От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 28.08.2004 11:43:25 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Илья Смирнов. Учебник непонятно чего (Харисова Л.А. Ислам. Духовно-нравственное обучение школьников.) (*+)

http://atheism.ru/library/Smirnovi_3.phtml

Смирнов Илья
Учебник непонятно чего



Харисова Л.А.
Ислам. Духовно-нравственное обучение школьников.
Конспекты занятий.
М, Владос, 2002

Книга Л.А.Харисовой - не школьный учебник ислама (как можно подумать, взглянув на обложку), а методическое пособие к краткому курсу
национального <граждановедения> Республики Татарстан с некоторым исламским уклоном. Согласно программе - по 12 часов в 5-9 классах
(с. 174). Темы уроков: Иван Грозный, сравнительное религиоведение, законодательство о свободе совести и о правах ребенка, памятники
архитектуры г. Казани, геополитика, гносеология, здоровый (и нездоровый) образ жизни и еще многое, многое другое.

Как известно, <интегративный> предмет отличается от привычных истории, географии, биологии именно тем, что в основе его не
сложившаяся отрасль знания со своей структурой и внутренней логикой, а обрывки, бессистемно надерганные из разных книжек. Разумное
по ходу дела примитивизируется, доброе и вечное слегка опошляется.

В параграфе, озаглавленном <О вреде деструктивных, тоталитарных религиозных организаций>, изумленный читатель обнаруживает
безобидных (и многострадальных) бехаистов - через запятую с Аум Синрике! - а также кришнаитов, баптистов и: нет, вы ни за что не
догадаетесь, кого еще. Лютеран! (с. 154). А где же ваххабиты - самая деструктивная из сект?

Параграф о наркотиках написан на таком дилетантском уровне: <Наркоман страдает запорами, он плохо ест, у него разрушаются зубы,
слизистая оболочка желудка. Наркотики способствуют похудению, возникновению различных опухолей:> (с. 153), что у современных
школьников, которые, к сожалению, неплохо информированы о разных наркотиках и разных последствиях их применения, он вызовет только
усмешку. И принесет не пользу, а вред. Принятому в науке переводу <ал-Ислам> - <предание себя Богу>, <покорность> (см: Ислам.
Энциклопедический словарь. М., Наука, гл. редакция восточной литературы, 1991, с. 103) автор пособия предпочла такую корявую
формулировку: <Многие религиозные деятели ислам называют верой, милосердием, терпимостью> (с. 131).

Предисловие ничуть не более внятное: <Сегодня, когда систематическая, целенаправленная работа по воспитанию культуры школьников
начинает актуализоваться (? - И.С.), идет стремительный поток на умы и сердца школьников западной антикультуры. Пропаганда насилия,
жестокости, секса растлевает души нашей молодежи:> и т.д. (с. 3, выделено И.С.). Неужели Борис Моисеев, кино-<Братья> 1 + 2 и сериал
<Бригада> из Америки к нам приехали? Или это как раз <систематическая, целенаправленная работа по воспитанию школьников> нашим же
собственным государством?

Пропаганда в духе КПРФ мирно уживается с худшими штампами пропаганды антикоммунистической: <Еще совсем недавно мы познавали культуру
отрывками. Целое поколение воспитывалось на чужой культуре:> (с. 77).

Л.А.Харисова по мере сил участвует и в крестовом походе Министерства образования против рациональной науки и <предметников>, т.е.
специалистов, которые знают свой предмет. <Вся наша система образования до последних лет формировала научное мировоззрение, исключая
свободу совести (? - И.С.). Математика, физика, химия, биология, география, астрономия - это тот набор предметов, благодаря которым
формируется у школьников научное мировоззрение. Однако гуманизация, гуманитаризация и демократизация современной школы требует
освободить умы школьников от оков императивного мышления, включить в содержание образования альтернативные суждения> (с. 160).

Характерная цитата из плана <мировоззренческого> урока на тему <Критерии истины>: <Педагог комментирует: <Даже такую простую вещь,
как знание собственного имени, нельзя обосновать рациональным путем> (с. 170).

Остановитесь на секунду, освободите сознание <от оков императивного мышления> и задумайтесь над комментарием <педагога>. Вы знаете
свое имя? А каким путем вы его узнали? Ну конечно же иррациональным. Через салон гадательной магии или по анализу крови в фирме
<Гемокод>.

При этом - не знаешь, смеяться или плакать! - проблема происхождения религии решается вполне по-советски: <Религиозные верования
возникают на основе бессилия человека над (? - И.С.) силами природы, они отражают и закрепляют это бессилие> (с. 84).

Стиль книги - такой же <клочный>, как содержание. Нарочито упрощенные <задушевные> беседы со школьниками (см. выше о наркотиках)
соседствуют с <методической> заумью, адресованной, видимо, несчастным учителям: <Актуальность и востребованность национальной
культуры для многих этносов России не вызывает сомнения, так как она выступает важным фактором развития национальной доктрины
образования России и реализуется в целях, содержании, способах и результатах воспитания:> (с. 76).

Выделив слово <национальный>, мы переходим к главному. К учению Мухаммеда? Нет, об исламе в пособии говорится на удивление мало,
неконкретно и поверхностно. Даже очень прилежный школьник в итоге 60-часовых занятий вряд ли сумеет объяснить, чем мусульманская
религия отличается от любой другой. И это неудивительно. Ведь ислам интересует автора не сам по себе, а как <элемент и фактор
формирования национального самосознания> (с. 119). Характерный подзаголовок: <Формирование национального самосознания школьников
средствами мусульманской культуры> (выделено И.С., с. 78). Оказывается, религия - всего лишь <средство>, <элемент и фактор>
практической этнографии (и региональной политики).

Слово <национальный> употребляется в пособии несчетное количество раз: <Национальная школа является институтом экологии национальной
культуры личности:> (с. 76) <Конкретизация генеральной цели - <Формирование человека национальной культуры> - идет по линии
уточнения ее составных частей> (с. 111) и т.д. и т.п. Создается впечатление, что бессмысленные заклинания просто переписали из
старых методичек по <коммунистическому воспитанию подрастающего поколения>, механически заменив одно <генеральное> слово на букву
<к> другим словом на букву <н>. При этом автора нельзя упрекнуть в национализме. Напротив. В пособии неоднократно подчеркивается,
что <полноценное формирование мировоззренческих ориентаций возможно только на основе развернутых представлений об общечеловеческих
ценностях> (с. 113), <культурно-нравственные ценности религий в современной школе необходимо использовать без возвеличивания
ценностей одной и умаления значения других религий> (с. 119) и т.д. Автор осуждает политиков, стремящихся <разжечь национальную
вражду, нетерпимость> (с. 119). С хадисами (преданиями о словах и действиях Мухаммеда, на которых основана Сунна) соседствуют цитаты
из Гете, Стендаля и Крупской. Этот подход можно было бы только приветствовать. По-человечески я готов его приветствовать уже
сегодня. Но рецензируем мы все-таки не газетную статью на злобу дня, а учебное пособие. Чтобы интернационализм был убедителен, он
должен не просто провозглашаться, но естественно вытекать из общей логики учебного курса. А если ее нет, даже самое благое пожелание
останется <элементом и фактором> эклектики, разрухи в головах. То есть официально насаждаемого: нет, не <религиозного мракобесия>,
как полагают многие уважаемые коллеги, а пресловутого постмодернизма - единственной религии, которую финансово-бюрократическая
олигархия всерьез исповедует и всерьез насаждает.