|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
28.07.2004 23:40:22
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Что собирался доказать пан Рю, или В Восточной Европе люди теряют работу, государства - людей (*+)
http://www.spbvedomosti.ru/2004/07/28/evropej.shtml?print
Европейский рынок труда: плата за вход
Павел Яблонский
В Восточной Европе люди теряют работу, государства - людей.
Пусть не срочно, не на ближайшие годы, но на будущее стоит вопрос о тесной интеграции России с Евросоюзом. Обсуждаются в том числе и
вопросы безвизового перемещения граждан, возможности россиян устраиваться на работу за рубежом. Что из этого получится, нам пока
трудно представить. Но можно и не гадать, а просто посмотреть, как все это выглядит в странах Восточной Европы, недавно влившихся в
Евросоюз. Что им дал общий рынок труда и чем им приходится платить за новые возможности? Для примера возьмем четыре страны
Вышеградской четверки (ВЧ) - Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию - как ключевое звено в рядах наших бывших союзников по СЭВ и
рассмотрим ситуацию с разных <колоколен>.
Дали <по рукам>
В социалистический период самыми востребованными на рынке труда были квалифицированные заводские рабочие. Сейчас все иначе.
Машиностроительная отрасль ВЧ в значительной мере закрыта. Позитивный пример из очень немногих - подъем <Шкоды> в Чехии.
Но в Венгрии сведена к минимуму деятельность огромных комбинатов - машиностроительного в Чепеле, металлургического в Мишкольце,
завода транспортного машиностроения <Ганц-Маваг> и, конечно, гиганта <Икаруса>, который производил 10% всех автобусов в мире. А ведь
на каждом этом предприятии прежде работали по 30 тыс. человек и более.
Свернули производство и мясные комбинаты-гиганты. А что же иностранные инвесторы? Например, <Сони> открыла завод лишь на 1500
человек, не далек от нее и <Опель>...
В итоге безработица в северном промышленном регионе Венгрии достигает 40%. Социальные и экономические показатели официальной
статистики у некоторых венгерских аналитиков вызывают лишь горькую усмешку. По их мнению, они завышены, чтобы подогнать цифры под
<евродвери>.
В Чехии резко сдали заводы ЧКД, которые создали, в частности, огромный парк локомотивов в СССР. Станкостроение в разных позициях
потеряло от 30 до 60% своего производства. Огромный автомобильный комплекс <Татр> киснет, как и парк этих машин в нашей стране. Не
стоит даже говорить о судьбе мощного ВПК Чехии и Словакии, работавшего на весь Варшавский блок.
Сильное некогда польское судостроение, как сказал один из руководителей судоверфей, проклинает Леха Валенсу последними рабочими
словами. Ведь именно он зародил на верфях рабочее движение <Солидарность> - во имя счастливого будущего. Оказалось, будущего без
работы.
Сникли, а местами и вовсе завалились текстильная и обувная промышленность.
Конечно, рабочие не голодают. Средняя зарплата, согласно официальным данным, на сегодня наиболее высокая в Чехии - почти $770
(минимальная около $260), в Польше - 650 (225), в Венгрии - 600 (250). Меньше всего платят в Словакии - 450 (175).
Это куда больше, чем российский МРОТ. Правда, работу надо еще получить, да еще оплатить дорогие коммунальные и прочие услуги,
которые стремительно подтягиваются в цене к уровню ЕС. Очень весомая часть зарплат на это и уходит.
Сборщикам и солдатам дипломы ни к чему
Итак, на собственных предприятиях положение в странах-новичках аховое. Хотя новички стремятся соблазнить Запад своими
высококвалифицированными кадрами и низкой ценой их труда, но западному инвестору это если и интересно, то совсем немного. Здешнее
машиностроение, металлургия ему почти не нужны. То место, которое получила ВЧ на сложившемся и очень плотном рынке ЕС, куда более
унизительное, чем это было в СЭВ.
Если Запад и открывает здесь предприятия, то это сборочные цеха, что приближает эти страны к категории стран типа Малайзии. По
крайней мере такая угроза есть. <Отверточным> производствам наука ни к чему (в юго-восточных азиатских странах ее практически нет),
об этом тревожится научно-техническая интеллигенция во всех странах ВЧ.
Зато для малообразованной молодежи интересна как место работы армия. В ее ряды идут те, кто ждет возможности поучаствовать в военных
кампаниях США и НАТО, походить в военной форме за большие западные деньги по Югославии, Ираку и т. д.
Рынки труда для новоевропейцев в старой Европе вроде бы открыты, но ограничения по числу мигрантов выставили прежде всего соседи -
Германия и Австрия. После вступления в ЕС искатели <трудового счастья> уже не могут работать на Западе нелегально. Работодатель
должен официально заявлять о найме и гарантировать минимальную зарплату, <как для местных>, но на минимуме все зачастую и
заканчивается. Власти Германии и Австрии опасаются ущемить интересы коренных жителей - отсюда и ограничения. Правда, западный
рабочий часто и не претендует на ту работу, что хочет получить иностранец.
В самой же Восточной Европе в свою очередь ожидают большого притока соискателей рабочих мест из России, с Украины, из Молдавии,
Кавказа, Средней Азии - легальных и нелегальных. Ведь и места тут освобождаются, и зарплата повышается, и отсюда можно потом
пробраться в более благополучные страны. Здесь и боятся притока с востока, пытаются ввести квотирование для иммигрантов, но
одновременно понимают: свои уезжают, оставляют рабочие места, и приток этот нужен.
За воротами
Безработица в Чехии достигает 12%, в отдельных регионах - до 20%, зато в столице она очень мала. Любой за пределами Праги скажет,
что ситуация в столице резко отличается от остальной Чехии: <Прага - это не Чехия>. Оппоненты вступления в ЕС (особенно в Моравии)
убеждены, что от этого европохода если и будут плюсы, то только у Праги. Для туристов старинные чешские городки выглядят красиво, но
жизнь людей здесь существенно хуже, чем в столице: мало работы, зарплата маленькая.
В Польше средний уровень безработицы 20%, а в некоторых регионах свыше 30%. А тут еще и пик рождаемости. Кстати, в Польше исход
голосования на референдуме в пользу вступления в ЕС решила Католическая церковь. Иерархи повелевали верующим голосовать <за>. В то
же время в Лодзи произошли даже трагические события. Здесь 2 - 3 мая состоялись серьезные демонстрации антиглобалистов, и полиция
застрелила двух студентов...
В Словакии безработица выросла в среднем до 16%, в тех же районах, где в незавидном положении оказалось мощное в прошлом тяжелое
машиностроение, она перевалила за 30%.
Хотя, конечно, появились и новые рабочие места, многие ушли в предпринимательство, но при этом безработица в странах ВЧ с начала
1990-х обретает все более серьезный характер, и правительства уже сотрясает гнев недовольных (не только безработицей).
А как же востребованность дешевой рабочей силы в странах - ветеранах ЕС? Да, она есть, хотя и небольшая. И только... усугубляющая
трудности Восточной Европы. К примеру, восточной части Германии нужны польские руки. Своим трудовым энтузиазмом поляки даже заводят
местных <подскисших> немцев. Прямо к выпуску специалистов в польские вузы приезжают иностранные рекрутинговые компании, устраивают
ярмарки и заманивают молодые образованные кадры. Но минусов в этом больше, чем плюсов. Десять лет назад объединение Германии
смоделировало ситуацию, которая ожидает теперь Восточную Европу: из менее благополучных земель наиболее молодая, энергичная и
квалифицированная часть населения двинулась на запад.
Теперь все повторяется в других масштабах. Поляков зазывают, из Чехии уже хлынул на поиск удачи наиболее мобильный поток
представителей мелкого бизнеса. Власти пытаются как-то отрегулировать утечку мозгов, рук и предпринимательских талантов, но у них не
очень получается.
Хочешь инвестиций - урезай <социалку>
Рентабельность для западных компаний, которые идут за рубеж, зависит и от стоимости рабсилы, и от налоговой политики в социальной
сфере. И тут сейчас из всей ВЧ наиболее привлекательна для инвестиций Словакия.
Здесь единственное в отличие от других стран правое правительство, где преобладают католические политики. Правда, народ об этих
политиках все больше думает, что <креста на них нет>. Социальные программы урезаны. Зато уже присутствуют четыре крупные иностранные
автомобильные компании со своими сборочными заводами, и работает ряд предприятий-субпоставщиков для зарубежных производителей разной
промышленной продукции. И говорят, вот-вот Словакия выйдет на 1-е место в мире по количеству произведенных автомобилей на душу
населения (при том что сама страна не имеет собственного отечественного автомобиля). Правда, из Франции, Германии слышна и критика
за словацкий налоговый демпинг. Когда затрагиваются интересы рынка труда Германии, сказал немцам Шредер, непатриотично переносить
бизнес в другие страны.
В словацкой деревне есть, например, предприятие, которое собирает моторы для зарубежной бытовой техники, где самому простому
рабочему платят 10 тыс. крон (ок. $330). А стоимость потребительской корзины в словацкой деревне в 2 раза ниже, чем в Петербурге, не
говоря о Москве.
Со вступлением в ЕС практически утратили смысл границы между Чехией и Словакией, да и языковой проблемы нет. Вступление в ЕС, можно
сказать, вновь объединило эти республики. Многие словаки стали ездить на работу в Чехию, где зарплата выше. Особенно двинулись в
Чехию медработники.
Страны ВЧ в определенной мере теряют самую способную, инициативную часть общества, от которой ожидали серьезного вклада в перемены,
в лучшее будущее. К тому же вероятно снижение интереса иностранных инвесторов к рынку, где цена рабсилы все выше и подтягивается к
уровню ЕС, и цена эта явно больше, чем у соседей - не членов ЕС, куда инвесторы даже могут начать переводить уже осуществленные в ВЧ
вложения...
Конечно, возможность для толковых, квалифицированных, уверенных в себе людей ехать работать туда, где платят больше, - это хорошо.
Для этих людей. Но насколько хорошо для государства, в котором они выросли, получили образование за счет общенародных средств,
пользуясь всеми льготами той системы, и для миллионов их соотечественников, среди которых есть их родственники и друзья? Есть такая
тревога у наших соседей. Свобода дала шанс на успех одним и на неуверенное, а то и безрадостное существование другим. И еще вопрос -
кого из них больше? Хватило бы мудрости у властей национальных и у <коллективного евроразума> гармонизировать общество.