как выражается в килограммах, секундах и метрах гравитационная постоянная - при этом они понятия
не имеют, что такое гравитационная постоянная), затем механика и почему-то гидродинамика. Почему именно это и в таком порядке? Да,
собственно, какая разница, в каком порядке все это зубрить...
Попробую предложить отдаленную аналогию всей этой ахинеи для гуманитариев. Представьте себе, что программа университетского курса
под названием "Русская литература" состоит из следующих разделов: 1. Творчество А.П. Чехова; 2. Лингвистический анализ произведений
русских и советских писателей XIX и XX веков; 3. "Слово о полку Игореве"; 4. Творчество А. Платонова. И на этом - все...
Читатель небось уже измучился в ожидании ответа на давно созревший вопрос: "Как же такое может быть?!" Ведь Франция - один из
мировых лидеров и в теоретической физике, и в математике, и в высоких технологиях... И, в конце концов, куда подевалась выдающаяся
французская математическая школа "Бурбаки"? И вообще, при чем тут ЕГЭ?
Про "Бурбаки" ответить проще всего. Эта школа продолжает функционировать, но при этом стала похожей на "черную дыру": людей она
продолжает в себя "всасывать", но, что там у нее делается внутри, те, кто находится снаружи, уже не знают. Хотя мощная
математическая традиция "Бурбаки" в французском обществе, конечно же, осталась. Именно поэтому несчастных детишек здесь так мучают
шарадами про деление в столбик. К примеру, когда нужно было решить уравнение 5x+3=0, один мой студент исписал целую страницу
рассуждениями про структуру и счетность множества решений такого типа уравнений, но само уравнение решить так и не смог.
Вся эта катастрофа в образовании началась не так уж давно, и когда говорят про умных и образованных людей, то это в действительности
очень тонкий слой общества, состоящий из пожилых и вымирающих "динозавров". И подпитки этого слоя сейчас просто не происходит
(точнее, она происходит за счет китайцев и прочих там русских).
Во-вторых, существует и совершенно другая точка зрения на происходящее. Этот крайне циничный взгляд на современное общество как-то
растолковал мне один мой коллега по университету. Он считает, что все развивается так, как надо. Дело в том, что современному
развитому обществу нужны только хорошие исполнители. Поэтому вся система образования должна быть настроена на отбор, выращивание и
дрессировку именно хороших исполнителей, а учить думать молодых людей совершенно не нужно. Что же касается творческих личностей, то
о них особенно беспокоиться не следует - тот, кто действительно талантлив, так или иначе все равно пробьется. А для тех, кто идет в
"отходы", существуют метлы для подметания улиц, заводские конвейеры и т.д. Вы вон в Советском Союзе в свое время напроизводили
миллионы "думающих" инженеров, и что? По части своих прямых профессиональных обязанностей они, как правило, ни черта делать не
умели, а вместо этого предпочитали размышлять о смысле жизни, о Достоевском...
Мне лично подобная точка зрения крайне несимпатична, но это не значит, что она ошибочна. Хотя в подобной системе никакие таланты
никуда не пробьются (их некому будет учить), и тогда люди очень быстро разучатся строить Великую пирамиду.
Надеюсь, понятно, при чем тут ЕГЭ? Когда люди, вместо того, чтобы думать самим и учить думать своих детей, пытаются все на свете
сводить к алгоритмам и тупым тестам, наступает всеобщее отупение. В моей молодости экзамены в стиле ЕГЭ проводились только на
военной кафедре, что как раз было вполне оправдано: "приказ начальника - закон для подчиненного", а думать при этом было
противопоказано. Теперь такой стиль обучения становится всеобщим.
А нашему министерству единый экзамен нравится
На открытии всероссийского августовского интернет-педсовета выступил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Он заявил, что
эксперимент по введению Единого государственного экзамена (ЕГЭ) должен развиваться и стать основной формой проверки знаний
российских школьников. Министр напомнил, что в этом году в эксперименте по введению ЕГЭ, который является одновременно выпускным в
школе и вступительным в вузе, участвовало 65 субъектов федерации, включая Москву и Санкт-Петербург. Он считает, что "16 регионов, в
которых эксперимент ведется достаточно успешно, уже могут проводить ЕГЭ в регулярном режиме, остальные должны его развивать".
Впрочем, Андрей Фурсенко признает и другие формы проверки знаний, например, предметные олимпиады, на которые в 2005 году
финансирование будет прописано отдельной строкой в федеральном бюджете. Министр сообщил, что в 2004 году ЕГЭ сдавали около 1 млн
абитуриентов, что очень много. Андрей Фурсенко предложил высказать свое мнение о ЕГЭ на интернет-педсовете не только ученикам, но и
их родителям. Интернет-педсовет продлится до 8 сентября.