|
От
|
Сергей Вадов
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
28.07.2004 18:43:50
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
"Известия" об обветшании основных фондов промышленности
Александр Лившиц "Вложить, чтобы выжить"
http://www.izvestia.ru/comment/187889_print
Россия стареет. Не только население. Промышленность тоже. Фонды достигли пенсионного возраста. Выработаны в среднем на 53%.
Посмотрим отрасли. В машиностроении износ достиг 75%. Оно постепенно исчезает. В физическом смысле. Поскольку выбытие фондов опережает обновление. Примерно в десять раз. Столь же плачевна ситуация в угольной промышленности и ЖКХ. Железная дорога амортизирована на 60%. Нефтедобыча и нефтехимия - так же. Электроэнергетика - на 50%. Авиатехника - одна из самых старых в мире. Через пять лет половина самолетов пойдет под списание.
Сразу попрошу: только без паники. Хотя статистика тревожна, реальность все же получше. На предприятиях не сидят сложа руки. Реагируют на угрозы. Ремонтируют. Латают. Понемногу прикупают оборудование. Иногда даже возводят новые заводы.
Вдобавок восстанавливать нужно не все. Есть, допустим, машина, на которой делали какой-то уникальный боеприпас. А теперь он военным не нужен. Станок состарился. Пришел в негодность. Ну и до свидания. В металлолом.
Есть еще один момент. При социализме, к счастью, строили с запасом. Заботились о надежности рельсов, трубопроводов, электросетей и т.п. Так что настоящие сроки службы подлиннее бумажных. Резервы еще остались.
Их и проедаем. Отцам и дедам, конечно, большое спасибо. Но любое наследство когда-то кончается. Специалисты указывают срок - 2008-2010 годы. Совсем скоро.
При нынешних темпах обновить не успеем. Взять, скажем, «Транснефть». Ежегодно инвестирует 200 млн долл. Заботится о своих трубах. Починяет. Рано или поздно приведет в полный порядок. Когда? Если ничего не изменится, то к 2035 году... И так везде.
Сколько стоит реконструкция? Никому не ведомо. Энергетики, железнодорожники и нефтяники запрашивают вместе около 95 млрд долл. Разумеется, не сразу. Порциями. Но все равно уйма денег. А ведь есть и другие отрасли...
Короче, требуются инвестиции в основной капитал. Пока они растут на 12% в год. Маловато. Надо в два раза быстрее. И еще чтобы были долгосрочными. Отбить их удастся нескоро. Некоторые - вообще никогда. Откуда такие взять?
Что-то покроет бизнес. Только не надо его тормозить. Как в случае с трубопроводами. Хочет зарыть деньги в землю - на здоровье. Еще и похвалить. За удаль. И желание помочь государству. Чей интерес, по-моему, очевиден: лучше иметь частную трубу, чем оставаться без нее.
Капиталисты, конечно, рады бы подтянуть средства со стороны. Но вряд ли получится. На банки рассчитывать нечего. Поглощены собственными разборками. Да и с длинными деньгами у них беда. Заграница не поможет. Поскольку тянется к экспорту. Или в сектора с высокой окупаемостью. А тут сплошные долгострои. С громадными рисками.
Своих же финансов предприятиям не хватит. Задрать цены с тарифами? Эти времена прошли. Издержки снижаются в муках. Акционеры вытаскивают дивиденды. Добавлю расходы на затыкание дыр. Один капитальный ремонт отнимает порядка 40% инвестиционных ресурсов. Прочие вложения - по остаточному принципу.
Без государства, видно, не обойтись. Может быть, стоит посмотреть на федеральные целевые программы. Обозначить безусловный приоритет - национальная инфраструктура. Прошла отбор - обеспечивается бюджетом. Все остальные - за борт.
Другой вариант - вернуться к государственным гарантиям. Понимаю, что противно. Напрягают бюджет. Сам когда-то с ними мучился. Но, похоже, придется. Иначе инвесторов не затащить. Проекты уж больно рискованные. Сколько заработаешь и когда - кто знает...
Насчет оборудования. Если уж заменять, то на самое современное. Оно в основном за границей. Значит, надо снижать импортные пошлины. Или даже обнулять. Разумеется, если нет отечественных аналогов.
Власти говорят: масштаб и острота проблемы осознаны. Замечательно. Раз так, то перед нами стратегическая развилка. Первый путь - гнать экономику к удвоению ВВП. В обозначенный срок - до 2010 года. Хотя именно в это время что-то может обрушиться, лопнуть или треснуть. Надежда одна: авось пронесет. Второй путь - вложить немалые ресурсы в замену инфраструктуры. Без быстрой отдачи. Чтобы промышленность смогла выжить. А удвоения достичь попозже.
Удастся ли пройти посередине? Не уверен. Либо скорость, либо надежность. Чем-то придется пожертвовать. Надо решать. И поживее.