От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 28.08.2004 11:43:27 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

"наши университетские дипломы не всегда конвертируются на Западе именно потому, что у нас нет теологических факультетов" (*+)

http://www.inauka.ru/catalogue/article32940.html

КОПЕРНИК БЫЛ АББАТОМ

Можно ли изучать нашу историю без истории религии

Записала Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА

В Овальном зале "Известий" прошел "круглый стол" "История и православие в современном российском образовании". Его участниками были
митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий, (председатель Макариевского фонда); ректор православного Свято-Тихоновского богословского
института протоиерей Владимир Воробьев; директор Института российской истории РАН член-корреспондент РАН Андрей Сахаров; директор
Государственного архива России доктор исторических наук Сергей Мироненко и руководитель научного центра "Православная энциклопедия"
Сергей Кравец. Речь конечно же не шла о необходимости возвращения в школу Закона Божьего или о "добровольно-принудительном" хождении
в церковь. Присутствующие единодушно утверждали, что изучение истории России невозможно без знания истории религии.

Митрополит Мефодий:
Надо ли в учебных заведениях говорить об истории религии? Нам говорят: не надо! Я спрашиваю: а почему? "Ну как это так в учебном
процессе будут какие-то богословские дисциплины!" А я отвечаю: не надо вводить в школу богословские дисциплины. Для этого есть
духовные школы: семинарии, академии, училища... Мы ведем речь лишь о том, что история религий должна стать неотъемлемым предметом в
гуманитарном вузе. Сегодня все уважительно говорят о церкви, о религии, но возьмите учебники: начало мира ведется от той же
безальтернативной обезьяны! Правда, когда речь заходит об истории нашего Отечества, то тут уже начинают появляться такие слова, как
"роль церкви" в России. Церковь не вправе писать учебник истории нашего Отечества. Но когда в нем нет места исторической
действительности, которая связана с жизнью православной церкви нашего государства, проникнутого православным духом, - это
неправильно. И мне кажется, что здесь церковь может включиться и описать тот раздел, который касается церковной истории.
В дореволюционной школе урок Закона Божьего любили не все, а можно сказать, почти не любили. И я не хотел бы, чтобы сегодня в новой
общественно-экономической формации новая школа, новый вуз относились к изучению религии таким же образом. Мы не ставим вопрос о том,
чтобы катехизис преподавался в школах! Но историю Отечества, историю нашей религии мы должны знать. При этом совсем не обязательно
после уроков строем идти в храм.

Андрей САХАРОВ:
Сегодня религия в ее лучших проявлениях - это нравственная, общеобразовательная сила. Я думаю, что когда мы говорим об истории
церкви в рамках истории государства, необходимо откровенно сказать, что само вхождение России в цивилизационный мировой конгломерат
связано с историей церкви, с крещением, с эволюцией церкви. Основные мотивы нашей истории тоже неотделимы от истории церкви...
Я иногда с юмором смотрю на соотношение вот этих величин: скажем, уваровская формула - православие-самодержавие-народность и
формула, которую придумали деятели агитпропа, - партийность-народность-идейность. Давайте сравним их. Никуда мы не ушли от этого
обобщения, от поиска места России в мировой истории: в одном случае на церковно-царистской основе, в другом - на партийно-советской.
Но постоянное желание понять себя в системе мировой истории сквозит в этих формулах как в XIX, так и в XX веке. И почему сегодня у
нас такая настоятельная потребность найти национальную идею, сформулировать ее; где новое православие, самодержавие, народность, где
новая партийность, народность, идейность? Нет! И вроде мы осиротели. Вроде мы не знаем, что делать.
Естественно, нельзя придумать эту концепцию с ходу, нельзя ее водворить декретом - она рождается жизнью, всем ходом российской
истории. Я думаю, неслучайно и сегодня проблема церкви и церковной нравственности тесно связана с состоянием нашего общества.
Вспомните хотя бы 1993 год, когда в период резкого противостояния церковь пыталась примирить экстремистские выступления и со стороны
власти, и со стороны оппозиции.
И вот перед нами, перед авторами учебников, стоит вопрос: как правдиво отразить российскую историю? Мы должны противостоять мифам о
себе, о времени и об истории. И мне кажется, что свою роль в этом должно сыграть включение в учебники истории церкви с ее героями и
антигероями.

Протоиерей Владимир Воробьев:
Я думаю, что сопоставление религиозного и светского образования в принципе ложно. Что такое светское образование? Это образование,
готовящее людей к обычной жизни. Оно может быть и религиозным, и атеистическим, может быть окрашено любой идеологией. Скажем, сейчас
есть православные гимназии. Они выдают обычный аттестат зрелости. Выпускники поступают в светские вузы, потом делаются светскими
специалистами - значит, они получили обычное образование, удовлетворяющее стандартам государства. Просто они воспитаны с позиций
религиозного мировоззрения.
И существует так называемое духовное образование (по традиции так называлась подготовка священнослужителей). Вот это образование
религиозное, но не светское. Конфликт здесь совершенно ложный. Сейчас Министерство образования согласилось с тем, что толкование
термина "светский" как "атеистический" совершенно неточное. И в государственный классификатор специальностей уже давно введена
теология, то есть богословие, подобно тому как это имеет место в европейских странах, в Америке. Там почти в каждом университете
есть теологический факультет. Теология считается наукой наравне с другими. Более того, на Западе считают, что без теологии
университеты так называться не могут (и наши университетские дипломы не всегда конвертируются на Западе именно потому, что у нас нет
теологических факультетов). Историю, совершенно отрезанную от истории церкви, нельзя назвать подлинно научной.
Точно так же нельзя и историю философии преподать без религиозных вероучений. И вообще история науки не существует без изучения
истории церкви. Ведь вся наука начиналась в общем-то в церкви. Возьмите филологию, естественные науки. Не все знают, что Коперник
был аббатом, а Ньютон - известным толкователем Апокалипсиса и глубоко религиозным человеком. Оторвать историю науки от церкви
невозможно. Но есть еще один аспект, где такой отрыв имеет совершенно трагическое значение: это этика, учение о нравственности.
Мораль, нравственность без религиозного обоснования просто не существуют. Потому что в основе этики лежат понятия добра и зла. И они
должны иметь абсолютное значение. Иначе их просто нет.
Мне кажется совершенно ясным, что никакого конфликта между религиозным образованием и образованием государственным быть не может.
Наоборот, государство должно предлагать свои образовательные услуги в зависимости от запроса своего народа. Если значительная часть
народа признает себя верующими (скажем, православными христианами в нашей стране), или выбирает православие среди других
мировоззрений, или просто признает себя преемниками православной культуры и хочет дать своим детям православное образование, то
государство должно предоставить такую возможность. Не может идти речи о том, чтобы православное образование стало обязательным для
всех. Но оно должно быть доступным. И не только благодаря негосударственным православным школам. И в государственной системе может и
должно быть светское религиозное образование для тех, кто этого желает.

Сергей Кравец:
Масса наших проблем возникает из-за того, что мы почему-то изначально полагаем, что мировоззрение российского гражданина - светское,
атеистическое. Когда мы около десяти лет назад начинали работу и объединились в один коллектив, состоявший из церковных и светских
ученых, представителей Академии наук, то нам пришлось преодолевать чувство взаимной настороженности, как будто это были люди из
разных миров. Но это легко преодолелось именно потому, что объект исследования был один.
Многие помнят о том, что лекции, например, Сергея Сергеевича Аверинцева в конце 70-х - начале 80-х годов были популярны еще и тем,
что он цитировал Иоанна Дамаскина, других отцов церкви. Его "Поэтика ранневизантийской литературы" была популярна, как сегодня,
наверное, детективы не популярны, еще и потому, что поднимала эти огромные неизвестные пласты культуры. И сегодня государственное
образование, которое действительно должно отвечать всем чаяниям, в какой-то степени просто боится вновь обратиться к этим слоям
культуры.

Сергей Мироненко:
История церкви, история религии - это часть мировой культуры. Мое поколение, например, страдало от того, что, обучаясь в вузе, мы
были лишены возможности получить с той же самой университетской кафедры хороший, полноценный курс истории религии, причем не только
христианской, но и мусульманской, и буддистской - какой угодно. При этом я глубоко убежден, что для православной церкви было бы
очень важно, чтобы ее постулаты воспринимались в общемировом контексте (это только бы принесло пользу православной вере).
Необходимость преподавания истории религии - это вопрос, с моей точки зрения, совершенно бесспорный. Нельзя быть человеком XXI века,
не понимая, что же на протяжении тысячелетий одушевляло тех людей, которые создавали великие произведения живописи, литературы,
других видов искусства. Без этого человек просто неполноценный. Можно много говорить о том, что нужна национальная идея, но
заставить какую-то группу людей, ученых, богословов, философов создать эту идею на новом этапе - невозможно.
Поскольку я работаю в архиве, мне ближе другая мысль: создать базу для появления такой национальной идеи. Это должна быть
государственная задача. У нас нет, скажем, такой общегосударственной программы - "национальная память России". Вот я давно уже думаю
о том, что мы должны воспользоваться современными средствами оцифрования документов и создать такую программу в виде электронной
базы, куда вошли бы наиболее важные документы российской истории. От митрополита Иллариона и до сегодняшних дней. Я вижу в этом
задачу и историков, и архивистов, и церкви: призываю собраться всем и подумать, объединить усилия. Может быть, предложить это нашему
президенту, который правильно говорит о компьютерном образовании, что в каждой школе должен быть компьютер, чтобы Интернет стал
привычным и обыденным делом для каждого. Нужно принять такую программу национальной памяти России в разных ее аспектах и донести ее
до наших с вами соотечественников.

00:00 01.03.02