От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 30.07.2004 00:47:08 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Тиски и напильник заменит компьютер (*+)

http://www.lgz.ru/1055

Тиски и напильник заменит компьютер
Сегодня промышленным предприятиям и стройкам Москвы не хватает примерно 100 тысяч профессионально подготовленных рабочих. Это
особенно стало чувствоваться в последнее время, когда наметился стабильный рост столичной промышленности. Вот почему недавно в
правительстве Москвы была рассмотрена городская целевая программа по развитию начального и среднего профессионального образования. О
его возрождении и новых возможностях рассказывает первый заместитель руководителя Департамента образования города Москвы, доктор
экономических наук Василий ЛИСОВ.

<У меня подрастает сын. Парень смышлёный, но учиться хорошо ленится. Институт мы вряд ли потянем. А вот получить хорошую
востребованную профессию - это то, что надо. Узнала из вашей газеты (? 29, 2004), что в Москве будет меняться вся система ПТУ. Как
это будет происходить? Что такое колледжи? Каким новым профессиям с учётом колоссальных изменений в нашей жизни будут учить
ребятишек?>
Ирина Авдеева, Москва.

- Василий Иванович, кажется, наступило время, когда выпускники профессионально-технических училищ будут вновь востребованы. Но
насколько удастся привлечь в ПТУ поколение, которое <выбрало пепси>?
- Социологические исследования, мониторинги, которые мы проводили, говорят о том, что среди молодёжи примерно 12 процентов желают
получить рабочую профессию. Нам лишь необходимо поднять привлекательность ПТУ. А сделать это можно, превратив
профессионально-техническое училище в начальную ступень учебного учреждения, которое объединит в себе все уровни профессионального
образования - в пределах среднего. Вот такого рода реформацию мы теперь и проводим в соответствии с новой программой.
Как было до сих пор? Существовали профессионально-технические училища, профессиональные лицеи, техникумы, колледжи и центры
непрерывного профессионального образования. Разве что наши специалисты могут внятно объяснить, в чём отличие одного от другого.
Когда, к примеру, нас посещают иностранные коллеги, приходится популярно излагать им: наши техникумы - почти как ваши колледжи, но
колледжи дают повышенный уровень среднего профессионального образования. Представьте также, каково детям и их родителям разгадывать
подобные ребусы, прежде чем выбрать желаемое. Теперь не придётся путаться. Все будут поступать в колледж, и уже в его стенах каждый
сможет определить свою дальнейшую профессиональную судьбу: получил начальное профессиональное образование (бывшее ПТУ) - и так же
просто, как школьник из четвёртого класса переходит в неполную среднюю школу, учащийся первой ступени колледжа, если у него есть на
то желание, здесь же продолжит учёбу на более высоком уровне (приравненном к прежнему лицею). И так - по нарастающей. Здесь уж не
будет места <пэтэушникам>, которых в общеобразовательной школе окрестили <бесперспективными>. У нас-то для них открывается широкая
перспектива.
- Но это то, что касается <фактора роста> в стенах колледжа. Однако, хотя рыночные отношения и диктуют свои приоритеты, молодёжь,
как всегда, интересуется всем спектром профессий. Смогут ли московские колледжи удовлетворить её запросы?
- В богатом выборе профессий, даже в масштабе одного учебного учреждения, мы сами заинтересованы. Как показывает мировая практика,
если образовательное учреждение готовит учеников по одной или двум специальностям, оно оказывается неживучим. Впредь у нас будет
создаваться <обойма> из 10 - 15 профессий, объединённых по отраслям, и появятся соответствующие колледжи - политехнический,
строительный, торговый, сферы услуг, а также по обучению малым формам бизнеса. В них будут осваиваться и многие новые профессии:
проведённый нами мониторинг показал, что перечень крайне необходимых сегодня для промышленности Москвы нужно увеличить почти на 50
названий.
- Вероятно, новые профессии, которые востребованы современным производством, предполагают и новые формы обучения, а не те, что
осуществляются едва ли не на пальцах или в лучшем случае на устаревшем оборудовании.
- Да, действительно недавний наш выпускник, к примеру, токарь-универсал с традиционным набором знаний и умений, уже не способен
работать на современном производстве. Да такого специалиста попросту не допустят к станку стоимостью в полтора миллиона долларов,
прежде чем на его переподготовку не затратят большие деньги. Чтобы этого не происходило, мы теперь перестраиваем весь учебный
процесс. В каждом колледже будут установлены действующие стенды, и 70 процентов практической подготовки будет осуществляться с
помощью компьютерных устройств. Лишь потом учащиеся придут на предприятия, где мастера и инженеры адаптируют их к технике,
установленной в цехах. Таким образом, на производство уже будут являться высококвалифицированные рабочие, готовые работать на
современном оборудовании.
- Многое, конечно, зависит и от инженерно-педагогических кадров, а они, как известно, в дефиците.
- Удивляться этому не приходится: зарплата у них втрое меньше, чем в среднем по Москве. Прежде специалистов для системы начального и
среднего профессионального образования готовили в индустриально-педагогических институтах и техникумах. Техникумы теперь вовсе
отсутствуют, остались два вуза - и те далеко от Москвы. Правда, в скором времени у нас откроется такой институт. Молодых
специалистов, как в прежние времена, мы будем обеспечивать жилой площадью. А те из них, кто заканчивает вуз с отличием, сразу же
начинают у нас получать 40 процентов надбавки к зарплате. Каждому принятому на инженерно-педагогическую работу будут выдаваться
подъёмные - 20 тысяч рублей. К тому же возможности у наших преподавателей побогаче, чем у их школьных коллег: при каждом
профессиональном учебном учреждении имеются мастерские, которые в целом приносят годовой доход до 2 миллиардов рублей, - это та
сумма, которая в основном расходуется на материальную поддержку мастеров производственного обучения и преподавателей специальных
дисциплин. Всё это позволит привлечь в колледжи лучшие кадры, которые смогут воспитывать достаточно образованных и
высококвалифицированных рабочих.

Беседу вёл
Эмилий АРХИТЕКТОР