|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
26.07.2004 22:52:42
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Вячеслав Глазычев. Назаборная хроника (*+)
Русский Журнал / Колонки / Столпник
http://www.russ.ru/columns/stolpnik/20040726.html
Назаборная хроника
Вячеслав Глазычев
Дата публикации: 26 Июля 2004
Газета "Правда.ru" сообщила: "В Берлине найден договор, который Адольф Гитлер заключил с... сатаной. Контракт датирован 30 апреля
1932 года и подписан кровью обеими сторонами".
Официальный сайт С.Глазьева: "Завершилась поездка С.Ю.Глазьева на Святую Землю в составе делегации Союза православных граждан.
Репортаж о поездке вы сможете прочитать на сайте через несколько дней".
Некто Виталик на форуме "Русского Дома": "Я хотел было извиниться за возможное грубое отношение в адрес участников сего форума при
обсуждении статьи "Душу за рок". Тема была забанена. По какой причине? Не из-за того ли, что мое мнение не совпадало с мнением
модератора Юлии, которая в той теме подписалась как "гость"? Так вот, в свою очередь, я напомню ей слова апостола Павла в послании к
Коринфянам: "Женщина в Церкви да молчит...".
На обновленном портале "Слава России" объявлено о выходе июньского номера дайджеста "Голос Империи".
Ныне тридцатилетняя Ирина Маленко на сайте "Левой России", заставкой к которому служит известная композиция Малевича "Красным клином
бей белых!", публикует свои воспоминания: "Но если мы - те, кого не пугает перспектива этой огромной по своему масштабу и сложности
задачи, - заглянем себе в душу, мы убедимся, что практически все мы в той или иной мере по-прежнему являемся именно этим. Именно
верными андроповцами".
Сайт Sovest.org сообщил: "В ночь с 11 на 12 июля группа "Совесть" начала крупномасштабную акцию "Завяжем с произволом", украсив всю
Москву в рамках Садового кольца сорока одной тысячью (41 000) желто-зеленых лент" (цвета ЮКОСа)...
На заборах и задниках гаражей вдоль железных дорог вот уже несколько лет разворачивается многоголосье, принять которое за
косноязычный глас народа сложно, однако вовсе игнорировать неразумно. Лента суждений и пиктограмм тянется от Москвы верст на
тридцать, далее исчезая. Принимая во внимание то обстоятельство, что заборы и стенки гаражей сплошные, без разрывов на целые
километры, остается удивляться упорству и терпению неведомых глашатаев, которым приходится немало брести пешком, чтобы добраться до
очередного "холста".
Череда сугубо аполитичных граффити, авторы которых тяготеют к абстракционизму в опоре на шрифтовые композиции (преимущественно
по-английски, с ошибками и без оных), мало интересна что с художественной, что с культурологической точки зрения. Разве что заметно,
что лента состоит из автономных изображений, которые никогда не наползают на соседние композиции и никогда их не перекрывают:
индивидуализм самовыражения торжествует очевидным образом. Попыток закрасить эти скромные панно также не обнаружено.
Кое-где еще можно встретить "Кино", но уже на равных или, скорее, в подчиненном положении относительно новейших, как правило
иноземных поп-групп, так что надписи, даже целые алтари с девизом "Цой жив!" вспоминаются с некоторой ностальгией. Утрата веры в
способности отечественных ногоборцев явно проявилась в тотальном исчезновении столь частого ранее "Спартак" - чемпион".
Политические высказывания, как правило, брезгливо отодвинулись от граффити, и чаще всего их создатели предпочитают работать на
чистой поверхности, выбирая все больше протяженные заборы, словно и впрямь учитывают условия чтения на ходу, из вагонного окна. Надо
полагать, уныло однообразные "черножопые, вон из Москвы!" (когда с восклицательным знаком, когда без него, но иногда даже с запятой)
все же относятся к миру политики, хотя и к низменной его части. Начертаны эти гаденькие знаки преимущественно рукой нетвердой и
быстрой, с помощью спрея, как если бы их наносители чего-то и впрямь боялись, хотя такие надписи анонимные же чистильщики обычно
оставляют нетронутыми. Закрашивают, вернее забеливают одни свастики, преобразуя их в квадраты, перечеркнутые прямым крестом.
Некогда яркие буквы популярного текста "банду ельцина под суд" изрядно выцвели, но все еще различимы. Словно следуя дуновению
времени, подвыцвел и одинокий "зюганов", зато со всей четкостью видны (но не так уж часто) свежие иероглифы, утверждающие: "смерть
буржуям", - или обозначающие: "ассоциация анархистов". Нацболы что-то привяли - в прошлом году их подписи попадались нередко, в этом
же - не заметил ни одной. Совершенно неожиданно и почти трогательно появление на граненой поверхности бетонного забора
ностальгического волеизъявления: "харитонов - президент". Это проявление коммунистических упований начертано широкой кистью, все тем
же самым рубленым шрифтом, которым всегда штамповали лозунги ушедшей эпохи.
Заборы при малых городах и малых станциях девственно чисты, если слово "чистый" имеет какой-то смысл в зоне отчуждения железной
дороги. Здесь хватает позавчерашних заклинаний, намертво выложенных красным кирпичом в теле стены из кирпича силикатного.
А вот в городах крупных и пассионарных вроде Ижевска или Кирова война лозунгов ползет по заборам вовсю. Особенно изумила локальная
стычка букв: сначала от души, размашисто начертано "русский порядок", затем, воспользовавшись цезурой между словами, исправлено, так
что вышло: "русский без-порядок" (через "з", но тоже от души).
Одно лишь заслуживает внимания. В далеком 1981 году, оказавшись в Кельне, где на заборах хватало крепких замечаний в адрес турок, я
сфотографировал ярко-красную звезду и черную аббревиатуру RAF (фракция Красной армии) на боку строительного фургона. И звезда, и
буквы были набрызганы по косой, в оправданной спешке, однако ни одна черта, ни одна из брызг не коснулись логотипа строительной
фирмы. Мы явно врастаем в цивилизацию: надписей на старых заборах и старых стенах немало, но не удалось увидеть ни одной на
поверхности рекламных щитов, которые, казалось бы, созданы для того, чтобы со вкусом пройтись черным спреем по лоснящейся
поверхности.