|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
28.08.2004 11:41:49
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Макаренко и ... тамплиеры (*+)
http://comm003.boom.ru/8.html
МАКАРЕНКО И ТАМПЛИЕРЫ
Что общего у Антона Макаренко со св. Бернаром, основателем Ордена тамплиеров (иначе - храмовников)? Если не обращать внимание на
разницу эпох и культур, я бы сказал так: Макаренко - св. Бернар в педагогике.
Правда Макаренко ничего, наверно, и не знал о великом своём предшественнике. Центральную идею он открыл сам, да она и носилась в
воздухе тех удивительных времён, когда великие дела творились даже за колючей проволокой "круга первого". Слово "даже" неудачно,
именно там только они и творились.
Многие сейчас не сомневаясь скажут: главное в макаренковской педагогике - коллектив. Но - убеждён - это ошибка. Ошибка существенная,
и даже, думается, именно в силу подобных представлений о Макаренко возникает у многих глубоко настороженное представление о великом,
настаиваю на этом слове, педагоге. Ведь мы с коллективом связываем круговую поруку, конформизм, прелести жёсткой дисциплины, фальшь
отчётов - всё то, что противостоит и противоречит всем нашим представлениям о воспитании личности, которая должа питаться - и это
верно - "молоком свободы".
Прежняя официальная педагогика, тоталитарная по сути, навесив Макаренко ярлык "коллективизма", готова была простить ему даже его
прижизненную бескомпромиссную борьбу против самой себя. Собрания его педагогических сочинений переиздавались с существенными,
правда, купюрами. Неоднократно я слышал слова "почитателей": "Макаренко надо защищать". От кого? Да от самого же Макаренко.
Поверьте, САМ Макаренко не простил бы своих защитников.
Макаренко подняли на щит тоталитарной педагогики, сделали символом, идолом, хотя в "недрах коммунистической педагогики" не
прекращалась глухая борьба с ним. И в те же времена, когда никто не сомневался, что Макаренко "великий", не прекращались "открытия",
только в прессу они не попадали, а оседали в самиздате, что Макаренко, может быть, не так велик, как пишут.
Ошибались и те, и другие - потому что обе партии глядели на Макаренко сквозь призму, где он смотрелся как ярый проповедник
коллективизма. Межде тем тема коллективизма была у Антона Семёновича ПОДЧИНЁННОЙ, вторичной. Хотя по количеству страниц, может быть,
и превалирующей. Знаю, как вспыхнут и поклонники и отрицатели, когда прочтут это моё утверждение. И тем не менее кто-то же должен
сказать ДРУГОЕ о Макаренко.
Потому что мы уже давно о Макаренко ВООБЩЕ МОЛЧИМ. Это всеобщее молчание происходит оттого, что мысль застревает в противоречии: кем
был Макаренко? Певцом свободы или пророком тоталитаризма? И от этого мы теряем Антона Макаренко, отказываемся от его настоящего
изучения, теряем его наследие, не понимая его. Так мы теряем, правда, не только Макаренко, но и других наших замечательных педагогов
(я уже писал о Сухомлинском, об Иванове в этом плане). Не прекращаются попытки построить новую педагогическую идеологию, новую
педагогику на пустом месте, исходя из "последних достижений философии и психологии". Мы обращаемся к опыту совсем других педагогов
(Монтессори, Корчак, Штейнер, и т.д.), и это правильно, хорошо, ну а где же наше родное наследие? Мы отложили его в сторону до
времён переоценки. Только вот имеем ли мы на это право?
Итак, если не коллектив, то что было главным у Антона Макаренко? Читатели "Педагогической поэмы", если они только не застряли на
первых страницах (обсуждают-то всегда только пресловутый эпизод с пощёчиной) помнят, что создав в колонии Горького
удовлетворительный педагогический коллетив, Макаренко почему-то им совсем не удовлетворился. Так если он - коллективист, что ему ещё
было надо?
Макаренко ведёт созданный им педагогический коллектив на "штурм" Куряжа. Вот тут-то и начинается настоящий Макаренко. Потому что
хороших со всех точек зрения педагогических коллективов было создано на протяжении нашей истории много, но - как выяснилось, в них
не рождались настоящие Личности. Гагарин учился в обычном техническом училище, а Сахаров учился в домашней школе. И если бы у
Макаренко всё закончилось колонией Горького, то мы не сомневаясь сейчас классифицировали бы его "Поэму" как "документ времени", не
более. Нет, Макаренко засуетился, стал надолго уезжать из колонии, искать, думать, и - нашёл Куряж.
Св. Бернар, один из величайших людей Европы, один из создателей европейской цивилизации. Мы мало о нём слышали. Многие вообще
считают, что у европейской цивилизации никаких создателей не было, будто всё возникло само собой, по законам политической экономии.
Но в мире НИЧЕГО не возникает само собой. Ведь и в нашей стране спутник на орбиту не запустился сам собой. Тем более - цивилизация.
Св. Бернар испытывал то же томление духа, что и Макаренко, прежде чем нашёл Куряж. Он искал и - нашёл... То были старинные рукописи
на древнееврейском языке, найденные в подвалах разрушенного Иерусалимского Храма: есть все основания полагать (хоть этих рукописей
никто не видел), что это были руководства для архитекторов Храма.
И тогда св. Бернара осенила мысль - вот она, руководящая идея, которую он всё время искал! На основе этих рукописей и возникла
готика. Св. Бернар и созданный им Орден храмовников (тамплиеров) воодушевил Европу идеей Удивительного Храма, взмывающего вверх на
много десятков метров, воздушного, хоть и созданного из камня. Париж, Шартр, Реймс... Европа строила соборы, и одновременно вокруг
соборов возникала хозяйственная жизнь, расцветало ремесло, наука, искусство, религия, философия...
Тамплиеры представляли собой весьма удивительную организацию, сочетающую в себе аскетическую дисциплину и возвышенную самоотдачу,
воплощали в себе саму суть рыцарства. Рыцарский орден, его устройство, если вдуматься, будет большой загадкой для нынешних
"строителей храма новой гуманистической педагогики". Но ничего бы у тамплиеров не вышло, когда б ни великая идея, их воодушевлявшая.
И это была не просто мыслительная конструкция, это была их жизненная цель, которой они посвятили свою работу, и на которой
базировалась вся сложная и совершенная организационная структура ордена, его жёсткая дисциплина. И она, дисциплина, в контексте этой
работы имела вполне определённую и конкретную "логику", как выразился бы Макаренко: без неё создание готических храмов было бы
невозможно. Точно так же, как и "покорение" Куряжа без чёткой дисциплины и сложной организации.
Макаренко за свою жизнь поставил перед детьми и взрослыми, объединёнными в педколлектив, всего ДВЕ большие задачи: 1) покорение
Куряжа, 2) выпуск ФЭДов, фотоаппаратов высшего мирового стандарта. Последнее детище Макаренко наименее известно, речь идёт о
"лебединой песне" Макаренко - Киевской коммуне. Говорят, там решили строить самолёт, но учреждение закрыли органы, и это-то, я
думаю, и было истинной причиной смерти Антона Семёновича, а не только несчастная любовь, как принято считать. Оставшись без Киевской
колонии, Макаренко, работавший тогда в ВЧК (!) вынужден был смотреть на то, что творилось в детских лагерях, известных нам по
"Архипелагу", ну и он этого просто не вынес. А если бы продержался ещё немного, даже месяц или два, сгнил бы в тех же лагерях - дело
на него, как на брата белогвардейца, уже было в работе.
Итак, вот что было главным - ПРОЕКТ (как и у св. Бернара его Храм), коллектив же (как и орден тамплиеров) был средством, причём его
устройство, его законы, и строжайшая, но рыцарски-возвышенная дисциплина там - "логически обоснованы" интересами дела. В
педагогической системе Макаренко это фиксировалось принципом ПЕРСПЕКТИВЫ, вне которой не существует ни макаренковский коллектив, ни
Макаренко как педагог.
Игорь Петрович Иванов тоже строил работу детской коммуны на "деле", общем деле, но в коммунарстве никогда не было столь МАСШТАБНЫХ
общих дел, как у Макаренко. В этом отношении Макаренко среди отечественных педагогов уникален. И этим же объясняется "мелкое
плавание" даже очень благородных повторителей опыта Макаренко, вроде Колобалина или Карманова с его детским заводом "Чайка". Они не
взяли у Макаренко главного.
Сколько мы зубрили Макаренко, сколько читали и изучали, сколько было конференций, симпозиумов, слётов, съездов и семинаров! Но
систематически упускалось главное, и потому и по сей день Макаренко для многих, да почти что для всех - загадка. Если воспитанники
Антона Семёновича, те, кому удалось выжить в безумном круговороте войн и репрессий, и не достигли высоких "постов", хоть и
прикоснулись к романтике высоких свершений в детстве, - это закономерно, вверх не рвались. А Макаренко остался непонят и забыт, и
все его воспитательные учреждения были "зачищены" господствующим режимом (смотрите, что осталось, например, в Куряже? - колония для
подростков, та же тюрьма, но с показушным музеем Макаренко, что сейчас на месте колонии Горького? - детский лагерь, а на месте
коммуны Дзержинского? - туда лучше вообще не ходить). Макаренко, как, впрочем, и Сухомлинский остались "за границей", на Украине. А
здесь, в России, фальшиво-либеральный "соус" псевдопедагогической болтовни загодя записал Макаренко в "коммуняки". Тогда уж давайте
в "коммуняки" и св. Бернара!
По совести нам всем так не хватает великих проектов (и чтоб они ещё выполялись), что пора осознать - настоящая работа делается
только в коллективах, только рыцарями, то есть по бескорыстию и служа идее, и только при достаточно строгой дисциплине. Иначе
большой проект обречён на провал. Это никак не противоречит ни свободе мышления, ни развитию личности - наоборот, это их нормальный
базис. Что было понятно в Европе в Средние Века, понял в первой половине XX века и Макаренко (как и другие его современники,
например, Циолковский, Королёв). Сам опыт Макаренко был не столь уж масштабен, но книги его расходились большими тиражами и -
вдохновляли. В результате одни создали европейскую цивилизацию, другие, наши отцы и деды, в оковах тоталитарной идеологии и под
пристальным оком её служителей умудрились построить великую державу, первой пославшую в космос человека.
А ведь королёвский проект требовал той же самоотдачи, той же дисциплины, того же рыцарского служения, о чём все книги Макаренко -
качеств, столь редких ныне, что хочется надеяться увидеть их хоть в следующем поколении. Ведь мы все ещё мечтаем, что Россия
возродится и будет "страной не дураков, а гениев". Только вот объединяющих проектов и рыцарей нам не хватает, не хватает старинных
рукописей, но может быть их найдут в каком-нибудь подвале? Место вликих идей всегда не пустует: маленькие, злобные, хищные идейки
заполнят вакуум. Когда же появляется нечто поистине высокое, трудно выжить ему в пустоте. Вот почему нельзя забывать о Макаренко -
ради будущего...
Евгений Беляков