|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
30.07.2004 00:32:21
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Бритоголовые в сумерках. Разговор с А. Тарасовым (*+)
http://www.lgz.ru/1017
Бритоголовые в сумерках
Чем чреваты молодёжные забавы под сенью свастики
Мы живём в постоянной тревоге. Повсюду - разноликие несчастья: финансовые потрясения, не утихающие межнациональные конфликты, угроза
терроризма и разгул криминала. Не оставляет один и тот же проклятый вопрос: доведётся ли любому из нас, выходя из дома, вернуться
обратно? Беспокойство не покидает и в собственной квартире: всем знакомо тревожное ощущение, когда припозднился кто-то из близких:
Сегодня речь об одном из источников тревоги российского общества: об экстремизме - точнее, о скинхедах. Корреспондент <ЛГ> Валерий
Бурт ведёт разговор вместе с содиректором Центра новой социологии и изучения практической политики <Феникс> Александром ТАРАСОВЫМ.
Тема для него знакомая и основательно изученная. А поводом для беседы послужил не очень весёлый юбилей - десятилетие движения
бритоголовых в России.
ИЗ ТРЁХ ЗОЛ - ХУДШЕЕ:
- Александр Николаевич, а как всё это начиналось?
- Действительно заметным явлением скинхеды стали в 1994 году. Но самые первые появились в начале 90-х. Тогда всё это было
несерьёзно: дюжина балбесов в Москве и полдюжины в Питере узнали из прессы и телевидения, что есть на Западе модная молодёжная
субкультура - скинхеды,-и принялись им подражать:
Однако из трёх направлений - наци-скинов, ред-скинз и тредов - наши СМИ пропагандировали только первых, хотя во многих странах
большинство скинхедов - как раз последние. То есть достаточно спокойная и аполитичная молодежь, воспринимающая эту субкультуру
исключительно как моду. А ред-скинз - это скины-антифашисты, унаследовавшие традиции первого поколения скинхедов, интернационального
движения рабочей молодежи крупных английских городов конца 60-х годов. Такая избирательность не может быть случайной. Журналисты,
пропагандировавшие западных наци-скинов 10 лет назад, - прямые соучастники их сегодняшних преступлений.
Наши, доморощенные скины сначала вели себя спокойно, даже <декоративно> - красовались в центре Москвы и Питера, очень довольные
собой: кругом еще <совок>, а они уже такие <продвинутые> - уловили последний писк западной моды: обрили головы и уже знают, что
Гитлер - это хорошо, а негры - плохо:
Информация к размышлению. Численность скинхедов резко выросла после известных событий в октябре 1993 года. Студенты московских вузов
позже рассказывали, что именно их однокурсники, вскоре ставшие скинами, оказались в толпе зевак, с восторгом наблюдавших обстрел и
штурм здания Верховного Совета. Ещё более сильное <впечатление> на будущих скинов произвёл антикавказский террор на улицах Москвы во
время <особого положения>. ОМОНовцы, безнаказанно избивавшие <лиц кавказской национальности> и вообще всех, кто выглядел
недостаточно <славянски>, стали примером для подражания подростков из бедных и неблагополучных семей <спальных районов> Москвы. Так,
в течение буквально нескольких месяцев в начале 1994 года число скинов в Москве выросло до нескольких сотен. Это было начало
движения, которого толком никто не заметил.
- Да, именно из такой среды скинхеды стали черпать свои ресурсы. Достаточно многочисленные и практически неисчерпаемые, ибо столько
же у нас недовольных жизнью людей. Скинхеды быстро нашли виновников своих невзгод. Вернее, им подсказали <объект> ненависти. Тем
более что версия <кавказского засилья> в России была и остаётся популярной. И достаточно реальной, поскольку московская торговля
находится под сильным влиянием выходцев из этого региона.
Но кто допустил развитие подобной ситуации? Власти. В частности, милиция, которая развернула в Москве массовую торговлю
регистрациями и прописками. Во-первых, это большой и лёгкий заработок. Во-вторых, <купленными> людьми легко манипулировать. Снова и
снова <доить>.
- Всё не так просто. Российские скины нападали в первую очередь на чернокожих, мулатов, китайцев и корейцев, а вовсе не на
кавказцев. Кстати, на чеченцев скины вообще никогда не нападают - они их до смерти боятся. Азербайджанцы стали одним из основных
объектов нападения лишь несколько лет назад - и приблизительно в это же время в скин-сообществе произошла смена поколений: на место
детей из неблагополучных, малообеспеченных семей из <спальных районов> больших городов пришли дети формирующегося <среднего класса>:
отпрыски мелких торговцев, бизнесменов, государственных чиновников. Вот они уже воспринимают <кавказцев> как конкурентов <семейного
бизнеса>.
Вообще же, по данным правозащитных организаций, таких, как <Гражданское содействие>, и по сведениям объединений иностранных
студентов и различных землячеств, подавляющее большинство нападений скинхедов даже не регистрируется правоохранительными органами:
под всеми мыслимыми предлогами жертвам нападений отказывают заводить уголовные дела. Должно произойти что-то экстраординарное или
скандальное - убийство, погром, осквернение кладбища, чтобы начались следственные действия. Но даже в этом случае очень часто дело
квалифицируется как чисто уголовное, якобы не носящее расистский или националистический характер.
ОБРАЗ ВРАГА
- Выходит, - об этом уже говорят давно и упорно - некоторые властные структуры поддерживают скинхедов?
- Не секрет, что в наших правоохранительных органах немало людей с ксенофобскими, националистическими, антидемократическими
настроениями: Но порой вскрываются факты и сознательной поддержки наци-скинов. Один из самых известных примеров: громкий скандал в
2002 году, когда выяснилось, что наци-скинов из откровенно фашистской Народной национальной партии (ННП) тренируют и обучают на базе
московского ОМОНа местные тренеры. Ничего удивительного в этом нет, ибо поддержка и провоцирование расовых и национальных
конфликтов - это переориентация конфликтов социальных. Если недовольные вымещают злобу на людях другой национальности, иного цвета
кожи и религии - они тем самым переадресуют свой гнев от действующей власти к тем, кто играет роль образа врага:
Информация к размышлению. Разгул бритоголовых всё больше утверждает Россию в <статусе> расистской державы. Посольство США
неоднократно призывало к осторожности своих граждан и предупреждало их избегать места, где чаще всего действуют группы эстремистов.
<Неадекватное поведение скинхедов по отношению к людям с неславянской внешностью представляет непосредственную угрозу для здоровья и
безопасности граждан наших стран, особенно в общественных местах, таких, как метро, рынки и молодежные дискотеки>, - говорилось в
письме, направленном консульствами Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и Грузии в адрес
Министерства внутренних дел России. Официальные ноты протеста направляли в наш МИД посольства ЮАР, Бенина, Судана, Индии и Нигерии и
других стран в связи с различными инцидентами, прямо затрагивающими безопасность своих граждан.
- Один известный режиссёр как-то сказал, что наше общество - <бритоголовое изнутри>. Так насколько же идеи скинхедов близки людям? Я
имею в виду, естественно, молодых, социально не защищённых, а потому жаждущих <все отнять и поделить>.
- А скинхеды вовсе не жаждут <всё отнять и поделить>! Вы путаете их с анархистами или с молодыми сталинистами. Скинхеды не против
частной собственности, капитализма, социального и имущественного неравенства. Они просто хотят быть на вершине социальной пирамиды:
стать богатыми и преуспевающими. Но уверены, что препятствие к этому - <инородцы> и <иноверцы>. Вот если изгнать всех нерусских и
неправославных, то страна мигом начнёт процветать, а они, скинхеды, поголовно станут миллионерами.
- Действия скинхедов - стихия или порядок? Угасание, потом всплеск? Или движение по нарастающей?
- Скинхеды, как и всякая субкультура, - явление стихийное. Не надо впадать в конспирологию и искать каких-то заговорщиков,
организующих это движение. Как и все молодёжные субкультуры, скинхеды развиваются и увеличивают численность до тех пор, пока это
движение считается модным, пока не будет исчерпана потенциальная база, поскольку не бывает, чтобы вся поголовно молодежь
<записалась> в одну субкультуру.
- Существует радикальное крыло, объединяющее многочисленные группы дисциплинированных и хорошо обученных молодых людей, есть и
немногочисленные, не столь воинственные и жестокие. Но возможно ли - не дай Бог! - их объединение? Более того: реален ли вариант,
при котором под одни знамёна становятся все ультраправые, включая разношёрстные неофашистские, группировки?
- Сомневаюсь. Ультраправые уже десятки раз пытались объединиться: устраивали всевозможные встречи, подписывали различные соглашения:
Но всё кончалось одинаково: договорённости не соблюдались, <фюреры> ультраправых переругивались, разоблачали друг друга как
<сионистских агентов>.
Кроме того, не надо преувеличивать численность и дисциплинированность даже
самых крупных скинхедских организаций, таких, как или . По две сотни человек в каждой из организаций,
при том, что они воспринимают друг друга как конкурентов в борьбе за лидерство в скин-сообществе. Это, согласитесь, не такая уж
страшная сила.
Власть достаточно хорошо контролирует ультраправых и не опасается, что те вырвутся из-под контроля. Крайних радикалов, считаю, к
власти не допустят. Впрочем, рядовому гражданину от этого ничуть не легче: ведь не представителям власти, а именно ему могут
проломить голову эти погромщики.
Информация к размышлению. С 1997 года скинхедами в России убито по меньшей мере 54 человека, не менее 15 тысяч были ранены или
получили тяжёлые побои. Скинхеды организовали 9 погромов, 4 нападения на синагоги, 1 поджог и 1 подрыв синагоги, осквернили
еврейские и армянские кладбища в 8 городах и совершили надругательства по меньшей мере над 4 антифашистскими и революционными
мемориалами. Общее число зафиксированных инцидентов с участием скинхедов достигает 35 тысяч. Наибольшую агрессию у них вызывают
кавказцы и африканцы, евреи и цыгане - на третьем и четвёртом местах.
УБИТЬ? БЕЗ ПРОБЛЕМ!
- Масштабы деятельности скинхедов расширяются с пугающей быстротой. Логично предположить, что нынешнее поколение бритоголовых уже не
чета своим товарищам-националистам конца ХХ века:
- Безусловно, нынешние бритоголовые отличаются от первого исключительной жестокостью. Раньше убийства были редкостью, сейчас стали
обычным явлением. Прежде скинхеды, избивая, например, студента-африканца, <объясняли> ему, почему они так делают. Сейчас же просто
втыкают нож. Это - следствие катастрофической деградации и прямого разрушения системы образования и воспитания в стране. Молодёжь
дичает, становится всё более примитивной и психопатологичной.
- Неужели они все так убоги и необразованны? По телевизору же порой показывают вполне нормальных людей из этой среды. Не считаете ли
вы, что в ряды люмпен-скинов вливается и более продвинутая молодежь? И такой контингент вполне может стать еще одной <кузницей
кадров> для движения.
- Я уже говорил, что произошла смена поколений, и подростков из малообеспеченных семей сменили сверстники из <среднего класса>. В
чистом виде никаких <люмпен-скинов> у нас никогда и не было. Подростки из откровенно люмпенизированных кругов не шли в скинхеды -
эта субкультура была для них слишком сложной и непонятной. Они традиционно вливались в уголовный мир, как и раньше.
Сообщество пополняли несколько более развитые и достаточно образованные люди - те, кто искал ответы на больные для страны вопросы,
хотя и удовлетворялись примитивными ответами. К тому же нынешнее поколение скинхедов более обеспеченно, чем предыдущее. Это видно из
того, что одна только экипировка скина - ботинки <гриндерсы> или <мартинсы>, чёрные джинсы, куртка-<бомбер>, нашивки, <кельтские>
татуировки и прочее - стоит никак не меньше 15 тысяч рублей. Таких денег у бедных просто нет.
Но это не значит, что они умнее, интеллигентнее и гуманнее. Они богаче - и в то же время более жестоки - до садизма, откровенной
патологии. У них есть лэп-топы и палм-топы, они знают английский, но используют его для изучения расистских сайтов в Интернете. У
них есть DVD, но смотрят они фашистские фильмы, боевики и садо-мазо. Они вдохновляются именно такой <художественной продукцией>.
Кстати, скины потому так и жестоки, что знают, что у родителей есть деньги, чтобы откупиться. Да, сегодня гораздо больше
представителей движения, чем раньше, учатся в вузах, но, во-первых, у нас катастрофически снизился уровень преподавания, а
во-вторых, разве среди преподавателей институтов и университетов мало натуральных черносотенцев?
- Вы сказали, что когда-нибудь это движение придёт в упадок. Но когда?
- Скинхеды, как и другие молодёжные субкультуры, пришедшие к нам с Запада, сначала появляются в столицах и крупных городах, растут
там и затем, исчерпав потенциальную членскую базу, останавливаются в росте. Спустя несколько лет эта субкультура осознаётся
провинцией как <столичная мода> - и начинается <вторая волна>. Тогда субкультура распространяется в провинции - не в деревнях,
конечно, а в провинциальных городах. Именно на этой стадии мы сейчас и находимся.
К началу <второй волны> в стране было приблизительно 35 - 40 тысяч скинхедов, значит, что к концу <второй волны>, что известно по
опыту предыдущих субкультур, в России их будет около 80 тысяч. Затем их рост остановится, если, конечно, во власти или в
бизнес-элите не найдутся могущественные силы, которые захотят скинхедов поддержать и поощрить:
- Остаётся с ужасом представить, сколько нас ждёт кровавых столкновений и, главное, жертв. Страшно, но реально предположить и
другое - сколько ещё людей будут заражены бациллами ненависти, которая вряд ли излечивается:
- Большинство скинов, повзрослев, уйдёт из этой субкультуры. Однако расистские, ксенофобские и фашизоидные взгляды останутся с ними
на всю жизнь. Превратившись в обывателей, они создадут социальную среду, которая будет сочетать ультраправые идеи с идеями
приверженности представительной демократии. Именно такая среда обеспечила успех Национальному фронту Ле Пена во Франции, Партии
свободы Хайдера в Австрии, Берлускони в Италии - тому, что принято называть <двубортным>, то есть респектабельным, благообразным
фашизмом.
Валерий БУРТ
Кто <сеет ветер>?
Случается, что выращенные в пробирках и предназначенные для опытов бактерии проникают в человеческую среду. Возникает угроза
эпидемии. Аналогичный случай произошёл с <вирусом> скинхедов, завезённым в Россию из зарубежных <лабораторий>. Угроза массового
<заражения> очевидна, но никто не торопится употребить сильную вакцину:
Александр Тарасов прав, утверждая, что в своё время именно журналисты славно поработали над рекламой зарубежных наци-скинхедов. И
поспособствовали взращению отечественных. Однако им немало <подсобили> иные историки и литераторы, поставившие жирный знак равенства
между сталинским и гитлеровским режимами. Безостановочно - один за другим выходят мемуары гитлеровских генералов и вождей рейха,
красочные альбомы, посвящённые атрибутике нацизма и форме вермахта.
Рассуждая о субкультуре скинхедов, Тарасов приравнивает её к традиционным молодёжным движениям, имеющим в конце концов свойство
угасать. Возможно. Однако похоже, что скинхеды из общего ряда явно выбиваются. Сейчас их в России порядка 50 тысяч, но сколько будет
через год-два, неизвестно. Политическая и экономическая погода у нас никогда никаким прогнозам не поддаётся.
Впрочем, в данном случае ситуацию нетрудно было просчитать. Ведь выходцы из кавказского региона давно и прочно обосновались в
спальных районах Москвы. С этим можно было примириться, если бы все <новосёлы> были бы воспитаны и законопослушны. Но общеизвестно,
что они с трудом адаптируются в новых для них условиях, что с их появлением усугубилась криминогенная обстановка. Понятно, что такое
положение порождает уже не глухой ропот, а открытый протест коренных москвичей. Его-то молодёжь <энергично> претворяет в жизнь. И
логика - слепая и примитивная - в действиях скинхедов действительно ощущается. Печально и страшно, что её очертания проглядывают
через кровавую пелену:
Если, по мнению господина Тарасова, скинхеды, превратясь в <простых российских обывателей>, создадут социальную среду, сочетающую
ультраправые идеи с идеями приверженности представительной демократии, это будет не самый худший вариант. Так ли это?
Пока скинхедов вроде бы держат на поводке, который, кстати, непонятно, насколько крепок и куда тянется. Однако нельзя исключать и
возникновения взрывоопасной ситуации, поскольку постоянные кризисы всё больше раскаляют температуру в обществе. Не дождёмся ли мы
ситуации, когда власть окажется в руках фанатиков - невеликих числом, но решительных и оголтелых: Часть населения примкнёт к ним по
убеждениям, другая - равнодушная и апатичная - будет при этом лишь присутствовать. И получится согласно притче: сеющие ветер пожнут
бурю?
Среди <жнецов> - коррумпированные сотрудники МВД, при попустительстве которых зрела взрывоопасная ситуация. Именно они, как
свидетельствует криминальная хроника, продолжают торговать московской регистрацией. Именно с их негласного и небескорыстного
благословения множатся криминальные группировки, захватывающие рынки крупных городов России. Что и провоцирует скинхедов на насилие.
Несколько слов о депутатах Государственной Думы, на днях отвергнувших законопроект об уголовной ответственности за использование в
любой форме нацистской символики. Характерно, что документ был предложен ещё семь лет назад! Согласно причудливой логике депутатов в
документе содержится двоякое толкование некоторых норм, а изображение свастики является элементом орнамента многих иранских народов,
а также древнеримским символом. Лукавый аргумент не выдерживает никакой критики, ибо для миллионов россиян упомянутый знак - только
символ беды, и во имя уничтожения свастики были пролиты реки человеческой крови!
Все эти нерешённые проблемы создают ту почву, на которой и произрастает явление, называемое скинхедами.
Что же делать? Возможно, в первую очередь необходимо взвешенное, осмотрительное регулирование миграционных потоков с опорой на
законодательную базу, которую необходимо создать? Может быть, нужен продуманный, основанный на изучении горького опыта других стран
законодательный документ, который позволит разбушевавшуюся миграционную реку вернуть в разумные берега?
Надеемся, что другие пути выхода из критической ситуации подскажут читатели, так как сегодняшней публикацией редакция <ЛГ> лишь
начинает обсуждение этой сложной темы.
Отдел <ОБЩЕСТВО>