|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
31.08.2004 21:24:06
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
К вопросу о том - откуда берутся запреты (/+)
"...Так, совершенно в духе <Люйши чуньцю> Платон пишет о необходимости следования архетипическим образцам, приводя в пример
египетскую традицию: <Установив, что именно является [прекрасным], египтяне выставляют образцы напоказ в святилищах, и вводить
нововведения вопреки образцам, измышлять что-либо
> иное, не отечественное не было позволено, да и теперь не позволяется - ни живописцам, ни кому другому, кто делает какие-либо
изображения. То же и во всем, что касается мусического искусства. Так что, если ты обратишь внимание, то найдешь, что произведения >
живописи или ваяния, сделанные десять тысяч лет тому назад - и это не для красного словца десять тысяч лет, а действительно так, -
> ничем не прекраснее и не безобразнее нынешних творений, потому что и те, и другие исполнены при помощи одного и того же искусства>
> [27]. Образцы прекрасного, хранящиеся в святилищах и выставляемые напоказ в качестве непременных эталонов художественной >
деятельности, а также неукоснительное следование этим образцам составляют суть канонического искусства, преодолевающего человеческий
> произвол. Только следование канону может сохранить корреляцию человека и космоса на протяжении десяти тысяч лет.
> Эта мысль, вложенная Платоном в уста афинянину, отнюдь не являлась какой-то отвлеченной философской концепцией или утопическим >
пожеланием. Запрещение нововведений, искажающих канонический образец, можно считать реальностью государственной жизни Древней >
Греции. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить спартанский декрет, приведенный в трактате Боэция и направленный против >
нововведений кифариста Тимофея Милетского: <Поскольку Тимофей Милетский, прибыв в наше государство, пренебрег древней музыкой и, >
отклонясь от игры на 7-струнной кифаре и вводя многозвучие, портит слух юношей, из-за многозвучия и новизны мелоса делает музу
неблагородной и сложной, вместо простого, упорядоченного и энгармонического устанавливает строение мелоса хроматическим и слагает >
его беспорядочно вместо соответствия с антистрофой, а вызванный на соревнование в честь элевсинской Деметры, сочинил произведение, >
не соответствующее содержанию мифа о родах Семелы, и неправильно обучал молодежь, - было постановлено в добрый час: царю и эфорам
> выразить порицание Тимофею и заставить его из 11 струн отрезать лишние, оставив 7, чтобы каждый, видя строгость государства, >
остерегался вносить в Спарту что-либо не прекрасное, чтобы никоим образом не нарушалась слава состязаний> [28].
Этот пифагорейский > по своему духу документ, рассматривающий музыкальные нововведения как государственное преступление, может
произвести отталкивающее > впечатление на современное сознание, знакомое с культурной политикой тоталитарных режимов наших дней.
Однако все встанет на свои
> места, если мы вспомним, что музыкальный звук переживался пифагорейцами в его синтетической полноте, включающей и физическую, и >
метафизическую природу звука. А это значит, что любое музыкальное нововведение, любое отклонение от канонической модели влечет за >
собой изменения метафизической структуры космоса, нарушает метафизический порядок, что, в свою очередь, приводит к разрушению
корреляции человека и космоса....
...Если > раньше согласно тексту <Люйши чуньцю> музыка-ритуал была призвана <умерять-размерять личные пристрастия и устремления>, то
теперь > личные пристрастия и устремления сами формируют музыкальную структуру, тем самым превращая ее в средство своего выражения и
> навязывая окружающему свою волю. Личность, обладающая своими, только ей присущими пристрастиями и устремлениями, может заявить о
себе и выразить себя в музыке лишь через изменения и нововведения. А это значит, что те изменения и нововведения, которые ранее
вменялись в государственное преступление, теперь становятся необходимым условием выражения пристрастий и устремлений личности.